Махмуджан Вахидов (тадж. Махмуджон Вохидов) - советский, таджикский актёр театра и
кино. Народный артист Таджикской ССР.
Родился 10 октября 1939 года в поселке Шайдан, Таджикистан.
Учёба
В 1960 году окончил таджикскую студию ГИТИСа им. А.В.Луначарского (художественный
руководитель - Ольга Пыжова).
Еще в период обучения в Москве молодой Махмуджон привлек пристальное внимание
выдающихся мастеров советского театра - О.Пыжовой и Б.Бибикова тем, что свободно,
практически без акцента говорил по-русски, знал наизусть большое количество
стихотворений мировой классики, одним словом - подавал огромные надежды. Сегодня
мало кто помнит, что его, молодого чтеца из самодеятельной группы участников
Декады культуры и искусства Таджикистана, приняли в ГИТИС сразу на третий курс.
Наверное, уже тогда будущий мастер таджикской сцены готовился создать совершенно
новый и уникальной для таджикского современного искусства жанр - театр одного
актера. Уже в годы учебы Махмуджон искал своих кумиров среди выдающихся актеров
Москвы, и, что же вы думаете, он сразу же выбрал знаменитого Иннокентия
Смоктуновского, с которым впоследствии они создали целый ряд редчайших
исполнений стихов Хафиза и Саади на русском языке.
В 1960 году, 20 юношей и девушек таджикской студии ГИТИСа, а среди них были широко
известные сегодня Тамара Абдушукурова, Хабибулло Абдураззаков, Хошим Гадоев,
Марьям Исаева, Мукаррама Камолова, Фотима и Соджида Гулямовы, Носир Хасанов и
другие подготовили и выступили сразу с несколькими спектаклями. Среди них была
пьеса «Бедность не порок» Островского, где роль Мити сыграл их однокашник
Махмуджон Вахидов...
Театр
С 1960-1961 год состоял в труппе Театра музыкальной комедии имени Камола Худжанди.
С 1961 года - актер Таджикского академического театра драмы им. А.Лахути.
Как театральный актёр, Махмуджан Вахидов исполнял сложнейшие роли в спектаклях
мировой и русской классики. Выступал он и практически во всех новых премьерах
национальной драматургии и своим редчайшим талантом привлекал в театр тысячи
новых поклонников.
Махмуджон свободно читал монологи Гамлета на русском и таджикском языках, читал
газели Хафиза и Саади, стихи Пушкина и Есенина, да не просто читал, а исполнял их с
редким чувством одухотворенности, передавая слушателю огромную и многоцветную
палитру эмоционального мира знаменитых поэтов. Ему аплодировали в Канаде и в
Иране, Москве и Ташкенте, Минске и Бишкеке. За несколько мгновений тогдашней
истории Махмуджон стал символом поэтического театра, ибо своим проникновенным
голосом и редким актерским мастерством он заново открыл нам всем сокровенные
значения поэзии Хайяма, Хафиза, Пушкина и Турсун-заде.
Махмуджон Вахидов с удовольствием исполнял роли в спектаклях по русской
классике, одновременно, по всеобщему признанию критики, обязательно и каким-то
неуловимым образом вносил в поведение своих персонажей нечто родное, таджикское.
Несколько лет он выступал в роли Незнамова из пьесы А.Островского «Без вины
виноватые», и театральная публика Душанбе, а также Москвы и Санкт-Петербурга
единодушно отмечала, что Вахидов в этом спектакле открыл неповторимого и нового
Незнамова.
Да, редкое природное дарование, острое ощущение тончайших нюансов современной
ему жизни позволили ему стать своеобразным бунтарем свободного духа, выразить
через слово и музыку потайные стремления общества, объявить войну отдельным
проявлениям мерзости и подхалимства.
Махмуджон был чрезвычайно грамотным, предельно прямым человеком и, возможно,
из-за этого наживал себе и врагов. Помнится, в одно время его выбрали в качестве
эксперта по вновь созданным произведениям драматургии в Таджикистане, и он -
великий актер и режиссер, прочитав целый ряд пьес, все их откровенно браковал.
Кинематограф
В кино дебютировал в 1961 году в фильме "Зумрад". Известность актёру принесла роль
дива Тулада в фильмах дилогии о Рустаме: "Сказание о Рустаме" и "Рустам и Сухраб". За
эти работы ему было присвоено звание лауреата Государственной премии Таджикской
ССР имени Рудаки.
Одной из вершин кинематографического творчества М.Вахидова является исполнение
им роли выдающегося просветителя конца 19-го века Ахмади Дониша в фильме
А.Рахимова «
Звезда в ночи».
Удивительно, но каждому зрителю, который помнит Махмуджона в этой роли, кажется,
что актер сыграл здесь самого себя. На экране мы помним удивительно умные глаза
актера, его страстную речь перед эмиром Бухары после возвращения из Петербурга,
помним, как Ахмад Дониш буквально требует от бухарского правителя, который погряз
в средневековой рутине, открыть глаза пошире и поучиться у передовых обществ
правилам государственного строительства.
В 1974 году, за большой вклад в культуру и искусство Таджикистана, Махмуджану
Вахидову было присвоено почётное звание - Народный артист Таджикской ССР.
Последняя гастроль
Это были Дни культуры Таджикистана в Ираке - ответный визит таджикских артистов,
где Вахидову предстояло быть ведущим на концертах.
Группой руководил Джамшед Каримов - работник Госплана, в составе находились
Махфират Каримова - председатель Комитета дружбы и солидарности народов стран
Азии и Африки в Таджикистане, артисты Лютфи Кабирова, Зебо Аминзода, Джурабек
Муродов, Нукра Рахматова, Фируза Аюбджонова и группа музыкантов.
По рассказам очевидцев, первые дни выступлений, когда Махмуджон Вахидов читал
стихи Хафиза, Руми и других классиков на арабском языке, вызвали настоящий
фурор.
Его поднимали на руки, скандируя: «Вахидов! Вахидов!». Артисты были в шоке: их
никогда так не встречали, так громко не аплодировали. По словам супруги
Махмуджона, он болел перед теми, последними гастролями своей жизни. «Я просила
отказаться от поездки в Ирак, но Махмуджон сказал, что уже готовы все документы. И
сейчас перед глазами его светлая улыбка, когда он уходил из дома. Как оказалось,
навсегда», - вспоминала супруга Махмуджона Вахидова -
Дилрабо Саидмуродова.
В октябре 1977 года Вахидов подготовил и отправил необходимые документы в Москву -
ему хотели присвоить звание Народного артиста СССР. Но не успели...
Он умер в ночь с 8 на 9 ноября 1977 года в багдадской гостинице. До сих пор
обстоятельства смерти великого артиста остаются под завесой тайны.
Личная жизнь
Был женат на таджикской актрисе Дилрабо Саидмуродовой.
Память
В память о великом таджикском актёре, Таджикский государственный молодёжный
театр в городе Шайдон, назван именем Махмуджана Вахидова.