Михаил Евграфович
Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков) - русский писатель, журналист,
редактор журнала «Отечественные записки», государственный чиновник. Его
произведения входят в обязательную школьную программу. Сказки писателя не зря
именуются так - в них не только карикатурное высмеивание и гротеск, тем самым
автор подчёркивает, что человек является вершителем собственной судьбы.
Детство и юность
Михаил Салтыков родился в дворянской семье 15 января 1826 года. Отец Евграф
Васильевич был на четверть века старше супруги Ольги Михайловны. Дочь
московского купца вышла замуж в 15 лет и уехала за мужем в деревню Спас-Угол,
которая тогда располагалась в Тверской губернии. Там 15 января 1826 года по новому
стилю родился младший из шести детей - Михаил. Всего в семье Салтыковых росли три
сына и три дочери.
По описаниям исследователей биографии писателя, мать, со временем превратившаяся
из весёлой девушки во властную хозяйку поместья, делила детей на любимчиков и
постылых. Маленький Миша был окружён любовью, но и ему иногда попадало розгами.
Дома постоянно стоял крик и плач. Как писал Владимир Оболенский в мемуарах о семье
Салтыкова-Щедрина, в беседах писатель описывал своё детство в мрачных красках, а
однажды произнёс, что ненавидит "эту ужасную женщину", ведя речь о матери.
Салтыков знал французский и немецкий языки, получил блестящее начальное домашнее
образование, позволившее поступить в Московский дворянский институт. Оттуда
мальчик, проявивший недюжинное прилежание, попал на полное государственное
обеспечение в Царскосельский лицей, в котором образование приравнивалось к
университетскому, а выпускникам присваивались чины согласно Табели о рангах.
Оба учебных заведения славились тем, что выпускали элиту русского общества. Среди
выпускников - Александр Пушкин, князь Михаил Оболенский, Вильгельм Кюхельбекер,
Антон Дельвиг, Иван Пущин. Однако, в отличие от них, Салтыков из чудного умного
мальчика превратился в неопрятного, сквернословящего, часто сидящего в карцере
парнишку, у которого так и не появилось близких друзей. Неспроста однокашники
прозвали его "Сумрачным лицеистом".
Атмосфера в стенах лицея способствовала творчеству, и Михаил в подражание
предшественникам начал писать стихи вольнодумского содержания. Такое поведение
не осталось незамеченным: выпускник лицея Михаил Салтыков получил чин
коллежского секретаря, хотя за успехи в учёбе ему светил более высокий ранг
титулярного советника.
По окончании лицея Михаил устроился служить в канцелярию военного ведомства и
продолжил сочинять. Кроме этого, он увлёкся произведениями французских
социалистов. Темы, поднятые революционерами, нашли отражение в первых повестях
«Запутанное дело» и «Противоречия».
Вот только с источником публикации начинающий писатель не угадал. Журнал
«Отечественные записки» в то время находился под негласной политической
цензурой и считался идейно вредным.
По решению надзорной комиссии Салтыкова отправили в ссылку в Вятку, в канцелярию
при губернаторе. В ссылке, помимо служебных дел, Михаил изучал историю страны,
переводил сочинения европейских классиков, много ездил и общался с народом.
Интересно, что Салтыков, дослужившись до советника губернского правления, чуть
было не остался прозябать в провинции насовсем: в 1855-м на императорский трон
взошёл Александр II, и о рядовом ссыльном попросту забыли.
На помощь пришёл Пётр Ланской, представитель знатного дворянского рода, второй
муж Натальи Пушкиной. При содействии его брата, министра внутренних дел, Михаила
вернули в Петербург и дали место чиновника особых поручений в этом ведомстве.
Литература
Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы,
виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили
злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина - это источник
познания нравов и обычаев, распространённых в Российской империи 19 века. Перу
писателя принадлежат такие термины, как "головотяпство", "мягкотелый" и
"благоглупость".
По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской
глубинки и под псевдонимом "Николай Щедрин" опубликовал цикл рассказов
«Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал
большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь
будут связывать с «Очерками», а исследователи творчества писателя назовут их
знаковым этапом в развитии русской литературы.
В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги. Создавая образы
дворян и чиновников, Михаил Евграфович вёл речь не только об основах крепостного
права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего
сословия и нравственных основах государственности.
Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города».
Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу.
Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и
пытается очернить исторические факты.
В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих
характеров и общественных устоев - взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые
абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо
подчиняющаяся, готовая всё стерпеть серая масса, которая действует решительно,
только оказавшись на краю гибели.
Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин также высмеял в «Премудром пескаре».
Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям.
Философский смыл повествования о рыбе, наделённой человеческими качествами,
заключён в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном
благополучии, ничтожно.
Ещё одна сказка для взрослых - «Дикий помещик», живое и весёлое произведение с
лёгким налётом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто
противопоставляется самодуру-помещику.
Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку,
когда он начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее
руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю
Некрасову.
По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел,
занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная
масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах
«Записок». В их числе - «Убежище Монрепо», по словам литературоведов - калька
семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в
Петербурге» - книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и
помпадурши», «Письма из провинции».
В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа
Головлёвы» - повествование о семье, в которой главная цель - обогащение и праздный
образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живёт не по
закону божьему, и не замечая того, движется к самоуничтожению.
Личная жизнь
Со своей супругой Елизаветой Михаил Салтыков познакомился в вятской ссылке.
Девушка оказалась дочерью непосредственного начальника писателя,
вице-губернатора Аполлона Петровича Болтина. Чиновник делал карьеру в сфере
образования, хозяйственном, военном и полицейском ведомствах. Поначалу опытный
служака опасался вольнодумца Салтыкова, но со временем мужчины подружились.
В семье Лизу звали Бетси, а девушка называла писателя, который был старше её на 14
лет, Мишелем. Однако вскоре Болтина перевели по службе во Владимир, и семья уехала
за ним. Салтыкову же запретили покидать пределы Вятской губернии. Но по преданию,
он дважды нарушал запрет, чтобы повидать возлюбленную.
Категорически воспротивилась браку с Елизаветой Аполлоновной и мать писателя,
Ольга Михайловна: мало того, что невеста была слишком молода, так ещё и приданое за
девушкой дают несолидное. Разница в годах вызвала сомнение и у владимирского
вице-губернатора. Михаил согласился подождать один год.
Молодые люди поженились в июне 1856-го, мать писателя на венчание не приехала.
Отношения в новой семье складывались сложно, супруги часто ссорились -
сказывалась разница характеров: Михаил - прямой, вспыльчивый, в доме его боялись.
Елизавета же, наоборот, мягкая и терпеливая, не обременённая знаниями наук.
Салтыкову не нравились жеманство и кокетство жены, он называл идеалы супруги "не
весьма требовательными".
По воспоминаниям князя Владимира Оболенского, Елизавета Аполлоновна в разговор
вступала невпопад, делала замечания, не относящиеся к делу. Произносимые женщиной
глупости ставили собеседника в тупик и злили Михаила Евграфовича.
Елизавета любила красивую жизнь и требовала соответствующего финансового
содержания. В этом муж, дослужившийся до звания вице-губернатора, ещё мог
поспособствовать, но постоянно влезал в долги и называл приобретение
собственности безалаберным поступком. Из произведений Салтыкова-Щедрина и
исследований жизни писателя известно, что он играл на фортепиано, разбирался в
винах и слыл знатоком ненормативной лексики.
Тем не менее, Елизавета и Михаил прожили вместе всю жизнь. Жена переписывала
произведения мужа, оказалась хорошей хозяйкой, после смерти писателя грамотно
распорядилась наследством, благодаря чему семья не испытывала нужду. В браке
родились дочь Елизавета и сын Константин. Дети, однако, никак не проявили себя, чем
огорчали знаменитого отца, безгранично их любившего. Салтыков писал:
«Несчастливы будут мои дети - никакой поэзии в сердцах, никаких радужных
воспоминаний».
Последние годы
Здоровье немолодого писателя, страдавшего от ревматизма, сильно подорвало
закрытие «Отечественных записок» в 1884-м. В совместном решении министерства
внутренних дел, юстиции и народного просвещения издание было признано
распространителем вредных идей, а сотрудники редакции - членами тайного
общества.
Последние месяцы жизни Салтыков-Щедрин провёл в постели, гостям просил передать:
«Я очень занят - умираю». Скончался Михаил Евграфович 10 мая 1889 года от осложнений,
вызванных простудой. Согласно завещанию писателя похоронили рядом с
могилой Ивана Тургенева на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
По материалам 24smi.org