Александр Александрович Алексеев (фр. Alexandre Alexeïeff; 1901 - 1982) - русско-французский
художник-график, книжный иллюстратор, аниматор. Изобретатель игольчатого экрана
(патент № 387554 от 11 июля 1935 года). Считается одним из основателей французской
мультипликации, крупнейшим представителем экспериментального кино. С 1920 года - в
эмиграции, с 1921 года - во Франции.
Работал вместе с женой, художницей
Клер
Паркер (1910-1981). Стоял у истоков фестиваля анимационных фильмов в Анси.
“Нос”, “Картинки с выставки”, “Ночь на Лысой горе” - входят в пятерку
программных фильмов Алексеева. По ним учатся студенты ВГИКА. Парадоксально,
останавливая фильмы Алексеева в любом месте, всегда получается законченная
композиционная гравюра.
Ранние годы
«Безвестный русский - знаменитый француз», - так называли художника аниматора
Александра Алексеева. В России долгое время он был персоной нон грата. Его
творчество знал только узкий круг художников-аниматоров.
Родился 5 августа 1901 года в Казани.
Провёл детство в Константинополе, где его отец служил военным атташе (он исчез при
невыясненных обстоятельствах во время служебной командировки в Берлин в 1905 году).
В 1905 г. семья вернулась в Россию. В 1912-1917 гг. учился в Первом кадетском морском
корпусе в Петербурге.
Когда началась Октябрьская революция, он уехал к родственникам в Уфу, там
некоторое время занимался в Школе искусств, организованной Д.Бурлюком.
В 1919 году бежал из Уфы, добрался до Владивостока, где во время Гражданской войны
служил моряком. В январе 1920 г. принял решение покинуть Россию: через Японию, Китай,
Индию и Египет перебрался в Англию.
В 1921 г. обосновался в Париже, став учеником и помощником С.Судейкина.
Художник-иллюстратор
В 1922-1925 гг. работал декоратором-исполнителем во многих парижских театральных
труппах: у Н.Ф.Балиева в «Летучей мыши», в театре «Knock» Ж.Ромэна, выполнял заказы
для театральных постановок Ж.Питоева, Ф.Ф.Комиссаржевского, Г.Бати, «Русского
балета» С.П.Дягилева. Посещал занятия в Академии Гранд Шомьер.
В 1923 г. женился на актрисе труппы Ж.Питоева Александре Гриневской.
С 1925 г. при поддержке писателя Ф.Супо и издателя Ж.Шифрина стал получать заказы на
иллюстрирование книг. Первые его опыты были связаны с трудоемкой техникой
торцовой гравюры - «
Нос» («
Le nez») Н.В.
Гоголя (1925-1926), «Аптекарша» («La pharmacienne») Ж.Жироду (1926) и «Настоятель монастыря» («L'abbe
de l'abbaye») Ж.Женбаха (1927); затем последовали работы в технике литографии, акватинты,
офорта.
В конце 1920-х годов с иллюстрациями Алексеева вышли малотиражные издания
французских переводов: гоголевских «Записок сумасшедшего» («Journal d'un fou, 1927»),
пушкинских «Пиковой дамы» («La Dame de pique», 1928) и «Повестей Белкина» («Les récits d’Ivan
Pétrovitch Bielkine», 1930), а также другие книги. В 1929 г. в Париже тиражом 100 экземпляров
была издана одна из наиболее значительных графических работ Алексеева - цикл из
ста иллюстраций к «Братьям Карамазовым» («Les frères Karamazov») Достоевского. Ещё один
монументальный графический цикл - гравюры к «Дон Кихоту» Сервантеса (1936) - до сих
пор остается неизданным.
Среди значительных графических работ Алексеева послевоенного времени -
иллюстрации к «Слову о полку Игореве» («Chant du prince Igor», 1950), «Сказкам» («Contes») Э. Т. А.
Гофмана (1960), «Искушению Запада» («La tentation de l’Occident») А. Мальро (1979).
В общей сложности с иллюстрациями Алексеева вышло около пятидесяти книг.
Особое место в его творческом наследии занимает цикл иллюстраций (120 акватинт) к
«Анне Карениной» («Anna Karénine») Л.Н. Толстого, выполненный в 1951-1957 гг. Это издание
было выпущено в Париже в 1997 г. тиражом 20 экземпляров в виде папки эстампов.
Кинематограф
В начале 1930-х гг. Алексеев под впечатлением от экспериментальных фильмов
«Механический балет» Ф.Леже и «Идея» Б.Бартоша обратился к кинематографу. Он
изобрел новый способ съемки анимационных фильмов - с помощью игольчатого экрана,
а 1933 г. вместе со своей ученицей и будущей женой Клер Паркер (1906-1981) реализовал это
изобретение в 8-минутном анимационном фильме «
Ночь
на Лысой горе» на музыку М.П.Мусоргского. Первый экран весил 70 кг. Чтобы его
сделать, Алексееву понадобился чемодан иголок. Французские продавщицы говорили о
сумасшедших русских, скупивших все иголки в парижских магазинах.
В 1940 г. переехал в США, однако после войны вернулся в Париж, где продолжил работать
над анимационными фильмами: это были «
Нос» (по повести Гоголя, 1963), пролог и эпилог к
фильму «Процесс» по роману Ф. Кафки (режиссёр О. Уэллс, 1962), «
Картинки с выставки» и «Три темы» (1972 и 1980; оба - по музыкальным темам
Мусоргского). Неслучайно уже после того, как на игольчатом экране были созданы
первые фильмы, Алексеев с его помощью выполнил огромные графические циклы -
иллюстрации к «Доктору Живаго» («Le docteur Jivago») Пастернака (1959), «Игроку» («Le joueur»)
Достоевского (1967), представляющие собой своеобразные раскадровки сюжетов
произведений. В частности, к роману «Доктор Живаго» на игольчатом экране были
выполнены 202 иллюстрации.
Работал в театре с Гастоном Бати, Луи Жуве, Жоржем Питоевым и др., занимался
рекламой.
Ушел из жизни 9 августа 1982 года в Париже.
Его внук -
Александр Рокуэлл - режиссер. Великий дед помогал ему в
подростковом возрасте, учил основам профессии.
Источник: Википедия, IMDB.