Луиджи Керубини (полное имя Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини) -
итальянский композитор, музыкальный педагог и музыкальный теоретик, главный
представитель жанра "опера-спасение", большую часть своей жизни проживший во
Франции (с
1788 года до последних
дней).
Пик популярности итальянского сочинителя пришёлся на 1810-е годы, его выдающимися
творениями заслушивался весь европейский мир. Немецкие композиторы Иоганнес
Брамс, Рихард Вагнер и Людвиг ван Бетховен говорили, что Керубини - это их идол и
кумир.
За годы творческой биографии Керубини создал свыше 30-ти опер, но сейчас на
театральных сценах ставятся только
«Медея» и «Водовоз». Остальным
произведениям, опиравшимся на традиции, заложенные Кристофом Виллибальдом фон
Глюком, до глаз и ушей современной публики дойти, к сожалению, не удалось.
Детство и юность
Луиджи Керубини родился в итальянской Флоренции в 1760 году. В семье, тесно
связанной с творчеством, любили предметы изящного искусства и умели ценить
народные традиции и окружающую красоту.
Отец будущего композитора, которого звали Бартоломео, получил музыкальное
образование, и работал аккомпаниатором в театре "Пергола", где шёл ряд религиозных
и светских пьес. Маленький мальчик, иногда посещавший заслуживающие интереса
представления, был очарован происходившим и погружался в мир, полный чудес.
В раннем возрасте Луиджи начал изучать нотную грамоту под присмотром главы
семейства и бывавших в доме гостей. Вскоре родители заметили, что сын наделён
природным талантом, и значительно отличается от большинства других детей.
Когда ребёнок стал самостоятельным, его отправили в Болонью к Джузеппе Сарти,
который прославился как композитор и дирижёр. Подружившись с пожилым итальянцем,
Керубини получил разрешение посещать мессы в кафедральных соборах, где пел
виртуозный церковный хор.
Бывший наставник кронпринца Дании преподавал основы контрапункта, теорию жанров
духовной музыки и полифонического письма. В библиотеке именитого педагога,
работавшего в венецианской консерватории, будущий сочинитель с утра до вечера
читал объёмистые тома.
Для того чтобы применить знания на практике, Керубини начал писать музыку для
фортепиано, струнных инструментов, органа и церковных хоров. Потом он обратился к
жанру оперы и создал интермеццо
«Игрок», представленное на суд
учителя в 1775 году. На данный момент это произведение считается утраченным.
Музыка
В середине 1779 года многоактную оперу Керубини
«Квинт Фабий»
высоко оценил и поставил на своей сцене французский аристократический театр.
Композитор, которому на тот момент только-только исполнилось 18 лет, завоевал
признание публики, и неожиданно для родных и учителя получил работу и гонорар.
Создавая мелодические произведения по заказам, поступавшим из Европы, Луиджи
приобрёл шанс прославиться как создатель музыки для людей. Он переехал в столицу
Англии по приглашению Георга III и прожил при дворе прославленного монарха
несколько месяцев.
Для постановки на итальянской сцене Керубини писал "оперы-сериа", которые
пользовались популярностью в просвещенных интеллигентных кругах. Особого
признания удостоились произведения
«Деметрий» и
«Ифигения в Авлиде», созданные уроженцем Флоренции в 1785 - 1788 годах.
Потом молодой талантливый композитор предпринял путешествие во Францию и прожил
в Париже 55 лет. Керубини увлёкся идеями Великой революции, трансформировавшей
социальную и политическую систему, и откликнувшись на перемены, приобрёл
непререкаемый авторитет.
На протяжении некоторого времени Луиджи создавал гимны и марши, а также пьесы для
мероприятий, собиравших сотни людей. «Гимн Пантеону», «Гимн братства» и другие
миниатюрные произведения в исторический период стали выражением народных идей.
Отойдя от канонов итальянской музыки, Керубини создал жанр "оперы-спасения", в
котором применил методы, появившиеся после музыкальных реформ Глюка. «Элиза»,
«Лодоиска»,
«Наказание» и
«Узница» отличались мелодической ясностью, простотой и прозрачностью
партий, а также полной законченностью форм.
Лучшим произведением нового направления считалась интерпретация трагедии
«Медея»,
премьера которой состоялась в Париже на сцене театра "Фейдо". Публику поразили
речитативы и арии, созданные талантливым либреттистом, и исполненные французским
тенором Пьером Гаво.
Стремясь отметиться в истории музыки, Керубини с коллегами по профессии стал
основателем Парижской консерватории в 1795 году. Начав как инспектор и
преподаватель, он дослужился до звания профессора, благодаря выдающимся
достижениям и добросовестному труду.
Среди учеников флорентийца присутствовал Жак-Франсуа Фроманталь Галеви, который
впоследствии стал автором ряда заслуживавших внимания пьес. Он осваивал азы
композиции по написанным Луиджи пособиям, которые с момента публикации вызвали
пристальный интерес.
При Наполеоне Керубини сумел сохранить приобретённый статус, но есть сведения,
что император Франции музыку итальянца не любил. Для того чтобы продвинуть в
массы оперы
«Пигмалион» и
«Абенсераги», творец приложил немало стараний и нечеловеческих сил.
В период Реставрации Бурбонов автор был вынужден отказаться от крупных жанров, и
занялся созданием миниатюрных торжественных произведений для церквей. Месса для
коронации Людовика XVIII и концертная увертюра 1815 года привлекли внимание и
восхитили сотни неравнодушных к искусству людей.
В память о казнённом Луи Капете, последнем монархе "старого порядка", Луиджи
сочинил произведение, известное как «Реквием до-минор». Он таже не смог обойти
тему величественной молитвы «Аве Мария», которую на всех торжественных службах
мастерски исполнял католический хор.
В середине 1810-х Керубини стал верховным интендантом музыки, и это с точки зрения
общественного положения было несомненным карьерным прорывом. Из-за обязанностей
главы Королевской капеллы и многочисленных частных заказов, в творчестве
композитора, создававшего оперы, наступил длительный перерыв.
В 1830-е годы публика познакомилась с двумя новыми произведениями Керубини, одним
из которых стала опера, названная «Маркиза де Бревилье». На премьере во
французском театре присутствовали представители высшего света, а также
доставшие билеты потомки нуворишей и шевалье.
Личная жизнь
Есть мнение, что Луиджи Керубини увлекался теорией заговора и был членом
масонской ложи, известной как «Сен-Жан де Палестин». Принадлежность к ответвлению
французской организации под руководством Луи-Филиппа I обязывала
флорентийского композитора вращаться в обществе скрытных мужчин.
Вероятно, поэтому в биографии итальянца нет информации о личной жизни,
любовницах, детях и законной жене. Работая в Милане, Париже и Лондоне над
музыкальными произведениями, Керубини старался, чтобы лишняя информация не была
известна посторонним.
Последние годы
В течение десятилетий Луиджи руководил сотрудниками Парижской консерватории,
писал трактат «Курс контрапункта и фуги» и воспитывал учеников. Опера
«Али-Баба и сорок разбойников», написанная в 1833
году на либретто драматурга Эжена Скриба, стала последним произведением
композитора.
Всё это время Керубини жил в доме в центре Парижа. Скончался композитор 15 марта 1842
года. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. По завещанию, заверенному нотариусом,
на траурной церемонии звучал «Второй Реквием ре-минор» композитора.
По материалам Википедии и 24smi.org