Сергей Иванович Танеев - русский композитор, пианист, педагог, теоретик музыки,
музыкально-общественный деятель. Младший брат адвоката Владимира
Ивановича Танеева.
Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою
историю с XV века. Его отец, Иван Ильич Танеев (1796-1879) - магистр словесности, врач,
статский советник, музыкант-любитель.
С пяти лет учился игре на фортепиано. После переезда в Москву в 1866 году поступил
вольным слушателем в только что открывшуюся консерваторию. Занимался в младших
классах у Эдуарда Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио).
В 1869 году стал действительным учеником и продолжил занятия в классе фортепиано
Николая Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения у
Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы у Николая Губерта. В 1875 году
окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано и композиции с золотой
медалью.
В 1875 году выступил в московской премьере 1-го фортепианного концерта Чайковского
и в дальнейшем был первым исполнителем большинства его крупных фортепианных
концертов: Второго, а также Третьего, который доработал после смерти автора.
Исполнял также собственные сочинения. Выступал не только как солист, но и в
ансамбле (с Леопольдом Ауэром, Генрихом Венявским, Карлом Давыдовым и др.), играл
на российских сценах и за рубежом.
Научная и педагогическая деятельность
С 1878-го по 1905-й год преподавал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор),
где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано (1881-1888), свободного сочинения
(1883-1888), полифонии, контрапункта и фуги (с 1888-го), музыкальной формы (с 1897-го). С 1885-го
по 1889-й занимал должность директора Московской консерватории и руководил
оркестровым и хоровым классами. В это время и до конца своей жизни композитор
проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке.
В 1905 году, в знак протеста против авторитарных методов руководства, Танеев
покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы
профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной
консерватории. Танеев также участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для
рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом
(почти всегда безвозмездно).
Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи
работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных
исследований в области фольклора («О музыке горских татар»), источниковедения
(работа об ученических рукописях Моцарта), полифонии («Подвижной контрапункт
строгого письма», 1889 - 1906 годы, его продолжение - «Учение о каноне», конец 1890-х -1915
год) и других. Труды по полифонии интересны ещё и тем, что композитор впервые
предложил простую математическую формулу для сочинения сложных контрапунктов.
Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма»
Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим
устремлениям Танеева как учёного:
«Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки,
если не прошло через математические формулы выражения».
Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов,
происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее
развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и
ослабления функционально-гармонических.
Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального
образования в России, и заботился о высоком уровне музыкально-теоретической
подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу
для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских
профессий. Танеев первым предложил усовершенствовать современное ему
профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени,
соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему
(консерватория) образованию. Танеев вывел на высокий уровень преподавание в
классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений.
Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов.
Среди его учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер,
Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод
Задерацкий, Сергей Евсеев (который посвятил несколько литературных трудов
творчеству Танеева) и другие.
В 1910 - 1911 годах Танеев вместе с Александром Оссовским выступил в поддержку
Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Петру Юргенсону с просьбой
опубликовать его произведения. Однако только после убедительного
письма Оссовского Юргенсон ответил согласием.
Был одним из первых эсперантистов в России. На языке эсперанто им написаны
несколько романсов, на нём же Танеев на первых порах вёл свой дневник.
Последние дни и смерть
На похороны Скрябина, умершего 14 апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и
получил осложнение. Простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался
в деревне Дютьково, в которой с 1908 года ежегодно проводил летние месяцы. Был
похоронен в некрополе Донского монастыря в Москве. Позднее останки перенесены
на Новодевичье кладбище.
Творческое наследие
Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции
Глинки, Чайковского, а также Баха и Бетховена), Танеев предвосхитил многие
тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и
благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью,
сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического
развития.
В своих сочинениях Танеев тяготел к нравственно-философской проблематике.
Такова, например, его единственная опера,
«Орестея» - образец
претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные
произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра
в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке
(«Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной
музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры акапелла. В инструментальной музыке особое
значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония,
камерно-инструментальные ансамбли).
По материалам Википедии