Ховард Сент-Джон (англ. Howard St. John) - американский актёр театра, кино и телевидения,
карьера которого охватила период с середины 1920-х до начала 1970-х годов.
Ранние годы и театральная карьера
Ховард Сент-Джон родился 9 октября 1905 года в Чикаго, рос в Канаде. С детства
увлекался футболом и хоккеем, в результате чего трижды ломал себе нос. Работал
газетчиком и биржевым маклером. В 1920-е годы Сент-Джон начал театральную карьеру,
которая с перерывами продолжалась до 1968 года.
В 1925 году актёр дебютировал на Бродвее в спектакле «Ноктюрн», после чего сыграл в
таких бродвейских постановках, как музыкальный фарс «Белокурая грешница» (1926),
мелодрама «Пробный брак» (1927), комедия «Бродвейские тени» (1930), оперетта
«Очаровательная принцесса» (1930), мелодрама «Быки, медведи и ослы» (1932), драма
«Хранитель ключей» (1933), драма «Завтрашний урожай» (1934) и комедия «Триумф» (1935).
В 1940-е годы Сент-Джон вернулся на Бродвей, сыграв в таких хитовых комедиях, как
«Дженни» (1942-44), которая выдержала 642 представления, «Покойный Джордж Эппли» (1944-45),
«Роковая слабость» (1946-47) в театре Guild, где исполнил главную роль в паре с Иной Клер
, и «Две слепые мыши» (1949). Начиная с 1952 года, Сент-Джон сыграл в таких бродвейских
постановках, как комедия «Джейн» с Эдной Бест (1952), комедия «Его и её» (1954),
мелодрама «Кто-то ждёт» (1956), хитовая музыкальная комедия «
Крошка Абнер» (1959),
мелодрама «Самое высокое дерево» (1959) в театре Guild в постановке Дора Шари, комедия
«Мэри, Мэри» (1961-64, где с 1962 года он заменял Оскара Нельсона) и драма «Тигр у ворот»
(1968).
Карьера в кино в 1949-1967 годах
В 1949 году Сент-Джон дебютировал в кино, сыграв роль второго плана в фильме нуар «
Испытание на прочность» (1949), после чего последовали фильмы нуар «
Сыщик» (1949) и «
711 Оушен Драйв» (1950).
В 1950 году в комедии «Рождённая вчера» (1950) Сент-Джон сыграл одну из своих лучших
ролей, создав выразительный образ нечистого на руку пьющего адвоката, который
вместе со своим боссом (Бродерик Кроуфорд ) прибывает в Вашингтон для решения
вопросов с местными чиновниками. Социально-психологическая драма Фреда
Циннемана «
Мужчины» (1950) рассказывала о парализованном до пояса ветеране Второй
мировой войны (Марлон Брандо ), который пытается найти своё место в послевоенной
жизни. В этой картине Сент-Джон исполнил роль
отца невесты, а затем и любящей жены главного героя.
На следующий год Сент-Джон появился в небольшой роли капитана полиции в
криминальном триллере Альфреда Хичкока «
Незнакомцы в поезде» (1951). Более значимую роль он исполнил в мелодраме
«
Прощай, моя причуда» (1951), создав образ реакционного председателя
попечительского совета университета, с которым начинает борьбу выпускница
университета и член Палаты представителей Конгресса США в исполнении Джоан
Кроуфорд . В том же году вышел фильм нуар «
Долгая ночь» (1951), в
котором у Сент-Джона была значимая роль Эла Джаджа.
В середине 1950-х годов в популярной романтической комедии «
Три монеты в фонтане» (1954), действие которой происходит в Италии,
Сент-Джон предстал в образе босса, который ревностно следит за моральным обликом
своих сотрудников. Год спустя он сыграл в ещё одной романтической комедии «
Нежный капкан» (1955) с Фрэнком Синатрой в главной роли.
В фильме нуар «
Беззаконие» (1955)
Сент-Джон был раздражённым бизнесменом, у которого кассир похитил крупную сумму
денег, и который через адвоката (Эдвард Г. Робинсон ) урегулирует сложившуюся
ситуацию во внесудебном порядке, а затем пытается засудить самого адвоката за то,
что тот получил слишком большой гонорар за свои услуги. В нуаре «
Я умирал тысячу раз» (1955), который был римейком популярного фильма
«Высокая Сьерра» (1941), Сент-Джон сыграл связанного с бандитами врача, который
организует операцию для одной из героинь фильма.
В 1959 году, через три года после успеха бродвейской музыкальной комедии «
Крошка Абнер» киностудия Paramount решила сделать фильм практически с тем
же актёрским составом, который играл на сцене. В итоге Сент-Джон опять получил
роль высокопарного и громогласного генерала Буллмуза, «которая стала одной из
лучших его киноработ». Два года спустя Сентр-Джон сыграл похожую роль упрямого и
ограниченного вице-президента компании «Кока-Кола» в комедии Билли Уайлдера «
Один, два, три» (1961). В том же году актер появился в романтической комедии
«
Вернись, моя любовь» (1961) с Роком Хадсоном и Дорис Дэй в главных ролях.
В 1964 году вышел психологический хоррор-триллер «
Смирительная рубашка» (1964) с Джоан Кроуфорд в главной роли. В том же году
вышла последняя заметная картина с участием актера - фильм-катастрофа «Судьба -
охотник» (1964).
Карьера на телевидении в 1948-1972 годах
Как отмечено в биографии актёра на сайте AllMovie, начиная с 1948 года, «Сент-Джон много
работал на телевидении». Среди наиболее заметных его ролей - журналист Ллойд
Прайор в двух эпизодах недолговечного полицейского сериала «Следователь» (1958) и
шумный декан колледжа Льюис Ройал в 26 эпизодах ситкома «Хэнк» (1965-66). Ближе к концу
карьеры Ст. Джон часто появлялся в качестве ведущего музыкальных скетчей из цикла
«Медовый месяц» в Шоу Джеки Глизона (1966).
Актёрское амплуа и оценка творчества
По мнению газеты «Нью-Йорк Таймс», Сент-Джон был «опытным актёром театра, кино и
телевидения», которому особенно удавались шумные, напыщенные, неприветливые и
порой не чистые на руку персонажи, которые были разного рода магнатами или
высокопоставленными военными, подобными генералу Буллмузу в сатирической
комедии «
Крошка Абнер» (1959)
и вице-президенту компании «Кока-Кола» Дж. Дж. Хэзеттайну в «
Один, два,
три» (1961).
Смерть
Ховард Сент-Джон умер 13 марта 1974 года от инфаркта в своём доме в Нью-Йорке в
возрасте 68 лет. У него осталась вдова Лоис Болтон.