Бо́гуслав Ма́ртину - чешский композитор. В своём творчестве он прошёл путь от
импрессионизма через влияние джаза и неоклассицизм к собственному музыкальному
стилю. Наряду с Леошем Яначеком считается наиболее значительным чешским
композитор XX века.
Творческое наследие композитора насчитывает около четырёхсот музыкальных
произведений. Мартину является автором шести симфоний, 15-ти опер (в том числе двух
радиоопер и оперы-балета), 14-ти балетов, множества концертов для самых различных
составов и камерной музыки, писал музыку для театра и кино. Сочинял музыку
для терменвокса - электронного музыкального инструмента, который изобрёл
советский инженер Лев Сергеевич Термен.
Родился 8 декабря 1890 года в городе Поличка в Австро-Венгрии. Начальную музыкальную
подготовку получил в небольшом провинциальном чешском городке Поличка у пана
Черновского. В 1906 году поступил в Пражскую консерваторию, первоначально в класс
скрипки Штепана Сухого, через год перешёл на отделение органа, изучал композицию
под руководством Йозефа Сука, но в конечном итоге был исключён в 1910-м по причине
нерегулярного посещения занятий.
В период с 1913-го по 1923-й годы выступал как скрипач. Его первым значительным
произведением стала кантата
«Чешская рапсодия» для хора и оркестра (1918), которую исполнили в
присутствии первого президента Чехословакии.
Вскоре Мартину получил государственную стипендию для совершенствования
композиторского мастерства, и с 1923-го по 1940-й годы жил в Париже, где учился
композиции у Альбера Русселя, был знаком с Артюром Онеггером и Александром
Черепниным. В 1931 году женился на Шарлотте Кюннехен.
Испытал влияние творчества Игоря Стравинского, композиторов группы "Шестёрка"
(особенно Онеггера), впоследствии увлёкся джазом. Входил в содружество
музыкантов, получившее название "Эколь де Пари", которое не было школой в
собственном смысле, а представляло собой интернациональное содружество близких
друзей-музыкантов (русский Александр Черепнин, румын Марсель Михаловичи,
поляк Александр Тансман, венгр Тибор Харшаньи).
В 1940 году покинул Париж, и вместе с женой весной 1941-го поселился в Нью-Йорке. Затем
до 1953 года жил в США, откуда переехал в Рим. С 1955 года жил в Швейцарии. Под
впечатлением от фресок базилики святого Франциска в Ареццо создал
симфоническую поэму-триптих «Фрески Пьеро де ла Франческа» (1955). В последние годы
жизни музыкант особенно часто прибегал к народным темам.
Скончался 28 августа 1959 года в местечке Листаль в Швейцарии. Похоронен на
исторической родине в Поличке.
По материалам Википедии