Арво Августович Пярт - эстонский композитор. Создатель авторского стиля "tintinnabuli"
(в переводе с эстонского "колокольчики"), в котором специфически воплотил принципы
техники минимализма и эстетики "новой простоты". Для его воплощения в своих
произведениях композитор использует небольшие церковные колокола с
характерными "призвуками". О музыке в этом стиле сам Пярт говорил:
«Каждая фраза дышит самостоятельно. Её внутренняя боль и снятие этой боли,
неразрывно связанные, и образуют дыхание. В паузах нужно научиться слушать
тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, его дление и переход в
другой звук, весомость этого шага. Нельзя торопиться. Надо взвешивать каждый шаг
от одной точки до другой на нотной бумаге. Надо, чтобы шаг был совершен только
после того, как ты пропустил все возможные ноты через своё "чистилище". Тогда звук,
претерпевший до конца все испытания, будет истинным».
Жизненный и творческий путь
Арво Пярт родился в городе Пайде 11 сентября 1935 года. Окончил Таллинское
музыкальное училище. В 1950-х годах написал свою первую вокальную композицию -
кантату «Наш сад» для детского хора и оркестра.
В 1963 году окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у Хейно
Эллера. С 1957-го по 1967-й работал звукорежиссёром Эстонского национального
радиовещания. С 1962 года писал музыку для кино и мультфильмов.
Начиная с 1964 года, Пярт написал ряд произведений с использованием
техники коллажа - «Коллаж на тему B-A-C-H» (1964), «Pro et contra» (1966),
«Симфония №2»
(1966) и «Credo» (1968). В них композитор соединяет две противоречивые идеи: современные
авангардные техники и заимствования из Баха. И вновь не обошлось без скандала -
премьера написанного на литургический текст «Credo» вызвала большой резонанс в
политбюро Эстонии. Некоторые работники Эстонской филармонии, допустившие
исполнение этого произведения без одобрения Союза композиторов, были уволены.
После «Credo» Пярт приостановил композиторскую работу. В поисках собственного
стиля он изучал старинную католическую музыку, технику средневековой
изоритмии и ренессансного фобурдона, франко-фламандскую полифонию, что нашло
отражение в ряде его новых сочинений. В 1976 году он вернулся к активной творческой
деятельности.
При том, что Пярт экспериментировал в различных техниках и стилевых моделях,
среди которых изоритмия («Modus»), минимализм («Fratres»), серийность («Trivium»),
неоклассицизм и коллаж («Коллаж на тему BACH»), сонорика («Если бы Бах разводил
пчёл») и т. д., он не примкнул ни к одной из авангардных школ, и в целом не поддержал
радикализм, характерный для эстетики музыкального авангарда XX века.
Вообще, музыку Пярта иногда относят к стилевому направлению "новой простоты", а
также называют "духовным минимализмом" и "новой благозвучной музыкой". "Простой" в
зрелой музыке Пярта считается гармония (расширенная тональность с ясно
ощущаемой опорой на трезвучие, скупо украшенное мягкими призвуками, то есть
дополнительными конструктивными элементами вертикали), ритм (неоднократно
повторяемые ритмоформулы, так называемые "паттерны"), силлабический
распев текста, прозрачная гомофонная фактура (нередко - контурное двухголосие)
и т. д.
Благодаря еврейскому происхождению жены, в 1980 году Пярт с семьёй эмигрировал из
СССР по израильской визе. Жил сначала в Вене, где подписал договор с крупным
нотным издательством «Universal Edition», а в 1981-м переехал в Берлин. С 2010 года проживает в
Эстонии.
В 2018 году в деревне Лауласмаа, где живёт композитор, открылся Центр Арво Пярта.
По материалам Википедии