Ледяйкина Лидия Константиновна - советская и российская актриса театра и кино.
Заслуженная артистка России.
Лидия Ледяйкина родилась 13 мая 1944 года в Барнауле.
Семья и ранние годы
Родители Лидии этнические мордвины - эрдзя. По линии как отца так и матери,
родственники подверглись раскулачиванию и репрессиям.
Матери Лидии Константиновны, Екатерине Петровне, тогда было всего 16 лет, а она уже
работала в своем селе директором детского сада. Но после ареста отца ей объявили,
что дочь "врага народа" не может воспитывать их детей. И Екатерине Петровне
пришлось уехать из родного села. Она приехала в Дзержинск. Там познакомилась с
Константином Ледяйкиным, вскоре они поженились. Константин работал на
Горьковском автозаводе, Екатерина занималась хозяйством, детьми. В годы войны
автозавод эвакуировали в Барнаул, и семье тоже пришлось переехать. В Барнауле
родилась младшая дочь Лида. Двое старших детей умерли в эти тяжелые годы. Остались
Лида и ее старший брат Анатолий. В те годы особо не приветствовалось, если люди
говорили на своем родном языке, поэтому Лиду обучать эрзянскому языку не стали.
Хотя в детстве она часто слышала эрзянскую речь, и некоторые слова помнит до сих
пор.
В детстве папа рассказывал, что в мордовских краях никогда не было крепостного
права, поэтому и народ здесь свободолюбивый. Лида тоже уже с детства была очень
независимой и упрямой, все решала сама.
Действительно, о самостоятельности Лиды можно судить уже по тому, что в 15 лет она
пришла в Барнаульский драмтеатр и сказала главному режиссеру: "Я играть хочу". И
было это настолько убедительно, что ее взяли в театр. Она одновременно училась в
школе и играла в театре. Лида сама еще в детстве решила, что она непременно будет
артисткой. Мама не раз заставала ее, трехлетнюю, перед зеркалом в своих туфлях на
каблуках, в красивом платке и красящей губы. И когда Лиду спрашивали, куда это она
собирается, та отвечала: "На лаботу". "А кем ты работаешь?" - спрашивала мама. На что
следовал ответ: "Алтисткой". Естественно, когда Лида заканчивала школу, было уже
решено, куда она пойдет учиться.
Учёба
Лида едет в Москву и с первой попытки сдаёт экзамены, проходит отборочные туры и
поступает в ГИТИС. Ей очень повезло, она попала в класс народного артиста РСФСР
Владимира Васильевича Готовцева - ученика знаменитого Станиславского. Мама сразу
поддержала ее выбор и всегда гордилась, что дочь учиться в Москве. А вот отец был
против. Константин Степанович хотел, чтобы дочка, как и он, стала строителем. Но,
убедившись, что спорить бесполезно, только махнул рукой и сказал: "Разве этот
характер можно победить?"
В 1966 году окончила актерский факультет ГИТИСа, курс В.В. Готовцева.
Театральная карьера
По окончании учёбы служила в театрах Орджоникидзе (Владикавказ), Горького (Нижний
Новгород).
С 1969 - 1983 год - актриса Владимирского областного драматического театра. Среди ее
работ: «А зори здесь тихие» - Галя Четвертак; «Валентин и Валентина» - Валентина;
«Варвары» - Лидия; «Горячее сердце» - Матрена; «На дне» - Настя; «Двенадцатая ночь» -
Виола-Себастьян; «Снежная королева» - Маленькая разбойница; «Прощание в июне» -
Таня; «Чужая жена и муж под кроватью» - Жена; «Семейное счастье» - Ниночка. Здесь же
в театре Лидия Ледяйкина познакомилась со своим будущим мужем, известным
режиссером Владиславом Борисовичем Пази. Во владимирском театре они проработали
11 лет. В 80-е годы в силу разных обстоятельств им пришлось уехать из Владимира в
Мурманск.
С 1983-198 года работала в Мурманском областном драматическом театре, где была занята
в спектаклях: «Вечер» - Старуха; «Сватовство майора» - Тетушка; «Снятый и
назначенный» - Жена; «Три толстяка» - Тетушка Ганимед; «Три поросенка» - Наф-Наф;
«День рождения Кота Леопольда» - Серый мышонок.
С 1989 - 1995 год - актриса Русского драматического театра им. Н.К. Крупской (г. Бишкек).
Среди ее работ: «Трехгрошовая опера» - Селия Пичем; «Группа» - Хлоя; «Упырь» -
Сугробина; «Таланты и поклонники» - Домна Пантелеевна; «Все в саду» - Мисс Туз;
«Мандат» - Мать; «Прекрасное воскресенье для пикника» - Боди. Время работы в
бишкекском театре актриса вспоминает с особенной теплотой. Там была очень
талантливая труппа, ставились замечательные спектакли. Но у Владислава
Борисовича ухудшилось здоровье, и они решили вернуться на родину мужа в
Санкт-Петербург. Но и после этого связь с бишкекским театром поддерживалась,
сохранились теплые отношения. В.Б.Пази приезжал сюда ставить спектакли.
В сезоне 1995-1996 годов работала в Петербургском театре им. В.Ф. Комиссаржевской.
В 1996 году мужу последовало предложение стать директором и художественным
руководителем Театра им. Ленсовета. Сюда же перешла и Лидия Константиновна. В этом
театре они проработали вместе 10 лет, а в 2006 году Владислава Борисовича не стало.
Всю жизнь, на протяжении 32 лет они были вместе, и Лидия Константиновна всегда
поддерживала и помогала своему мужу. Он поставил много спектаклей за рубежом: В
Америке, Италии, Португалии, Болгарии и т.д. Владислав Борисович и Лидия
Константиновна любили путешествовать вместе, объездили практически все
европейские и другие страны. Очень хотели побывать в Китае и Японии, но не успели.
А одной, по мнению Лидии Константиновны, путешествовать не интересно, и она вряд
ли куда-то еще поедет.
На сцене театра им. Ленсовета. она сыграла в следуих спектаклях: «Лицо» - Бабка;
«Прекрасное воскресенье для пикника» - Боди; «Гедда Габлер» - Фрекен Юлиане;
«Добрый человек из Сычуани» - Первый Бог; «Поживем-увидим!» - Миссис Клэндон;
«Приглашение в замок» - г-жа Демерморт; «
Night and day» - г-жа Петрович.
В 2007 году удостоена почётного звания - Заслуженная артистка Российской
Федерации.
Хотя Лидия Константиновна была женой известного режиссера и работала с ним в
одних театрах, она никогда не пользовалась связанными с этим привилегиями. Всегда
получала только те роли, которые имела право играть. Поэтому она не была замешана
в закулисных интригах, и труппа относилась к ней с уважением, не как к жене
главного режиссера, а как к талантливой и профессиональной актрисе.
Кинематограф
В 2000-е стала сниматься в телесериалах. Сыграла в картинах «
Чёрный ворон»,
«Убойная сила», «
По ту сторону волков», «
Столыпин... Невыученные
уроки», «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», «
Лучшие враги», «
Огненный ангел» и других.
Среди наиболее удачных кино-работ, роль матери австрийской королевы во
французском фильме "Сисси - мятежная императрица". Тем не менее, актриса никогда не
ставила работу в кино выше театра. - Театр для меня всегда был на первом месте, -
говорит Лидия Константиновна. - Я актриса театра, и это моя работа. Никогда не
понимала актеров, которые отказываются от спектакля ради роли в кино или сериале.
Лидия Константиновна же, напротив, не раз отказывалась от предложений сняться в
фильме ради своего спектакля. Бывало, она уезжала со съемок на спектакль, так как
подводить театр и коллег, по ее мнению, недопустимо.