Мари́на Ива́новна Цвета́ева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва - 31 августа 1941,
Елабуга) - русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица.
Детство и юность
Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Сама Цветаева
отмечала свой день рождения 9 октября, связывая его с днём поминовения апостола
Иоанна Богослова по православному календарю, в том числе в нескольких своих
произведениях. Например, в стихотворении 1916 года:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Её отец, Иван Владимирович, - профессор Московского университета, известный
филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и
основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению - из
обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая
Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии - полька Мария Лукинична
Бернацкая. У Марины были младшая сестра Анастасия, единокровные брат Андрей и
сестра Валерия.
Ещё в шестилетнем возрасте Цветаева начала писать стихи, причём не только на
русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование
её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом. В 1899-1902 гг.
Цветаева училась в Музыкальном Общедоступном училище В. Ю. Зограф-Плаксиной в
классе фортепиано.
В 1901-1902 гг. училась в Четвёртой женской гимназии. Осенью 1902 г. из-за обнаруженного у
М. А. Цветаевой туберкулёза вместе с семьёй уехала на Итальянскую Ривьеру, жила в
Нерви близ Генуи. В 1903-1904 гг. училась во французском пансионе сестёр Лаказ в
Лозанне, в 1904-1905 гг. - в пансионе сестёр Бринкман во Фрайбурге.
В конце лета 1905 г. Цветаевы вернулись в Россию. Марина вместе с матерью и сестрой
Анастасией жила в Ялте, где готовилась к поступлению в гимназию. Летом 1906 г. И. В.
Цветаев перевёз их в Тарусу, где 5 июля М. А. Цветаева скончалась.
В сентябре 1906 г. Цветаева поступила пансионеркой в четвёртый класс женской
гимназии им. В. П. фон Дервиз, из которой через полгода была исключена за
свободомыслие и дерзость. Не прижилась она и в гимназии А. С. Алфёровой. В сентябре
1908 г. поступила в шестой класс частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко, которую и
окончила через два года.
Летом 1909 г. Цветаева предприняла первую самостоятельную поездку за границу. В
Париже она записалась на летний университетский курс по старофранцузской
литературе.
Начало творческой деятельности
Осенью 1909 г. Цветаева посещала лекции и клубные собрания при издательстве
московских символистов «Мусагет», через год - собрания кружка «Молодой Мусагет»,
что значительно расширило круг её литературных знакомств.
В сентябре - октябре 1910 г. Цветаева напечатала в Товариществе типографии А. И.
Мамонтова за свой счёт первый сборник стихов - «Вечерний альбом», в который
включены в основном её школьные работы. Сборник посвящён памяти Марии
Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность. Её творчество
привлекло внимание знаменитых поэтов - Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и
Николая Гумилёва. Зимой 1910/1911 гг. Цветаева написала свою первую критическую
статью «Волшебство в стихах Брюсова».
В мае 1911 г., гостя в доме Волошина в Коктебеле, Цветаева познакомилась с Сергеем
Эфроном; 29 января 1912 г. они обвенчались в церкви Рождества Христова в Большом
Палашёвском переулке. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь
Ариадна (Аля).
В феврале 1912 г. вышел второй сборник Цветаевой - «Волшебный фонарь», в марте 1913 г.
третий - «Из двух книг».
В октябре 1914 г. Цветаева познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок;
их романтические отношения продолжались до 1916 г.. Цветаева посвятила Парнок цикл
стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу
Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую
катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет:
Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая
обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин
(женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!
Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия
Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове
Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и
другие), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали
«Александровским летом Марины Цветаевой».
Гражданская война (1917-1922)
В 1917 г. Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в возрасте 3 лет в
приюте в Кунцево. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжёлыми.
Сергей Эфрон с 1918 г. служил в рядах Добровольческой
армии на юге России. Цветаева жила в Москве, в Борисоглебском переулке, с ноября 1918
г. служила в Информационном отделе Комиссариата по делам национальностей
(Наркомнац), в апреле 1919 г. - в Центральной коллегии попечения о пленных и беженцах
(Центрпленбеж), в ноябре 1920 г. - в театральном отделе Наркомпроса. В эти годы
появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому
движению. В 1918-1920 гг. Цветаева пишет романтические пьесы, поэмы «Егорушка»,
«Царь-девица», «На красном коне».
С января 1921 г. Цветаева регулярно посещала литературные вечера Всероссийского
союза поэтов и заседания «Никитинских субботников», выступала с чтением своих
новых произведений. В марте 1921 г. началась многолетняя дружба Цветаевой с князем
Сергеем Волконским. Эфрон к тому времени уже был в Праге, где стал студентом
Карлова университета. Там его отыскал находившийся в заграничной командировке И.
Эренбург и передал ему письмо от Цветаевой. В июле Цветаева, также через
Эренбурга, получила первое за 3,5 года письмо от мужа. В конце года она начала
готовиться к отъезду из России: переписывала набело рукописи, приводила в порядок
архив, раздавала и распродавала вещи.
В начале 1922 г. в Москве вышел сборник «Вёрсты», горячо принятый читателями и
критиками, а в Берлине - сборник «Разлука» с полной редакцией поэмы «На красном
коне».
Эмиграция (1922-1939)
11 мая 1922 г. Цветаева с дочерью выехала из Москвы в Ригу, где сделала пересадку на
берлинский поезд. После недолгого пребывания в Берлине три года жила в
предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца»,
посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья
перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера,
сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был
завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с
австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка
обрывается в конце того же года со смертью Рильке. В этот период Цветаева
участвовала в издании журнала «Вёрсты» (Париж, 1926-1928), в котором публиковались
некоторые её сочинения («Поэма горы», драма «Тезей», поэмы «С моря» и «Новогоднее»
памяти Рильке).
В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка
Цветаевой с Борисом Пастернаком.
Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928
в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы - «После России»,
включивший в себя стихотворения 1922-1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так:
«Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху
и по размаху - там, туда, оттуда...»
В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира
Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.
В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом
пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов
(«Эмиграция делает меня прозаиком...»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и
музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о
Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер»,
1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.
С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного
помогала Саломея Андроникова.
15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность
вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись
замешанным в заказном политическом убийстве.
Возвращение в СССР (1939-1941)
В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в
Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета
Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября - Эфрон. 16 октября 1941
года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным - в Орловском
централе); Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955
году.
В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана.
Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого
прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе,
где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие
на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу
в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28
августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.
Самоубийство и тайна могилы
31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме
Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три
предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить (эта записка позже стала известна
под условным названием «эвакуированным»), Асееву с сёстрами Синяковыми и сыну.
Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве
вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку,
который разрешили сделать Георгию Эфрону.
Марина Цветаева была похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в
г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у
каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году
сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года»
установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна
Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее,
будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что надгробие
находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь
домыслами. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия,
обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана
именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». В экспозиции Мемориального
комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального
участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой
- по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии. Среди
литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу
до сих пор нет.