Александр Володин - выдающийся советский драматург и
сценарист.
Александр Моисеевич Лифшиц, известный под литературным псевдонимом
Александр Володин, родился в Минске (ныне Беларусь), но с пяти лет жил в
Москве у своего дяди - врача. Ещё в детстве Александр увлёкся театром, вероятно,
под влиянием старшего брата - актёра Студии А. Дикого; тем не менее после окончания
средней школы поступил в Московский авиационный институт, который бросил через
полгода. Окончив в Серпухове учительские курсы, год преподавал русский язык и
литературу в школе в деревне Вешки Московской области.
Война
В 1939 году Володин поступил на театроведческий факультет ГИТИСа, но через два
месяца вынужден был оставить учёбу, получил повестку в армию. В годы Великой
Отечественной войны был связистом и сапёром, участвовал в боях на Западном, позже
на Белорусском фронтах, дважды был ранен, награждён орденом и медалями.
Учёба во ВГИКе
После демобилизации Володин не вернулся в ГИТИС, а поступил на сценарный
факультет ВГИКа, который окончил в 1949 году. Учился в мастерской Е. Габриловича, но
своими главными учителями называл В. Юнаковского и А. Сазонова.
ВГИК Володин окончил в самый разгар так называемой «борьбы с космополитизом» и
оказался без работы, что и побудило его переехать в Ленинград.
Работа на киностудиях Ленинграда
В 1949-1956 годах он работал в качестве редактора, а затем и сценариста на киностудии
«Леннаучфильм».
В 1956-1957 был старшим редактором и членом худсовета киностудии «Ленфильм».
Первые пьесы
В начале 50-х годов
Александр Володин писал рассказы, первый сборник вышел в свет в 1954-м.
Как драматург дебютировал в 1955 году пьесой «Фабричная девчонка», - поставленная в
1956 году в Ставропольском театре и в 1957-м в Центральном театре Советской Армии,
пьеса о том, как коллектив ломает человека, попытавшегося противостоять ему,
вызвала острую дискуссию на страницах журнала «Театр». Тем не менее «Фабричная
девчонка» с успехом шла во многих театрах Москвы, Ленинграда и других городов
СССР, а также за рубежом.
БДТ и Товстоногов в жизни драматурга
Вторую пьесу начинающего драматурга, «
Пять вечеров»,
принял к постановке Большой драматический театр. Зинаида Шарко, ставшая первой и
легендарной володинской Тамарой, рассказывала, как автор читал свою пьесу перед
труппой театра: «Через каждые пять минут он останавливался и говорил: „Извините,
там очень бездарно написано. Я вот это исправлю и это исправлю... Ой, как это плохо!
Я... я даю слово, что я это исправлю!“ Вот так он прочёл всю пьесу, извиняясь за то,
что так плохо написано».
Спектакль, поставленный Георгием Товстоноговым, стал настоящим событием
театральной жизни. Много лет спустя Анатолий Эфрос вспоминал: «Я как-то не думал
раньше, что из-за спектакля можно специально поехать в другой город. Но все
приезжающие из Ленинграда, и ленинградцы, и москвичи, с такой восторженностью и с
таким негодованием (были и такие) рассказывали о спектакле „Пять вечеров“ у
Товстоногова, что просто нельзя было не поехать... Я с восхищением наблюдал, как
необычайно простыми средствами достигался высокий эмоциональный и смысловой
эффект».
Постановка в "Современнике" и разочарование автора
Если товстоноговские «
Пять вечеров»
стали откровением и для самого драматурга, то постановка пьесы в «Современнике»
его разочаровала. Олег Ефремов, поставивший спектакль и сыгравший в нём Ильина,
рассказывал: «Мы попытались решить пьесу как сказку, сделали голубые декорации,
всё было искренне, благородно, красиво... а автор нашего спектакля не принял и с
присущей ему прямотой заявил, что не писал этой пошлятины».
Противники обвиняли драматурга в искажении действительности, пессимизме и
мелкотемье, нездоровом интересе к «маленьким людям и неустроенным судьбам»; даже
в художественном совете БДТ пьесу приняли далеко не все.
Третья пьеса Володина, комедия «В гостях и дома», оказалась не слишком удачной и
достаточно схематичной; поставленная А. Эфросом в Театр им. Ермоловой, она никогда
больше не ставилась и оказалась нелюбимым детищем драматурга. Последовавшие за
ней пьесы «Моя старшая сестра» (впервые поставленная в БДТ) и «
Назначение»
также находили и горячих сторонников, прежде всего зрителей, и принципиальных
противников. В Володине нашли своего драматурга Георгий Товстоногов в Большом
драматическом и Олег Ефремов в «Современнике», где, кроме «Пяти вечеров», шли его
пьесы «Моя старшая сестра» и «
Назначение». В
«Назначении» Володин рассказал историю добропорядочного человека, который в
минуту слабости отказывается от высокого поста, но, увидев своего преемника,
осознаёт, как писала Н. Крымова, что общественная пассивность честного таланта
развивает энергию бездарности, увеличивает «общественный» вес всего косного и
отжившего. Поставив эту пьесу в 1963 году и сыграв в ней главную роль, Ефремов
полностью реабилитировался перед драматургом: спектакль стал событием
театральной и не только театральной жизни.
Тем не менее в середине 60-х годов Товстоногов, посвятивший защите Володина немало
страниц в своей книге «О профессии режиссёра», был вынужден констатировать:
«Вместо того, чтобы способствовать совершенствованию Володина как драматурга, мы
сделали всё, чтобы он просто ушёл из театра».
Сценарист кино
Александр Володин удалился в кинематограф, где дебютировал ещё в 1962
году как автор сценария короткометражного фильма «
Прошлым
летом». Второй фильм, к которому Володин написал сценарий, «
Звонят, откройте дверь» Александра Митты, получил приз «Золотой лев
святого Марка» на Международном кинофестивале детских фильмов в Венеции в 1966
году.
Признание
Менялась атмосфера в стране, менялось восприятие, и осуществлённая Георгием
Натансоном в 1966 году экранизация пьесы «Моя старшая сестра» уже не вызвала
прежнего столкновения мнений, как и другие, более поздние экранизации, в том числе
«
Пять вечеров» Никиты Михалкова. То, что киноверсиям пьес Володина
сопутствовал успех, театровед А. Варламова считает неслучайным: «У него всегда
наличествует принципиально важный для поэтики кинематографа лейтмотив „потока
будней“, в который погружены, то вырываясь из его плена, то вновь оказываясь
подхваченными его течением, володинские персонажи. Вернее, здесь не присутствуют
„будни“ в тяжеловесном бытовом воплощении, а дана их лаконичная музыкальная,
мелодическая формула».
Продолжение драматургической деятельности
Получив признание в кинематографе,
Александр Володин в начале 70-х годов вернулся в театр, написав пьесы «
С любимыми не расставайтесь» (поставленную в 1972 году в
«Современнике») и «
Дульсинея Тобосская», с которой Олег Ефремов в 1971 году дебютировал во
МХАТе, как режиссёр и как актёр, сыграв рыцаря Печального Образа. На основе пьесы
«
Дульсинея Тобосская» Геннадий Гладков создал одноимённый мюзикл,
который в 1973 году Игорь Владимиров поставил на сцене Театра им. Ленсовета (с
Алисой Фрейндлих в главной роли); мюзикл, в свою очередь, в 1980 году был
экранизирован Светланой Дружининой.
Одновременно Володин продолжал работать в кино: Сергей Герасимов снял по его
сценарию фильм «
Дочки-матери»,
Георгий Данелия - знаменитый «
Осенний
марафон».
Кроме пьес и киносценариев,
Александр Володин писал стихи и прозу - главным образом мемуарного
характера.
Умер 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в посёлке Комарово, недалеко
от Санкт-Петербурга.
Память
После смерти драматурга в Санкт-Петербурге была учреждена премия имени
Александра Володина. Лауреатами этой премии были художественные руководители
БДТ и МХТ им. Чехова Кирилл Лавров и Олег Табаков, поэт и музыкант Александр
Дольский и писатель Илья Штемлер. Такая же премия была вручена грузинскому
художнику, литератору и режиссеру Резо Габриадзе - участнику Всероссийского
театрального фестиваля "Пять вечеров" имени А.Володина в Санкт-Петербурге.
Имя петербургского поэта и драматурга Александра Володина знакомо всем, кто
любит кино и театр. Любимые кинофильмы, знаменитые спектакли еще
товстоноговского БДТ и ефремовского "Современника", поставленные по его
сценариям и пьесам, всегда запоминались своей уникальной интонацией, негромким,
совсем не назидательным голосом человека, который знает о жизни что-то такое, о
чем мы сами и не догадывались, мимо чего мы проходим не замечая. Пьесы Володина не
устаревают. У них всегда был и есть свой зритель - человек интеллигентный,
способный к сопереживанию. Человек, уважающий свои права, но не забывающий и о
своих обязанностях, сверяющий их с нравственными императивами.