Хибла Леварсовна Герзмава - российская оперная певица абхазского происхождения.
Певческий голос - сопрано. Училась в музыкальной школе в Гагре.
Окончила сухумское музыкальное училище по классу фортепиано, мечтала стать
органисткой. Её преподавателями в Сухуми были Карлен Яврян и Жозефина
Бумбуриди.
Мировую известность Герзмаве принесли выступления в Мариинском
театре, Лондонской Королевской опере "Ковент-Гарден", театре
"Метрополитен-опера", Венской государственной опере, Римской опере,
парижской "Гранд-Опера", и других крупнейших театральных площадках.
Ранние годы
Хибла Герзмава родилась 6 января 1970 года в абхазском курортном городе Пицунде в
семье переводчика с немецкого языка, гида "Интуриста" и старшего администратора
пансионата "Пицунда". По-абхазски имя Хибла означает "златоглазая", фамилия
Герзмава означает "волчица". Уже в три года отец подарил ей пианино. Девочка
выросла возле Пицундского православного собора, где звучала органная музыка.
Свою артистическую стихию она впервые почувствовала в юности, когда в пицундском
Курортном зале выступал абхазский ансамбль песни и танца "Шаратын". Сильное
впечатление на Герзмаву произвели также выступления скрипачки Лианы Исакадзе.
Карьера
В 1989 году поступила, и в 1994 году окончила Московскую консерваторию по классу
вокала, где её преподавателями были Ирина Масленникова и Евгения Арефьева, а в 1996
году прошла стажировку при Московской консерватории у той же Ирины
Масленниковой. Три года факультативно занималась также в классе орга́на.
Впервые обратила на себя внимание за рубежом в 1993 году на конкурсе «Вердиевские
голоса» в Буссето, где получила третью премию. Через год на конкурсах имени
Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и Виньяса в Испании заняла второе место.
Крупный успех в студенческие годы пришёл к певице на Х Международном конкурсе
имени Чайковского в Москве в 1994 году, где Герзмава, исполнив в финале арии Розины
и Снегурочки, завоевала Гран-при.
С 1995 года является солисткой Московского музыкального театра имени
Станиславского и Немировича-Данченко.
После рождения сына в 1999 году голос Герзмавы стал ещё мягче и лиричнее, звучание
стало менее уплощённым, исчезла мельчайшая тремоляция, порой мешавшая певице.
Голос Герзмавы, которая в своём творчестве отдавала дань романтизму,
окончательно сформировался как лирико-колоратурное сопрано, с возрастающим
акцентом на лирику.
В 2001 году организовала в Абхазии ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава
приглашает...». Ведущим фестиваля много лет являлся музыковед Святослав Бэлза. В
2014 году фестиваль переехал в Москву, а в 2019 году прошёл в Сухуме, на местном
стадионе «Динамо». Концерт посетил президент республики Рауль Хаджимба.
В 2008 году Герзмава приняла участие в IV ежегодном международном музыкальном
фестивале «Crescendo». В том же году она исполнила партию Татьяны в опере Чайковского
«Евгений Онегин» на сцене Королевского оперного театра Лондона "Ковент-Гарден", а
в 2009 году там же спела партию Мими в постановке «Богемы» Джакомо Пуччини.
В 2010 году Хибла дебютировала в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, исполнив там
невероятно сложную партию Антонии в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Это
единственный в мировом репертуаре спектакль, где сопрано может петь четырьмя
разными голосами в рамках одной оперы. В настоящее время только две певицы в мире
поют все четыре партии: кроме Герзмавы, это делает немецкая оперная певица Диана
Дамрау .
Осенью 2011 года исполнила партию Мими в «Богеме» Пуччини, которую Герзмава пела и
летом 2011 года в Римской опере. В феврале 2011 года состоялся её дебют в партии Лю в
опере Пуччини «Турандот» на сцене токийского "NHK Hall" (дирижёр Валерий Гергиев).
В 2012 году певица вышла на сцену "Ковент-Гардена", где исполнила партию Донны Аннв в
«
Дон
Жуане» Моцарта. Осенью Герзмава вернулась в "Метрополитен-опера", чтобы
исполнить партию Лю в опере «Турандот», с которой дебютировала на гастролях
Мариинского театра в токийском NHK-холле в 2011 году, и впервые вышла на сцену Венской
государственной оперы в «Милосердии Тита» Моцарта. Весьма сложную партию Вителии
в этом произведении Моцарта с присущими ей речитативами, продолжительными
ариями, большим вокальным диапазоном Герзмава исполнила также в «Гранд-Опера» во
Франции.
В 2013 году Герзмава вышла на сцену "Ковент-Гардена" в роли Амелии Гримальди из оперы
Верди «Симон Бокканегра». Её партнёрами по сцене были Томас Хэмпсон и Ферруччо
Фурланетто; спектакль шёл под управлением главного дирижёра театра Антонио
Паппано. В апреле 2013-го в Большом зале Московской консерватории в сольном
концерте Герзмава исполнила романсы Чайковского в сопровождении оркестра под
управлением Юрия Симонова.
14 октября 2013 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки,
при участии баритона Арсена Согомоняна, певица записала концерт из произведений
Моцарта, Верди, Россини, Доницетти, Беллини и Рихарда Штрауса, совместно с
Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира
Спивакова.
23 февраля 2014 года приняла участие в Церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в
Сочи: она исполнила Олимпийский вальс, двигаясь по воздушному океану в корабле
«Вестник весны».
20 января 2015 года в Нью-йоркском театре "Метрополитен-опера" состоялись
презентация компакт-дисков «Вокальные циклы и романсы русских композиторов» и
«Хибла Герзмава, сопрано», а также виниловой пластинки с записями певицы. Затем
артистка устроила автограф-сессию. Подобное мероприятие в честь российского
артиста в "Метрополитен-опера" прошло впервые.
Зиму 2015 года певица провела в США, в январе и феврале она пела в
"Метрополитен-опера" партию Антонии в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана».
Творческие проекты
Хибла Герзмава много лет работала с режиссёром Александром Тителем.
Сотрудничает с Владимиром Спиваковым, Национальным филармоническим оркестром
России и «Виртуозами Москвы», Денисом Мацуевым, Николаем Луганским, Александром
Рудиным и его оркестром "Musica Viva", Валерием Гергиевым, Владимиром Федосеевым,
Михаилом Плетнёвым, Александром Лазаревым, Василием Синайским, Юрием Башметом и
Лорином Маазелем.
Записала ряд компакт-дисков: «Ave Maria», «Хибла Герзмава исполняет русские романсы»,
«Восточные романсы Хиблы Герзмава». Для японской компании Герзмава записала
несколько русских программ, циклы романсов Мясковского и Ипполитова-Иванова. Все
записи камерной музыки сделаны вместе с давним аккомпаниатором Герзмавы,
пианисткой Екатериной Ганелиной.
За время своей карьеры Герзмава выступала на сценах Мариинского
театра в Санкт-Петербурге, Театра Коммунале во Флоренции, "Метрополитен Опера" в
Нью-Йорке, "Ковент-Гарден" в Лондоне, Венской государственной оперы, "Гранд Театро
де Лисео" в Барселоне, Софийской Национальной оперы в Болгарии, Театра
Елисейских полей в Париже, "Палау де лез Арт королевы Софии" в Валенсии и других
площадках. Участвовала в гастролях Музыкального театра имени Станиславского и
Немировича-Данченко в Южной Корее и США. Выступала на Людвигсбургском фестивале
в Германии. Гастролировала с концертными программами в Швеции, Франции,
Голландии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Испании, Греции, США, Японии, Турции.
Герзмава участвует не только в классических, но и в современных спектаклях,
однако только в тех, где, по её словам "есть вкус, и на сцене не переходят грань
театральной условности". В зарубежных гастролях часто исполняет абхазские
народные песни. Наиболее взыскательная и компетентная публика, по оценкам
Герзмавы, собирается на её спектаклях в Москве и Нью-Йорке.
В 2016 году дала серию благотворительных концертов в Германии, посвящённую жертвам
террористических актов.
Джаз
Джаз является давней и постоянной страстью Герзмавы, она тяготеет к
экспериментам в стиле кроссовер - синтезу разных музыкальных жанров и стилей,
сочетанию классики и джаза. Крупными событиями стали концерты Герзмавы с
джазовым трио пианиста Даниила Крамера "Опера. Джаз. Блюз". Программа обновляется
каждые полгода; концерты состоялись в Москве, Сочи, других городах России, а также
в Вене, Лондоне, Эдинбурге. Одним из любимейших партнёров Герзмавы в мире джаза
был Георгий Гаранян. Вместе с басистом Андреем Ивановым и ударником Дмитрием
Севостьяновым Герзмава проводит ежегодный джазовый фестиваль в Пицунде, в его
рамках традиционно проходит концерт «Новые абхазские имена». В джазовой
обработке Якова Окуня Герзмава исполняла абхазскую народную «Песню о скале».
Имидж
Герзмава имеет репутацию одной из самых стильных и элегантных женщин на
российской оперной сцене. Часто певица сама подбирает себе костюмы для
выступлений, считая, что артистка должна появиться перед зрителями в самом
дорогом, изысканном наряде. Концертные платья Герзмава предпочитает с немного
завышенной талией. В студенческие годы, готовясь к профессиональной карьере, по
собственному признанию, похудела на 25 кг. С Герзмавой постоянно работает
команда стилистов, которые занимаются костюмом, причёской и макияжем.
Критика
Рецензент Сергей Коробков в статье Петербургского театрального журнала отмечал,
что колоратура Герзмавы - "своего рода театральное переживание, поэтическая
рифма, эмоциональный край драматургического развития образа", а её бельканто,
завораживающее оттенками и штрихами, сегодня делает певицу востребованной во
всём мире. Анастасия Архипова (портал OperaNews.Ru) обращает внимание на лиризм,
молитвенную тональность и чарующую соловьиную трепетность колоратуры Герзмавы,
стремящейся раздвинуть нижние пределы собственного голоса, насытить его
драматической краской. Пётр Поспелов в «Ведомостях» отмечает подкупающую
искренность, чувство и вокальный блеск Хиблы в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана».
Журнал «Vogue» называет Герзмаву оперной певицей нового типа, «когда важен не
только голос, но и шоу, блеск бриллиантов, изящество движения по сцене, актёрская
игра». Директор музыкального департамента "Метрополитен-опера" Крэйг Рутенберг
отмечает ум и театральность Герзмавы и её необыкновенный голос, обволакивающий
слушателя, как синий бархат.
Друзья
Много лет Герзмава дружила с писателем Фазилем Искандером, любимый её роман -
«Сандро из Чегема». Дружит с коллегами по сцене (например, с Владимиром
Спиваковым), дружила с ушедшими из жизни Зурабом Соткилавой, Еленой
Образцовой, Галиной Вишневской, Святославом Бэлзой. Техническим организатором и
спонсором фестиваля в Пицунде был друг и земляк певицы, гендиректор управляющей
компании "Фонд Юг" Андрей Дудко. Также в организации концертной деятельности ей
помогают меценаты - предприниматель Рашид Сардаров и винодел Николай Ачба. При
участии друзей, меценатов и коллег Герзмава устраивает благотворительные акции в
Абхазии - материально поддерживает оркестр, музыкальное училище, детский дом,
дом-интернат и музеи, а также помогает молодым одарённым исполнителям.
Семья
Сын Александр (Сандро) Гурджуа - пел в детском хоре Московского музыкального
театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Младший брат - Лорец. У него двое детей, приходящихся Герзмаве племянниками. Он
закончил МГИМО и Сорбоннский университет, женился на французской пианистке.
Живёт в Париже и Абхазии. Родовое имение Герзмавы находится в
селе Дурипш Гудаутского района Абхазии, где похоронены её родители и где в
большом доме летом собирается её многочисленная семья.
По материалам Википедии