Яковлев Антон Львович родился 8 декабря 1967 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
В 1986 году закончил Ленинградское Академическое хореографическое училище им.
Вагановой. Работал в Академическом Малом театре, Государственном театре балета
Бориса Эйфмана.
В 1991 году был приглашён работать в Национальный театр Шатле (Париж, Франция). В 1996
году закончил театрально-кинематографическую школу в Париже.
Снялся в более чем сорока европейских фильмах.
Из интервью Веры Медведевой с Антоном Яковлевым в журнале «Русский мир»,
февраль 2008 года: «Полностью выразить себя русский актер может только на русском
языке».
В десять лет он выдержал конкурс сто человек на место и поступил в Вагановское
хореографическое училище Санкт-Петербурга. В начале 90-х годов получил
приглашение танцевать в престижном парижском театре «Шатле», а в 2004-м снялся в
фильме «Мое сердце биться перестало», который завоевал восемь «Цезарей» - высших
французских кинематографических наград
- Сколько уже фильмов на вашем счету?
- Двадцать семь.
- Впечатляюще. Почему именно вас утверждают на кастингах, в которых принимает
участие множество французских актеров?
- Я, конечно, не могу отвечать за режиссеров, но мне кажется, так происходит потому,
что русские актеры достаточно универсальны. Они и играют, и телом хорошо владеют,
и поют, и к ролям относятся ответственно. Приведу такой пример. Режиссер Робер
Оссейн, который в свое время был мужем Марины Влади и снимался в роли графа де
Пейрака в фильмах про Анжелику, поставил мюзикл про приключения все той же
Анжелики. Ну, и пригласил меня заняться там хореографией. Актриса, игравшая
главную роль, была потрясающая, но, к сожалению, совершенно не могла двигаться. Мы
с ней целый месяц репетировали один только реверанс времен Людовика XIV. Обучение
актера обходится слишком дорого, поэтому многие могут только мечтать о тех уроках
сценического движения, дикции и мастерства, которые есть в российских
театральных институтах.
- Вы восемь лет проучились в балетной академии. Сами хотели стать
танцором или родители настояли?[/b]
- Мои родители не были актерами. Мама работала в Поленовском институте
Санкт-Петербурга в нейрохирургическом отделении, отец - инженер. Но мама всегда
любила танцевать, да и я с ранних лет стремился устраивать какие-то представления.
Неслучайно в училище мне особенно нравилось актерское мастерство. Последние три
года я был одним из лучших учеников.
- Как же сразу после выпуска из училища умудрились в армию
попасть?[/b]
- Да, честно говоря, особо от армии я не стремился убежать. Мне пообещали ансамбль
песни и пляски, я и решил пойти послужить. Вечером мы танцевали на сцене
Кировского театра наш выпускной спектакль. У меня была роль белогвардейца из
постановки «Сорок первый» по Борису Лавреневу. Я там стреляю в красноармейку,
которая потом влюбляется в моего героя. Очень драматичный сюжет, некоторые
зрители даже плакали. Потом я устроил прощальный ужин в своей квартире, а на
следующий день в шесть утра весь курс провожал меня в военкомат.
- И как потанцевали в ансамбле песни и пляски? Успешно?[/b]
- До того как я попал в ансамбль, мне пришлось год прослужить в пехоте на болотах
под Ленинградом, в той части, где были одни выходцы из Средней Азии. Я там даже не
говорил, что пришел из балета, поскольку ни к чему хорошему это не привело бы.
- Как же вы
тренировались? Ведь танцорам нужно каждый день поддерживать форму.[/b]
- Приходил в шесть утра в спортзал и пытался повторять балетные движения. И только
через год я попал в ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа.
-
Песни и пляски тоже вроде бы далековаты от балета...[/b]
- Зато там начали проявляться мои актерские способности, поскольку в ансамбле
была и актерская бригада. Мы ездили по всем частям Ленинградского округа, даже на
Северный флот, чтобы показывать спектакли. Я выступал как пародист, поскольку
могу пародировать голоса президентов, Высоцкого, Гарина.
-
Как вы потом в свою основную профессию вернулись?[/b]
- После армии меня взяли в Малый оперный театр, а затем я пошел к Борису Эйфману. У
Эйфмана работать было очень тяжело, но очень интересно. Труппа была победоносная,
правда, за это приходилось и много пахать: постоянные репетиции, много гастролей.
Именно тогда я и съездил пару раз во Францию. А через год мне пришло приглашение
поработать в Париже. Потом появились новые временные контракты, но здесь артисту
балета, если он не в труппе, приходится довольно тяжело. Чтобы пробиться в труппу
«Гранд-опера» или Мориса Бежара, нужно отдавать предпочтение не женщинам, а
мужчинам. Это почти стопроцентное правило, каким бы хорошим танцовщиком ты ни
был.
Я же во Франции женился, родил двоих детей и не собирался менять свою
ориентацию. Но и без работы никогда не сидел, танцевал довольно много. Мой агент
однажды предложил мне сходить на кастинг фильма, я его прошел и благодаря этому
познакомился с режиссером Жаком Одьяром, сыном знаменитого сценариста, который
когда-то делал все фильмы с Луи де Фюнесом. Во Франции, как и везде, можно работать
и сниматься годами, но замечать тебя начинают, только если тебе посчастливилось
сняться в таком фильме, который привлечет к себе внимание и завоюет какие-то
призы. И фильм, в котором я снимался в 2004 году (в России он шел под названием «Мое
сердце биться перестало»), был признан во Франции лучшим фильмом 2006 года, а кроме
того, был отмечен и на Берлинском кинофестивале. Честно говоря, на мой взгляд,
фильм как фильм, но здесь его оценивают очень высоко.
- По сценарию вы убиваете отца главного героя,
которого играет обожаемый французами Ромен Дюрис. Как пошло с белогвардейца на
выпускном вечере, так упорно вам предлагают роли обаятельных злодеев. Обычно ведь
танцоров выбирают на трепетные роли...[/b]
- У меня были и положительные
герои, хотя злодеев и русских мафиози больше. Например, через несколько месяцев
выйдет фильм «8-th Wonderland», где я играю... Владимира Путина. Да-да, причем фильм на
английском языке. Сюжет строится вокруг очередной встречи лидеров восьми ведущих
держав, которых террористы шантажируют самым неожиданным и циничным способом,
инфицируя детей СПИДом.
- Ничего себе! Чем же все закончилось?[/b]
- Этого я рассказать не могу, поскольку для зрителя надо сохранить интригу.
- Хотя бы
скажите, в этом фильме наш Путин - положительный персонаж или опять что-нибудь
непотребное времен холодной войны?[/b]
- Российский президент в этом фильме вполне на высоте, тем более что его, по сюжету,
втягивают в конфликт с иранским президентом из-за того, что переводчица,
работающая на террористов, специально исказила смысл перевода. И в одной из сцен
Путину даже приходится применить свои бойцовские способности, вступив в
вынужденную потасовку с иранским президентом.
- То есть опять без
драки не обошлось. Не боитесь покалечиться?[/b]
- На съемках нужно забывать, что я танцовщик, да и сцены драк обычно ставят очень
профессионально, чтобы никто никого не покалечил. Когда мы «дрались» с Роменом
Дюрисом, то продумывали каждый кадр, каждый жест, чтобы было ощущение боя, но
никаких ссадин. Все актеры застрахованы, и никому не хочется платить огромную
страховку и останавливать фильм, если кому-то сломают нос.
- Вы только недавно вернулись из Африки, где снимались в роли
русского полковника, охотящегося за бриллиантами. Я смотрю, загар еще не сошел да
и мускулатуры прибавилось. Пришлось орудовать кулаками?[/b]
- Скорее, автоматом. А мускулатуру я специально накачивал для этого фильма. Думал,
приеду, буду такой крутой, а оказалось, там все ребята - хоть сейчас на плакаты по
культуризму. По фильму они мне все подчинялись, поскольку и составляли мой отряд.
Фильм называется Blake, мне кажется, во Франции он не пройдет незамеченным. Прежде
всего потому, что у него интересный приключенческий сюжет, а, кроме того, главного
персонажа там играет чернокожий французский рэппер.
- Так он что, тоже с вами вместе пытался добыть
бриллианты?[/b]
- Нет, мы были, так сказать, из конкурирующих группировок: русский полковник со
своей африканской армией и французский грабитель банков, который получает
информацию о перевозке крупной партии бриллиантов.
- И, наверное, отважная французская
полиция в конце концов вас всех «повязала»? И русских, и африканцев?[/b]
- Нас действительно всех ловят, только не французы, а одна женщина - спецагент
ФБР.
- Надо же, как идеологически выдержанно! Феминистки должны
радоваться. Надеюсь, эта женщина хотя бы в кого-то из вас влюбляется?[/b]
- Она влюбляется в героя, которого играет чернокожий рэппер. Кстати, я думаю, после
выхода этого фильма будет большая полемика, ведь этот рэппер сидел в тюрьме, сам
был если не бандитом, то около того, а сейчас стал очень популярным. Да и вообще,
первый раз во Франции главную роль дали чернокожему актеру.
- А вашего-то полковника на каком этапе оттеснили от бриллиантов?
- Я там бегаю со своей армией, с пулеметами и автоматами, всех взрываю, в итоге меня
убивает местная мафия.
- Вместе с какими
известными актерами вы снимались в фильмах?[/b]
- Мне повезло сниматься со многими. В России, например, знают и любят Жерара
Депардье, так вот я и с ним снимался.
- Почему вы произносите это имя без энтузиазма? Конфликт какой-нибудь
произошел?[/b]
- Да нет, не было никакого конфликта. Просто мне кажется, лучшие годы Депардье
прошли. То, что я увидел на съемочной площадке, меня шокировало. Он постоянно
забывал роль, выходил сниматься пьяным, очень обрюзг. Да и его нынешняя игра
оставляет желать лучшего.
Очень мне понравился Даниэль Отой. Во Франции он любим не меньше, чем Депардье,
однако совершенно не «зазвездился». Во время съемок Отой мне все время
рассказывал смешные истории и всегда поддерживал. Для меня он просто образец
поведения на съемочной площадке.
Невероятно приятно было сниматься также и с Бернаром Тапи. Его трудно назвать
просто актером. Он бывший французский министр, миллионер, владелец газет и
футбольных клубов. Несколько лет назад был известный судебный процесс, где он
обвинялся в коррупции. Сейчас Бернар Тапи снимается в очень популярном
полицейском сериале «Комиссар Валланс», где мы с ним и познакомились, даже, можно
сказать, подружились. Бернар вообще ничего не боится. Ему около шестидесяти пяти,
но когда мы снимали сцену погони на высокой крыше, то он прыгал по ней, как
25-летний.
Бернар Тапи нигде не учился актерскому искусству, но мне кажется, актер он
великолепный. И сериал этот пользуется огромной популярностью, хотя французы еще
не забыли его собственный судебный процесс. На съемочной площадке Бернар все
время что-то предлагает и никогда не подчеркивает по отношению к другим актерам,
что он звезда и миллионер. Я часто вспоминаю одну его фразу. Он у меня спросил:
«Знаешь, какое главное отличие американского кинематографа от французского?
Американцы из сценария более чем среднего благодаря большим деньгам делают
хорошие фильмы, а во Франции прекрасные сценарии, но всегда не хватает бюджета».
- Объясните мне, пожалуйста, куда из французского
кинематографа делись потрясающе красивые актрисы? Я слышала, будто теперь
слишком красивых женщин вообще не снимают, поскольку женская часть публики не
ассоциирует себя с ними и просто завидует. Это правда?[/b]
- Наверное, все-таки нет. Но правда, что в европейском кинематографе стараются
приходить ко все большей естественности. Чем естественнее, тем лучше. И актеров
ищут таких, которые похожи на людей вокруг нас. И тексты просят произносить без
всякого переигрывания и надрыва, чтобы не было слишком театрально.
А красивых актрис до сих пор много. Например, снимающаяся и у французов, и у
американцев Диана Крюгер - милейшая, трогательная женщина, которая всегда всем
помогает. В отличие, скажем, от Софи Марсо, которая, конечно, очень красивая, но
ведет себя заносчиво, как царица. Да и жена Депардье, Кароль Буке, такая же. Я
ставил ей хореографию, и по фильму она была моей партнершей. Мне она казалась в
танце очень сухой и зажатой, но самое главное, всех, кто не звезда, Кароль Буке за
людей не считает.
- Подтвердите или, наоборот, развейте
устойчивый миф, согласно которому в кино можно пробиться только по
знакомству.[/b]
- Я так не думаю. Лично мне не приходилось для получения ролей идти на какие-то
особые компромиссы. Конечно, фактор везения очень важен в этой профессии, но нужно
просто браться за любую роль и по возможности стараться сделать ее хорошо. Только
так тебя могут заметить. Самое главное - продержаться в начале и не сломаться.
Наверняка многие делают карьеру и другими путями. Недавно я снимался в одном
телевизионном сериале и наблюдал, как актеры, играющие эпизоды, выслуживались
перед режиссером. Однако, честно говоря, у меня не сложилось впечатления, что
подобным поведением они далеко продвинулись.
В конечном счете все предпочитают профессиональных, ответственных людей. Могу,
например, признаться, что актерская профессия очень способствует выпивке. Я сам
раньше, как и любой человек, понемногу выпивал. Но как только начал сниматься,
навсегда завязал с этим, поскольку всегда нужно быть в форме, помнить роль, не
расслабляться. А ведь здесь, во Франции, на съемочной площадке всегда организуют
шикарные обеды, вино просто льется рекой, и удержаться было не так-то просто. Но
уже шесть лет я не беру в рот спиртного. Нельзя позволить себе забывать роль,
нельзя быть не в форме, нельзя быть хуже местных актеров.
- Есть ли у
вас какой-то метод прохождения кастингов? Поделитесь.[/b]
- Никакого особого метода нет. Я просто приучил себя никогда не думать о прошедшем
кастинге. Сделал и забыл. Как только начинаешь переживать, ждать звонка, то почти
наверняка ничего не произойдет. А стоит отключиться, и смотришь, через неделю
звонят, зовут подписывать контракт. Если же постоянно думаешь о том, как получить
роль, будто включаются какие-то силы, которые ставят перед тобой барьер.
-
Вы верующий человек?[/b]
- Да, и в нашей парижской православной церкви на рю Дарю, где когда-то отпевали
Бунина, Шаляпина и Тарковского, я бываю довольно часто.
-
Вы у Бога что-то специально просите или просто благодарите за то, что все удачно
складывается?[/b]
- Я думаю, у Бога нужно просить грехи свои простить.
- Какие, например?[/b]
- В принципе, я стараюсь вести себя правильно, чтобы Бог потом на меня не гневался.
Но вот могу сказать, что однажды на съемках влюбился безумно в румынку, развелся
со своей первой женой, с которой у нас была дочка. И, несмотря на то, что я всегда
своей бывшей семье помогал и помогаю, с новой женой счастливой семейной жизни не
получилось. Совсем недавно мы развелись. Не знаю, может быть, у меня был грех перед
первой семьей.
- А у какого режиссера вы хотели бы
сниматься?[/b]
- Мне очень нравится Говорухин, недавно я смотрел его новую картину, «Актриса». Я
восхищаюсь Павлом Лунгиным. Его «Остров» - просто шедевр, где потрясающие актеры
потрясающе играют. Конечно, сняться у таких режиссеров было бы просто подарком.
Играть с большими французскими актерами на французском языке очень интересно и
почетно, но это не та радость, которую мне могло бы принести участие в русском
фильме.