Бертольт Брехт (полное имя Ойген Бертольд Фридрих Брехт) - немецкий драматург,
поэт и прозаик, театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра
«Берлинер ансамбль».
XX век с его войнами и революциями, экономическими потрясениями и научными
открытиями стал эпохой гениальных умов, создавших своим творчеством и талантом
особый культурный пласт, бесценное наследие. Одним из таких творцов был немецкий
поэт, писатель и драматург Бертольт Брехт, чьи пьесы стали классикой мирового
театрального репертуара. "Шекспир XX века" - так назвали Брехта современники, давая
высокую оценку его теории "эпического театра".
Детство и юность
Ойген Бертхольд Фридрих Брехт родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге, Германия. Его
отец прошёл карьерный путь от торгового агента до директора бумажной фабрики.
Мать София Брецинг - дочь начальника железнодорожной фабрики. Ойген стал
первенцем семейной пары.
Чета Брехт была одной из состоятельных в этом маленьком баварском городке. И
мальчик рос в традиционной для тех лет буржуазной атмосфере: у родителей была
прислуга, у детей - няни, дорогие подарки на Рождество и хорошие домашние учителя.
Чуть позже Ойген пошёл в народную школу францисканского монашеского ордена,
затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию.
Однако чем взрослее становился Ойген, тем большей неприязнью проникался к этому
мещанскому укладу. Конфликты с родителями вскоре переросли в настоящий бунт, а
позже юноша вообще отдалился от семьи и стал изгоем. Вся эта буря чувств находила
выход в поэтическом творчестве. Первые стихи, эссе и рассказы под впечатлением от
творчества его кумира Франка Ведекинда юный Брехт стал писать и печатать в
местных журналах ещё в гимназии в 1913-м -1914-м годах.
В 1917-м Брехт окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Мюнхенского
университета, но уже через год был призван в армию. Дабы не пускать сына на фронт
по причине слабого здоровья, отец выхлопотал для него место санитара в военном
госпитале.
Увидев и услышав в рассказах раненых изнанку войны, Брехт пишет своё первое
резонансное произведение «Легенда о мёртвом солдате», в котором в сатирической
манере повествует о приключениях солдата, извлечённого из могилы, признанного
медкомиссией годным к службе и возвращённого обратно на войну. В считанные дни
стихотворение становится популярным и расходится на цитаты.
Творчество
Вскоре Брехт возвращается в университет, но переводится на факультет философии,
где проучился только два года и был исключен из-за неявок. Причиной такого
поведения стало его новое увлечение - театр. Теперь он завсегдатай
литературно-артистических кафе и сам играет на подмостках театра "Вильде Бюне".
В эти годы рождаются первые пьесы Бертольта Брехта (автор творит уже под этим
именем) - «Мещанская свадьба», «Ваал», «Барабаны в ночи», но ни один театр не берёт
их к постановке. Тогда драматург едет попытать счастья в Берлин, но и в столице его
встречают прохладно и неприветливо.
Ситуацию изменило вмешательство известного берлинского критика Герберта
Иеринга. Благодаря его положительным отзывам о драматургии Брехта, его пьесы
стали ставить на сценах Мюнхена, Берлина и других городов, вызывая при этом шквал
критики и недовольства со стороны властей.
В это время Брехт возобновляет изучение философии в Берлинском университете, а
также подрабатывает на издательском поприще - выпускает сборник стихов «Домашние
проповеди» (1927) и трудится в театре "Пискатора", где адаптирует сценарии.
В 1928 году новый директор театра на Шиффбауэрдамм Штрассе, Йозеф Ауфрихт, заказал
Брехту переработку знаменитой английской «Оперы нищих» Джона Гэя, написанной в
XVIII веке. Бертольд с жаром берётся за работу, в которой старается не изменять
сюжет, а лишь играет трактовкой образов и вводит новых персонажей.
Перевод либретто на немецкий язык осуществила Элизабет Гауптман. Пьесу,
получившую название «Трёхгрошовая опера», поставил близкий друг Брехта, режиссёр
Эрик Энгель, а музыку написал композитор Курт Вайль. Это был первый настоящий
триумф автора.
До начала 1930-х годов Брехт и Энгель работают в тандеме, пытаясь в полной мере
развить так называемую теорию "эпического театра", разработанную драматургом. Она
предполагает слияние действа с эпическим повествованием от лица автора или
другого нейтрального персонажа. Также подход практикует уход от чопорности и
стерильности классического театра, и включение в ход спектакля общения со
зрителем.
Все эти нововведения поначалу не приживались на сценах немецких театров. И только
в конце 1940-х годов с созданием собственного театра Брехт наконец, смог в полной
мере воплотить на практике задуманные реформы, а затем их подхватило и всё
мировое театральное сообщество.
Изгнание
В 1935 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты во главе с Адольфом
Гитлером лишили Брехта немецкого гражданства, припомнив ему публикацию
антирежимных произведений.
Однако ещё двумя годами раньше драматург покинул страну, переехав с женой и
детьми в Вену, а затем в Цюрих. Но в Швейцарии Брехт не прижился, и вновь стал
искать убежища там, где мог бы свободно существовать и работать. В 1933 году, в то
время как в Германии фашисты сжигали его книги вместе с произведениями Эриха
Марии Ремарка, Генриха Манна и Карла Маркса, он переехал в Данию, поселившись в
уединённой рыбацкой деревушке.
Здесь в условиях суровой, но прекрасной скандинавской природы, автор написал
такие выдающиеся произведения, как «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Мамаша
Кураж и её дети», а также закончил первоначальный вариант «Жизни Галилея». Из
Дании Брехт уезжает в 1939 году, и вновь из-за гонений на творчество: против его
антивоенных пьес выступал даже король Кристиан X.
Временно обосновавшись в Швейцарии, писатель ждёт американскую визу, но получив
отказ, выезжает в Финляндию. Когда же и эта страна примкнула к гитлеровской
коалиции в 1941 году, Брехт вновь бежит от войны и её губительного разрушения. На
этот раз США выдали ему визу, и он покидает Европу на целых шесть лет. За это время
автор пишет пьесы «Добрый человек из Сезуана», «Сны Симоны Машар», «Швейк во
Второй Мировой войне» и «Кавказский меловой круг».
Возвращение
Вернувшись в послевоенную Германию в 1947 году, драматург выбрал местом проживания
социалистическую ГДР. Он получил возможность работать без оглядки, запретов и
гонений. Первое, что он делает - создаёт свой театр «Берлинер ансамбль». Первый же
спектакль «Мамаша Кураж и её дети» был отмечен Национальной премией ГДР.
Дальнейшее развитие репертуара проходило не без трудностей - Брехта обвиняли то в
формализме, то в космополитизме и пацифизме. Тем не менее, в 1950 году Брехт стал
действительным членом Академии искусств ГДР, а в 1954-м - её вице-президентом. В этом
же году он удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между
народами». Тогда же Брехт пишет своё последнее произведение - пьесу «Турандот».
Личная жизнь
Личная жизнь знаменитого драматурга - предмет отдельного исследования многих
биографов. Этой работе посвящали свои труды англичанин Джон Фуэджи и россиянин
Юрий Оклянский (книга «Гарем Бертольда Брехта»). К примеру, первый автор приводит
интересные факты из биографии драматурга, заявляя, что многочисленные любовницы
Брехта являются соавторами его произведений, кто-то в большей, а кто-то в меньшей
степени. По его утверждению, «Трёхгрошовая опера» на 85% написана переводчицей
Элизабет Гауптман, стенографистка Маргарет Штеффин принимала участие в создании
«Доброго человека из Сезуана», актриса Рут Берлау помогала со «Снами Симоны
Машар».
Впрочем, документальных доказательств этой теории не существует, а вот то, что
писатель действительно был любвеобильным и близок со многими женщинами - верно.
При этом он всю сознательную жизнь прожил в законном браке.
Его первой супругой в 1922 году стала актриса и певица
Марианна
Цофф. Будучи на 5 лет старше, женщина окружила мужа теплом и заботой. В 1923-м у
них родилась дочь Ханна, тоже ставшая впоследствии актрисой.
Поводом для развода с Марианной стала новая страсть драматурга - молодая актриса
Елена Вайгель. Она родила Брехту сына Штефана в 1924 году,
а официально поженились супруги в 1929-м. В следующем году родилась их дочь Барбара,
она тоже пошла по творческим стопам матери.
Ещё один ребёнок Бертольда Брехта, сын Франк - внебрачный. Он родился в 1919 году от
Паулы Банхольцер - девушки, в которую Брехт был страстно влюблён.
Последние годы
По злой иронии судьбы, получив долгожданное признание, Брехт вдруг стремительно
стал терять здоровье, и без того подорванное в годы эмиграции. Весной 1956 года,
работая над постановкой «Жизни Галилея» в своем театре, писатель перенёс инфаркт.
Но приняв его за обычное недомогание, он не стал обращаться к врачу.
Брехт съездил в небольшой отпуск и вновь принялся за работу, но в августе его
самочувствие резко ухудшилось. Врачи диагностировали обширный инфаркт, который и
стал причиной его смерти 14 августа 1956 года.
Театрального деятеля похоронили на Доротеенштадском кладбище. Брехт завещал не
произносить над его могилой прощальных речей и слов. На памятнике литератора нет
фотографии, дат и регалий, это простой серый могильный камень, на котором высечено
лишь его имя. Точно такой же стоит рядом - это могила его преданной музы Елены
Вайгель, которая даже после смерти не захотела расставаться со своим гением.
По материалам Википедии и 24smi.org