Александр Егорович Варламов - русский композитор, капельмейстер, певец,
музыкальный критик. Его искусство неразрывно связано с народными истоками, с
городской песенной культурой, и выделяется как одна из вершин русского бытового
романса. Являлся автором пособия по вокальному искусству, которое называлось
«Школа пения» и сыграло важную роль в обучении многих русских певцов.
Детство и юность
Александр Варламов родился в семье мелкого чиновника, происходившего из
молдавских дворян. С раннего детства играл по слуху на скрипке и гитаре. В десять
лет его отдали в Придворную певческую капеллу в Петербурге, а отличный голос и
яркие способности помогли поступлению.
В это период директором капеллы был Дмитрий Бортнянский, который стал отдельно
заниматься с маленьким певцом. Впоследствии Варламов с благодарностью вспоминал
своего учителя в письмах и записках.
Окончив учение в капелле, в 1819 году Варламов стал учителем пения в русской
придворной церкви в Гааге, но в 1823 году вернулся в Санкт-Петербург.
В 1827 году познакомился с Михаилом Глинкой, часто бывал на музыкальных вечерах в
его доме.
Карьера
В конце 1828 года Варламов стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую
капеллу, и в качестве вступительного экзамена преподнёс императору Николаю I две
херувимских песни - первые известные нам его сочинения. 24 января 1829 года
композитор был определён в капеллу в число "больших певчих", причём на него была
возложена обязанность обучать малолетних певчих и разучивать с ними сольные
партии. Тогда же Варламов стал преподавателем капеллы.
В 1832 году он переехал в Москву, где получил место капельмейстера, а затем
«композитора музыки» московских императорских театров. На сцене Большого театра
были поставлены его балеты
«Забавы
султана, или Продавец невольников» (1834),
«Хитрый мальчик и людоед» (1837, совместно с Александром
Савельевичем Гурьяновым). Писал музыку к драматическим спектаклям, нередко
выступал как певец-исполнитель.
В этот период Варламов опубликовал сборник романсов и издал нотный журнал
«Эолова арфа». Музыкант также известен тем, что подготовил первое руководство по
вокалу «Полную школу пения». Помимо этого, написал и аранжировал для голоса с
фортепиано более двухсот романсов. Такие из них, как «Красный сарафан», «Вдоль по
улице метелица метёт», стали народными песнями. «Красный сарафан» пелся всеми
сословиями и даже получил воплощение в изобразительном искусстве: появился лубок
- своеобразная иллюстрация к варламовской песне.
Александр Варламов умер 27 октября 1848 года от скоротечной чахотки в
Санкт-Петербурге. Был похоронен на Смоленском кладбище, но через несколько недель
его могила оказалась размыта наводнением и на данный момент утеряна.
Творческое наследие
В историю русской музыки Варламов вошёл как автор романсов и песен, создав около
двухсот произведений. Основными жанрами для композитора были «русская песня» и
лирический романс. Свои песни он писал преимущественно в народном духе. В них
преобладают два жанра: лирическая протяжная и скорая плясовая. На его творчестве
сказалось влияние как русской народной, так и цыганской песни.
Многие романсы композитора, как характерный элемент быта, введены в произведения
целого ряда писателей: Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лескова, Бунина и даже
Голсуорси. Причём содержание романсов Варламова не ограничивалось лирическими
сюжетами. Здесь и патриотическая тематика в «Парусе», и тема природы в «Горных
вершинах», «Листья шумели уныло», и тема искусства в «Мечтах об Италии», «Поэт»,
«Внутренняя музыка». Романсы «Оседлаю коня», «Травушка», «Соловушко», «На заре ты
её не буди», «Белеет парус одинокий» до сих пор исполняются в России. Последние
годы Варламов работал над вокальной серией песен «Русский певец», но окончить её
не успел.
По материалам Википедии и rus.team