Борис Мокроусов - советский композитор, авторству которого принадлежит музыка к
кинофильмам «Неуловимые мстители», «Весна на Заречной улице», «Свадьба с
приданым» и др. Лауреат Сталинской премии. Заслуженный деятель искусств
Чувашской АССР.
Борис Мокроусов стал создателем настоящих шедевров советской песни. В его
творчестве встречаются примеры песен-сказок и песен-баллад. Композитор был
востребован при жизни, часто получал приглашения о сотрудничестве с деятелями
театра и кинематографа, дружил с поэтами-песенниками.
Детство и юность[/b]
Борис Мокроусов родился 27 февраля 1909 года неподалёку от Нижнего Новгорода, в
деревне Канавино. Родители мальчика были рабочими. Отец трудился на железной
дороге. Боря был старшим ребёнком, поэтому ему часто доверяли присматривать за
младшими братьями и сёстрами. Выполняя домашние обязанности, мальчик прилежно
учился и с юности демонстрировал творческие задатки. Школьный педагог отмечал,
что он хорошо рисует, но сердцем юноши владела музыка.
Революция, отгремевшая в стране, позволила многим людям получить от жизни то, о
чём их предки не могли и мечтать. Боря стал участником школьного
домрово-балалаечного оркестра, и по слуху научился играть на балалайке, гитаре и
мандолине.
В это время в стране создавались рабочие клубы, пропагандировалась
приверженность культуре и искусству, и в Нижнем Новгороде появился клуб
железнодорожников. В нём в 13 лет Борис услышал, как звучит рояль. Подросток освоил
на слух и этот музыкальный инструмент. Он стал подбирать мелодии и придумывать
собственные ритмы. Спустя два года Боря получил должность тапера в клубе.
Совмещая работу с учёбой, юноша освоил нотную грамоту, а навыки в практике развил
благодаря возможности озвучивать немое кино. Так он научился импровизации и
шлифовал технику игры. Публика была довольна игрой Бориса. К этому моменту он
овладел профессией электромонтёра и успевал подрабатывать, помогая материально
семье и родителям.
В 16 лет молодой человек поступил в Нижегородский музыкальный техникум. Но его
талант разглядели не сразу. На Бориса обратила внимание преподаватель Нина
Полуэктова, и её заинтересованность позволила Мокроусову начать обучение. Он
упорно занимался, задерживался в техникуме допоздна, совершенствуя игру на
фортепиано, и не упускал возможности учиться новому.
В 1920-е годы в стране стали открывать рабочие факультеты при вузах. Молодые рабочие
без специального образования могли обучаться там. Так Мокроусов стал студентом
рабфака Московской консерватории.
Борис был упорным и прилежным учеником. Всего через год его перевели на
композиторский факультет. В этот период появились на свет произведения
«Пионерская сюита», «Симфоническая поэма», «Соната для фортепиано» и другие.
Борис работал над музыкой к балету «Блоха» и «Антифашистской симфонией».
Последняя стала его дипломной работой. В 1936 году Мокроусов окончил консерваторию
и продолжил занятие творчеством.
Музыка[/b]
Выступление хора им. Пятницкого, услышанное Мокроусовым, поразило его. Он
оказался зрителем постановки «У околицы». Театральное мероприятие изобиловало
традиционными национальными элементами: нарядами, частушками, обрядовостью.
Мокроусов, питавший любовь ко всему исконно русскому, проникся идеей фольклора, и
это определило ход его творческой биографии.
В 1930-е годы одним из популярных вокальных жанров музыки была песня. Мокроусов
писал пионерские и комсомольские композиции, будучи студентом. Его работы были
обычными для той эпохи, и произведения часто звучали на радио, но не оставались в
памяти публики. В 1936-м - 1937-м годах Борису удалось поучаствовать в создании
сборника советской песни, организованном Исааком Дунаевским. Тогда он написал
первое произведение, которое запомнилось слушателям - песню «Милый мой живёт в
Казани».
Годом позже свет увидела опера Мокроусова «Чапай». Она имела несколько редакций -
композитор часто возвращался к этому материалу, внося различные правки. Оперу
ставили на театральных сценах разных городов, и она пользовалась большой
популярностью у зрителей.
Во время войны Борис Мокроусов служил на Черноморском флоте, но о музыке не
забывал. В 1942 году он написал «Песню защитников Москвы», а спустя год - «Заветный
камень», который стал гимном сопротивления фашистам.
В 1948 году композитору вручили Сталинскую премию за песни «Одинокая гармонь»,
«Песня о родной земле», «Заветный камень», «Хороши весной в саду цветочки».
Награда была выдана в материальном эквиваленте. Вместе с приятелями и
малознакомыми людьми музыкант прокутил премию в кабаке у Дома творчества
композиторов.
1940-е - 1950-е годы стали пиком востребованности
для Мокроусова. Он написал песни «Сормовская лирическая», «Осенние листья», «Мы с
тобою не дружили». Мелодии его сочинений знала наизусть вся страна, а самые
популярные певцы боролись за возможность исполнить их. Среди них были Клавдия
Шульженко, Леонид Утёсов, Марк Бернес и другие. Знали песни Мокроусова и за
рубежом - например, во Франции певцом поэзии советского композитора стал Ив
Монтан.
Мокроусов также писал песни на гражданские темы, о войне, любви и природе. Критики
называли его "Сергеем Есениным в музыке". Лирики были схожи в любви к родине и
русскому человеку. В свои произведения композитор вкладывал душу, и его песни
получались благородными, честными и приятными для слуха.
Пробуя себя в разных жанрах, Мокроусов обращался к операм и симфониям, работая с
крупноформатными произведениями, но основное внимание уделял песне. Последней
его работой стала композиция, которую использовали в качестве саундтрека к
фильму «Неуловимые мстители».
Режиссёр картины Эдмонд Кеосаян восторгался талантом Мокроусова. После смерти
композитора популярность обрела и песня «Вологда», сочинённая им после войны, но
не замеченная публикой. Композиция стала хитом после того, как её исполнил со
сцены в 1976 году ансамбль «Песняры».
Мелодии, придуманные Борисом Мокроусовым, звучали в кино и на подмостках театров.
Сочинения композитора использовали для постановок «Стряпуха», «Сотворение
мира», «Человек с именем», «Где эта улица, где этот дом» и других.
Борис Мокроусов близко дружил с поэтами-песенниками, среди которых был и Алексей
Фатьянов. Вместе они создали около 30-ти известных советских песен.
Личная жизнь[/b]
Мокроусов был щедрым и открытым человеком, но о личной жизни не распространялся.
Главным его делом была музыка, поэтому о жене и детях композитор не рассказывал, а
внуки и правнуки сегодня не столь знамениты, чтобы давать интервью СМИ. Известно
только, что композитор был женат дважды. Первую жену звали Эллен Гальпер, а второй
супругой была Марьяна Мокроусова.
В Интернете опубликованы фотографии, на которых Борис Мокроусов изображён с
супругой Марьяной и первенцем Анатолием. Позднее в семье появился второй сын
Максим. Воспитывать мальчиков помогала сестра композитора Александра
Мокроусова.
Смерть[/b]
В последние годы композитор часто плохо себя чувствовал, редко работал и мечтал о
создании крупного произведения. Последние дни жизни он провёл в больнице.
Так сложилось, что Борис Мокроусов скончался в день авиакатастрофы, в в которой
погибли Юрий Гагарин и Владимир Серёгин - 27 марта 1968 года. Композитора похоронили
в Москве на Новодевичьем кладбище.
По материалам Википедии и 24smi.org