Саюри Ёсинага (яп. 吉永小百合 родилась 13 марта 1945 года в Сибуя, Токио,
Япония) - японская киноактриса, продюсер и певица. Одна из главных звёзд
современного японского кинематографа. Последняя из того поколения выдающихся
японских актрис, которые ещё работали в золотые годы японского кино. Её имя
засверкало яркой звездой на киноолимпе в 1960-х, когда японский кинематограф
захлестнула «Новая волна» - это был наиболее успешный для неё период, хотя она к
этому течению молодых кинематографистов, по сути, не имела никакого отношения
(разве что роль в ленте Кириро Ураямы «Город, где льют чугун», снятой в 1962 году).
Продолжает активно сниматься до сегодняшнего дня, без творческих простоев
перейдя из одной эпохи в другую. Обладательница большого количества
престижнейших национальных кинопремий, а по части полученных ей премий Японской
академии Саюри Ёсинага обошла всех актрис
Японии - она четырежды лауреат этой кинонаграды в самой престижной номинации «За
лучшую главную женскую роль». Не удивительно, что когда классик японского
кинематографа, режиссёр Кон Итикава искал исполнительницу на роль выдающейся
японской актрисы XX века Кинуё Танака в биографическом фильме о ней «
Актриса кино» (1987), он без колебаний остановил свой выбор на лучшей из
японских актрис того времени - Саюре Ёсинаге (незадолго до этого удостоенной
премии имени Кинуё Танака за выдающиеся достижения в карьере). В 2006 году Саюри
Ёсинага была награждена Медалью Почёта с пурпурной лентой за заслуги в области
киноискусства.
Ранние годы
Саюри родилась в марте 1945 года, за пять месяцев до окончания Второй мировой войны,
её жизнь неразрывно связана с послевоенной историей Японии. Отец Саюри - Ёсиюки
Ёсинага родился в префектуре Кагосима и был чиновником Министерства иностранных
дел, а мать Кадзуэ, родившаяся на окраине Токио, была учителем игры на фортепиано.
Саюри с детства прививалась высокая художественная культура. Первое появление
Саюри в средствах массовой информации состоялось в двенадцатилетнем возрасте,
когда она приняла участие в радиопостановке «Судзуносукэ Акадо» (1957). А два года
спустя четырнадцатилетняя Саюри дебютировала в кино второплановой ролью в
экранизации эссе Минору Ёсиды «Свист по утрам» (1959, режиссёр Тисато Икома).
Карьера в кино
Юная дебютантка заключила контракт с кинокомпанией «Никкацу» и сыграла в ней на
протяжении 1960-х годов множество ведущих ролей. Экран сразу принял молодую
дебютантку в свои объятия, ибо приглашений сниматься в её первые годы работы
перед камерой было очень много. Только лишь за 1960-й и 1961 годы юная актриса снялась
более чем в двадцати картинах. Её первым исполнением главной роли стала работа в
лирической мелодраме о первой подростковой любви «Девочка в стекле» (реж. Мицуо
Вакасуги), который вышел осенью 1960 года и был первым из ряда «чисто любовных
фильмов», в которых она снялась вместе с Мицуо Хамадой. И хотя в 1960-е годы в
японском кинематографе правила бал «Новая волна японского кино», молодая актриса
блистала в незамысловатых комедиях и мелодрамах у таких штатных ремесленников
компании «Никкацу», как Кацуми Нисикава, Такэити Сайто, Кэндзиро Моринага и
других. Во многих из её ранних фильмов, она сыграла роли серьёзных школьниц или
студенток, которые способны со своим искренним характером стать объектом
пристального внимания со стороны класса или группы сверстников. Среди фильмов,
которые сформировали эту существенную сторону её имиджа можно отметить драму из
школьной жизни «Голубые горы» (1963, реж. Кацуми Нисикава), основанную на
одноимённом романе 1947 года писателя Ёдзиро Исидзака.
Почти одновременно с началом своей кинокарьеры, Саюри начала и карьеру певицы,
записав в те годы несколько синглов. И уже в 1962 году её сингл «Не важно когда
мечтать», записанный совместно с Юкио Хаси, был удостоен Гран-при Japan Record Award.
Пластинка разошлась тиражом 300 000 экземпляров.
1960-е годы стали для Саюри Ёсинага периодом наибольшего успеха у японского
зрителя, это было время пика её популярности - молодые поклонники по всей стране
создали десятки фан-клубов, а её фанатов называли не иначе, как «саюристами»
(Sayurisuto). Ёсинага изображала на экране целеустремлённых героинь, что было созвучно
мечтам и чаяниям молодого поколения японцев той поры. И хотя руководство
«Никкацу» использовало юное дарование на ролях девчонок в подростковых фильмах
развлекательного характера, ей всё же повезёт встретиться с одним из
представителей «новой волны», начинающим режиссёром Кириро Ураямой. Саюри
Ёсинага сыграла в его дебютной работе, фильме «Город, где льют чугун» (1962) роль
главной героини, девочки по имени Дзюн, дочери потомственного металлурга и
попала, что называется, в десятку. И сам фильм, и игра семнадцатилетней Саюри, были
на ура встречены критикой и собратьями-кинематографистами. За исполнение этой
роли Саюри Ёсинага была названа лучшей актрисой 1962 года на церемонии награждения
кинопремии «Голубая лента» в 1963 году. А спустя два года, в 1965-м, актриса была
удостоена ещё одной «Голубой ленты», то был приз зрительских симпатий в номинации
«Самая популярная» (Most Popular Award).
В 1965 году Саюри Ёсинага успешно сдала экзамены и поступила учиться в университет
Васэда на кафедру истории, а также посещала факультативно лекции по литературе.
Привыкшая уже к загруженному графику работы на съёмочных площадках, студентка
продолжала во время учёбы сниматься в кино, окончив университет в 1969 году и заняв 2
место по сумме баллов среди выпускников того года.
Когда на рубеже 1960-х - 1970-х годов кинокомпания «Никкацу» оказалась на грани
банкротства, её ряды покинули многие из штатных звёзд. Саюри Ёсинага была в их
числе и с 1970 года снималась в фильмах других кинокомпаний. Хоть и сбавила немного
темп работы, делая по одной картине в год, тем не менее, это пошло актрисе только на
пользу. Именно в этот период начинается рост её профессионального мастерства и
приглашения на съёмки у ведущих мастеров экрана. В эти годы актриса снялась у
ветерана Дайсукэ Ито в роли Орё в исторической драме «Падение сёгуната» (1970), в
фильмах остросоциального направления одного из лидеров «независимых», режиссёра
Сацуо Ямамото «Война и люди» (II и III части - 1971, 1973) и «
Август без императора» (1978). Ёсинага сыграла в двух частях популярного
комедийного киносериала Ёдзи Ямады о Тора-сане «Мужчине живётся трудно» (1972, 1974). В
1975 году спустя тринадцать лет, прошедших после совместной работы над успешным
фильмом «Город, где льют чугун», её вновь пригласил режиссёр Кириро Ураяма в свой
новый проект «
Врата
молодости», где актриса воплотила на экране роль Таё, мачехи главного героя
Синскэ.
В 1980-е на Саюри Ёсинагу обрушится буквально шквал наград и номинаций. В 1981-м она
номинировалась на премию Японской академии за лучшую женскую роль в фильме
«Мятеж» режиссёра Сиро Моритани. В 1984-м она была названа лучшей актрисой на
церемонии вручения призов Hochi Film Awards за исполеие главных ролей в двух кинолентах
«
Охан» (режиссёр
Кон Итикава) и «Станция „Небеса“» режиссёра Масанобу Дэмэ. За эти же роли на
следующий год была отмечена премиями Японской академии, «Кинэма Дзюмпо» и
«Майнити».
На Международном кинофестивале в Йокогаме (1985) Саюри Ёсинага получила
специальный приз за карьеру в целом, а год спустя на церемонии награждения
кинопремии «Майнити» была удостоена престижнейшей награды - премии имени Кинуё
Танака за выдающиеся достижения в карьере.
В 1986 и 1988 годах актриса номинировалась на премию Японской академии за главные
роли в фильмах «
Дневник
Юмэтиё» (1985, реж. Кириро Ураяма) и «
Актриса кино» (1987,
реж. Кон Итикава). В 1988-м выиграет приз Nikkan Sports Film Awards за исполнение лучшей главной
женской роли в киноленте «Бунт цветов» (1988, реж. Киндзи Фукасаку). 1989 год принёс
актрисе вторую премию Японской академии и звание Лучшей актрисы года за
исполнение ролей в двух фильмах «Бунт цветов» и «
Журавль» (1988, реж. Кон Итикава). И
это только 1980-е, а далее более (смотреть раздел «Награды и номинации»). Достаточно
ещё упомянуть, что у актрисы личный рекорд по полученным ей премиям Японской
киноакадемии - четыре раза выиграла и плюс двенадцать номинаций. Ёсинага также
трижды лауреат премии «Голубая лента», дважды лауреат конкурса «Майнити» и
дважды выигрывала Nikkan Sports Film Awards.
В 1970-х - 1980-х годах Саюри Ёсинага много работала на телевидении, снимаясь в
сериалах и рекламных роликах (в том числе для таких крупных компаний, как Sharp Aquos,
Nissey и Kagome), а также принимала участие в различных ток-шоу.
В 1980-е годы на неё обратит внимание классик японской кинематографии Кон Итикава, у
которого она снимется в четырёх картинах и эти роли будут в числе лучших её работ
того десятилетия.
С середины 1980-х годов, после исполнения главной роли в драматическом фильме «
Дневник Юмэтиё» (1985, реж. Кириро Ураяма, в картине рассказывается об
атомной бомбардировке Хиросимы), актриса много работала для антиядерного
движения. В течение более чем двадцати лет Саюри Ёсинага бесплатно читала стихи в
Мемориальном музее мира в Хиросиме, показывая таким образом свою гражданскую
позицию. Ёсинага говорит: «Я хочу, чтобы у японцев и в будущем всегда была аллергия
на ядерное оружие». Саюри Ёсинага выпустила диск со стихами об атомной
бомбардировке Хиросимы и Нагасаки под названием «Вторая часть». Она принимает
активное участие в движении «Прощай, АЭС», начатом после аварии на АЭС
«Фукусима».
Среди наиболее интересных работ актрисы, сделанных ей в 1990-е - 2000-е годы: роль Юмико
Минами в киноленте режиссёра Нобухико Обаяси «Зрелые женщины» (1994); Аихати в
фильме «Беспечная мелодия Нагасаки» (2000, реж. Юкио Фукамати); Сино Комацубара в
«Поселенцах на Севере» (2005, реж. Исао Юкисада); две работы у Ёдзи Ямады в драмах
«Кабэи - наша мама» (2008) и в «Младшем брате» (2010); роль учительницы с Хоккайдо Хабё
Кавасимы в картине режиссёра Дзюндзи Сакамото «Хор Ангелов» (2012). За все эти
работы Саюри Ёсинага либо номинировалась, либо была удостоена национальных
кинопремий Японии.
На протяжении многолетней карьеры в кинематографе актриса Саюри Ёсинага снялась
более чем в 110 кинофильмах, не считая многочисленных работ на телевидении, и имеет
поклонников всех возрастов.
Личная жизнь
Саюри вышла замуж за режиссёра телевидения
Таро Окаду в
1973 году. Члены семейного клана Ёсинага были категорически против этого брака, так
как супруг на 15 лет старше её. У популярнейшей звезды кинематографа Саюри Ёсинага
нет детей.
Признание
В 2006 году Саюри Ёсинага была награждена Медалью Почёта с пурпурной лентой за
заслуги в области кинематографа.
В 2009 году в Японии решили определить десятку самых красивых японских киноактрис.
По результатам голосования, проведённым ведущим японским журналом «Бунгэй
сюндзю», в голосовании приняли участие как читатели, так и авторы журнала (всего в
голосовании приняли участие 1043 человека), в десятку лучших попали: Сэцуко Хара ,
Саюри Ёсинага, Хидэко Такаминэ , Кинуё Танака , Сима Ивасита , Матико Кё , Исудзу
Ямада , Аяко Вакао , Кэйко Киси и Сумико Фудзи .