Арам Ильич Хачатурян - армянский советский композитор, дирижёр, педагог,
музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда, Народный артист
СССР. Лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий, Государственной
премии СССР и Государственной премии Армянской ССР.
Автор четырёх балетов, трёх симфоний, шести концертов, десятков произведений
вокальной, хоровой, инструментальной и программной музыки, музыки к кинофильмам и
театральным постановкам, а также музыки Государственного гимна Армянской ССР.
Ранние годы
Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в селе Коджори недалеко от столицы Грузии.
Вскоре семья перебралась в Тифлис. Отец, Илья Хачатурян, был ремесленником,
владельцем переплётной мастерской. Женившись на односельчанке, с которой был
обручён с детства, Илья переехал из родного селения Верхняя Аза, что на границе с
Ираном, в центральную Грузию.
Мать, Кумаш Саркисовна, была на 10 лет младше мужа и занималась домашним
хозяйством. В семье родилось пятеро детей - дочь Ашхен и сыновья Вагинак, Сурен,
Левон, Арам, но девочка умерла в младенчестве.
Мать любила петь армянские песни, а младший сын Арам в это время подыгрывал ей на
всём, что попадалось под руку: кастрюлях или медных тазах. Но рвение к музыке не
приветствовалось в семье - отец стремился дать всем сыновьям хорошее образование,
поэтому Арама вскоре определили в частную гимназию княгини
Аргутинской-Долгоруковой. В детстве мальчик, помимо родного армянского, легко
обучился грузинскому и русскому языкам.
Атмосфера улиц и переулков многонационального города была насыщена музыкальными
звуками, которые лились отовсюду. Регулярно Отделение Русского музыкального
общества принимало Фёдора Шаляпина, Сергея Рахманинова, Константина Игумнова. В
Тифлисе также работал Итальянский оперный театр. Мальчик невольно впитывал
мелодии и ритмы разных народов, живущих в столице Грузии. Когда отец приобрёл
старый рояль, Арам научился подбирать песни.
В 1921 году на лето в Тифлис приехал старший брат Арама Сурен, который в то время уже
жил в Москве. Отучившись в Московском университете на историка, молодой человек
устроился работать в МХТ. Сурен тесно общался с основателями русского
театра: Станиславским, Немировичем-Данченко, Сулержицким, Вахтанговым и Михаилом
Чеховым. Загоревшись идеей создать национальный армянский театр, Сурен приехал
на родину искать талантливых соотечественников для учёбы в Москве. Вместе с
театралами в столицу России отправились и братья Сурена, Левон и Арам.
В Москве юноши погрузились в культурную жизнь города с головой: посещали оперу,
балет, выступления симфонических оркестров, драматические спектакли. Большое
впечатление на Арама произвёл поэт Владимир Маяковский. Через год Хачатурян
поступил на биологический факультет университета, но любовь к музыке взяла своё:
молодой человек начал посещать ещё и музыкальное училище Гнесиных, в котором
только-только создавалось отделение композиции. Первым педагогом Хачатуряна
стал Михаил Фабианович Гнесин, встреча с которым определила творческую биографию
молодого человека.
Музыка
Хачатуряну, начавшему изучать теорию музыки и нотную грамоту слишком поздно,
поначалу приходилось очень сложно. В училище он, помимо фортепиано, освоил игру на
виолончели. Первые же пробы написания музыки оказались успешными: «Танец для
скрипки и фортепиано» до сих пор входит в копилку скрипичного репертуара. Окончив
училище, в 1926 году Арам Ильич отправляется на родину, где возглавляет музыкальное
отделение Московского Дома культуры.
В 1929 году Хачатурян возвращается в Москву, где поступает в Московскую
консерваторию в класс композитора Николая Яковлевича Мясковского.
Инструментовку Хачатуряну преподавали Рейнгольд Глиэр и Сергей Василенко. В эти
годы Арам Ильич создает сюиту для альта и фортепиано, фортепианную «Токкату»,
«Семь фуг для рояля». «Трио для фортепиано, скрипки и кларнета» высоко
оценил Сергей Прокофьев, который устроил премьеру этого произведения в Париже. В
1933 году на сцене Московской консерватории в исполнении симфонического оркестра
прозвучала «Танцевальная сюита».
Дипломной работой композитора стала «Первая симфония». После окончания
аспирантуры в 1936 году Хачатурян создал «Первый фортепианный концерт», который
сразу вошёл в репертуар советского пианиста Льва Оборина. В своих произведениях
Арам соединяет восточный колорит гармонии и мелодии с западно-европейскими
музыкальными традициями. Сочинения Арама Хачатуряна исполняли советские
музыканты Давид Ойстрах, Леонид Коган, Михаил Полякин, Ян Флиер, а также многие
зарубежные исполнители
В предвоенные годы Арама Хачатуряна назначают заместителем председателя Союза
композиторов СССР. Он пишет балет
«Счастье», «Первый
скрипичный концерт», музыку к драме Михаила Лермонтова «
Маскарад» и комедии Лопе де
Вега «Валенсианская вдова». Вальс из сюиты «
Маскарад» вошёл в число
лучших произведений симфонической музыки XX столетия.
Во время войны Арам Хачатурян эвакуируется в Пермь, где сочиняет балет
«Гаянэ»,
самыми яркими номерами которого стали «Колыбельная» и «Танец с саблями». Затем он
пишет «Симфонию с колоколами», патриотические произведения «Песня о капитане
Гастелло» и марш «Героям Отечественной». Музыка композитора транслируется по
Всесоюзному радио. Творчество Хачатуряна по праву оценило и советское
правительство, присвоив композитору Сталинскую премию I степени. В конце войны
из-под пера мастера появляется партитура «Гимна Армении». В 1946 году Арам
Хачатурян завершает «Первый виолончельный концерт», через год - «Третью
симфонию».
В 1948 году Арам Хачатурян испытал шок после выхода постановления Политбюро, в
котором его творчество, а также музыка Шостаковича и Прокофьева были названы
формализмом. После нападок партии первое крупное произведение мастера, балет
«Спартак», появилось только в 1954 году. С середины 50-х годов балет прочно
вошёл в репертуар многих театральных коллективов СССР и зарубежья. На музыку
Хачатуряна были поставлены спектакли советскими балетмейстерами Львом
Якобсоном, Игорем Моисеевым и Юрием Григоровичем.
С начала 50-х годов Арам Хачатурян набирает первый курс композиции в Московской
консерватории и в Гнесинском институте. Арам Ильич воспитал маститых советских
композиторов: Андрея Эшпая, Ростислава Бойко, Алексея Рыбникова, Микаэла
Таривердиева, Марка Минкова, Владимира Дашкевича. Его поддержкой
пользовались Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян и Эдвард Мирзоян.
Арам Хачатурян также занимался дирижированием и объездил с выступлениями
крупные центры Советского Союза, Европы и Америки. Композитор написал музыку к
кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская
битва». В 60-годы появляются один за другим его концерты-рапсодии для скрипки,
виолончели, фортепиано, в 70-е годы композитор создаёт ряд сонат для струнных
инструментов.
Личная жизнь[/b]
Арам Хачатурян был женат дважды. От первого брака у него осталась дочь Нунэ,
которая получила музыкальное образование и посвятила жизнь пианистической
деятельности. Первый союз не продлился долго. В 1933 году Арам Хачатурян, будучи
разведённым, женился во второй раз на однокурснице Нине Владимировне Макаровой.
Во втором браке родился единственный сын композитора Карен, который позже стал
известным искусствоведом. Отношениям Арама Хачатуряна и Нины Макаровой посвящён
телефильм из серии «Больше, чем любовь», в создании которого использовались
свидетельства родных и фото из семейного архива.
Смерть[/b]
Последние годы жизни Арама Ильича омрачали постоянные болезни. Композитор много
времени проводил в больнице. В 1976 году скончалась Нина Владимировна, после чего
музыкант окончательно сник. 1 мая 1978 года сердце Арама Хачатуряна остановилось.
Могила композитора находится в Ереване, в парке имени Комитаса.
По материалам Википедии и 24smi.org