Звезда футуризма и русского авангардизма, ярчайший реформатор поэтического
языка, смелый экспериментатор словотворчества, один из немногих
поэтов-соотечественников использовавший в сочинительстве морфологическую
заумь, «председатель земного шара».
И это всё о нём, Велимире Хлебникове, который стоит особняком даже в ряду таких
неординарных, талантливейших поэтов, как Анна Ахматова, Александр Блок, Николай
Гумилёв и Осип Мандельштам. Крупнейший лингвист ХХ века, российско-американский
литературовед Роман Якобсон назвал Хлебникова "наибольшим мировым поэтом
нынешнего века".
Детство и юность
Родился будущий поэт поздней осенью 1885 года в калмыцком селе Малые Дербеты, в то
время административном центре Малодербетовского улуса Астраханской губернии.
Сам Виктор Владимирович называл место, в котором прошло детство, "станом
монгольских исповедующих Будду кочевников" и говорил, что родился "в степи -
высохшем дне исчезающего Каспийского моря".
Родители - образованные люди с богатой родословной, обедневшие аристократы. Отец -
видный ботаник и орнитолог, основатель первого государственного заповедника в
устье Волги. Дед Хлебникова был почётным гражданином Астрахани и купцом. По
отцовской линии в жилах поэта смешалась русская и армянская кровь.
Мать, урождённая Екатерина Вербицкая, получила образование в Смольном институте,
историк. Происходила из состоятельной семьи, чьи корни уходили в запорожское
казачество. Благодаря ей пятеро отпрысков (Велимир стал третьим ребёнком) хорошо
разбирались в литературе, истории и живописи.
В 4 года будущий поэт-футурист читал на русском и французском языках, а его рисунки
говорили о таланте художника. Сестра поэта, Вера Хлебникова, стала
художницей-авангардисткой.
Из-за отцовской службы семья часто меняла место жительства. Когда Виктору
исполнилось шесть лет, Хлебниковы переехали в Волынскую губернию, а спустя четыре
года, в 1895-м - в Симбирскую. Там мальчик отправился в гимназию. Проучился там три
года и снова перемены: главу семейства направили в Казань.
В 1903 году Виктор Хлебников стал студентом Казанского университета, где выбрал
физико-математический факультет. На математическом отделении студент проучился
до ноября и на месяц угодил в тюрьму за участие в демонстрации. Продолжать учёбу
на математическом отделении юноша не хотел, и поэтому летом перевёлся на
отделение естественных наук того же факультета.
Профессора похвально отзывались о способном студенте и прочили ему карьеру
блестящего натуралиста. Разброс интересов и талантов Хлебникова был огромен: он
изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии.
Самостоятельно изучал японский язык и санскрит.
Литературным дебютом будущего футуриста называют сочинение в прозе - пьесу
«Елена Гордячкина», которую Хлебников отправил в санкт-петербургское
издательство «Знание», но Максим Горький не одобрил публикацию.
С 1904 года начинающий литератор участвовал в орнитологических экспедициях по
Дагестану и северу Урала. В 1906-м его приняли в университетское общество
естествоиспытателей: в экспедиции Хлебников нашёл новый вид кукушек. Но на этом
научные изыскания в области орнитологии закончились - молодой человек
сосредоточился на литературе.
Литература
Творческая биография Велимира Хлебникова получила новый толчок в Петербурге,
куда молодой человек прибыл в 1908 году. Он снова влился в университетское братство,
по инерции выбрав естественный факультет, который вскоре сменил на
историко-филологический, сблизившись с поэтами-символистами. Посещая
"поэтические среды" Вячеслава Иванова, он познакомился с акмеистами и получил
творческий псевдоним Велимир.
Хлебникову выпало жить в эпоху перемен, слома старой государственной системы. Он
остро чувствовал и тяжело переживал поражение России в войне с Японией, Первую
русскую революцию. Массовая гибель соотечественников подтолкнула молодого
учёного и литератора к поиску числовых законов времени, которые влияют на судьбы
человечества.
В 1908-м
Велимир Хлебников опубликовал первое стихотворение, названное
«Искушение грешника». В то же время познакомился с Давидом Бурлюком и поэтами
группы "Гилея", к которым вскоре примкнул Владимир Маяковский. Вскоре "гилеяне"
назвали Хлебникова главным теоретиком футуризма, основателем его ответвления -
"будетлянства" (от слова "будет").
В 1910 году произведения поэта вошли в сборник «Садок судей», которым футуристы
громко заявили о рождении поэтического движения.
В нашумевший сборник футуристов «Пощёчина общественному вкусу», вышедший в 1912
году, вошли стихи Велимира Хлебникова «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». На
последней странице сборника напечатали изобретённую поэтом таблицу исчисления
законов времени, в которой Хлебников математическим путем предсказал падение
государства в 1917 году.
Поэтико-лингвистические исследования учёного также легли в основу зауми -
особого заумного языка, который Хлебников разработал в тандеме с другом и
коллегой Алексеем Кручёных. Вдвоём, используя заумь, они сочинили поэму «Игра в
аду».
Начавшаяся Первая мировая война подтолкнула Хлебникова к продолжению изучения
прошлых войн в цифровом измерении. Результатом изысканий стали три книги.
В 1916-м Велимира Хлебникова призвали в армию. Позже он написал, что, оказавшись в
Царицынском запасном полку, "прошёл весь ад перевоплощения поэта в лишённое
разума животное".
Знакомый врач помог поэту освободиться от службы, используя как причину
психическое нездоровье Хлебникова. В это время поэт непрерывно странствует по
России и мечтает создать общество "Председателей земного шара, членом которого
мог бы стать каждый, кому болит судьба человечества".
Октябрьские события 1917-го Велимир Хлебников наблюдал воочию в Петрограде, описав
впечатления в своих стихах и поэмах. Побывал в Астрахани, Украине, где увидел
разгром деникинской армии, на Кавказе и Северном Иране. Прошёл по Каспийским
степям.
В 1920 году Хлебников сочинил поэму «Ладомир», в которой вывел образ объединённого
с природой человечества, противостоящего войне. В последние годы жизни это были
основные темы его творчества.
Особенностями творчества Хлебникова было использование в одном, даже коротком
стихотворении разных размеров. Такую "пляску размеров" он допускал намеренно, но
особенно любил верлибр. Прибегая к таким редким приёмам, как палиндром (называл
его «перевертнем») и язык зауми, Велимир Хлебников приобретал как поклонников,
так и яростных критиков.
Личная жизнь
Хлебников не женился, но женщины в его жизни присутствовали. Он, как и многие
поэты, был влюбчив. В ряд вдохновлявших Хлебникова муз ставят Анну Ахматову, в
которую Велимир был безответно влюблён. Она же называла поэта "безумным, но
изумительным".
Однако такой женщины, которая бы полюбила Хлебникова - бездомного, неустроенного
и нищего - не нашлось. Его лирикой восхищались, называли гением и чудаком, но
связывать с ним жизнь не решались.
Последние годы
Удивительно, но свою смерть Велимир Хлебников напророчил сам. Он как-то обронил,
что «люди моей задачи часто уходят в 37 лет».
Так и случилось. Об уставшем, с подорванным скитаниями и нищетой поэте
позаботился Пётр Митурич, муж сестры Веры. Хлебников мечтал добраться до родных в
Астрахань, но денег и сил на длинную дорогу не было. Митурич отвёз Велимира в
Санталово, деревеньку под Новгородом, чтобы он восстановил здоровье, а затем
отправился в Астрахань.
В Санталово поэт внезапно слёг - отнялись ноги. Подводой его доставили в
деревенскую больницу, но там развели руками и отправили умирать. Скончался
Хлебников 28 июня 1922 года.
Его похоронили на кладбище соседней деревеньки Ручьи, но в 1960 году перезахоронили
на Новодевичьем кладбище. Могила поэта находится рядом с местами упокоения
матери и сестры. В 1975 году на могиле было установлено необычное надгробие
"каменная баба" - память о месте его рождения и его истоках.
По материалам 24smi.org