Эмилия Давыдовна Мильтон (Краснопольская) родилась 15 мая 1902 года в Умане. Ее отец
был провизором и бактериологом, а мать - домашней хозяйкой. В 1909 году семья Мильтон
переехала в Одессу, где Эмилия поступила в казенную гимназию и в 1919 году окончила
ее. Ранее, весной 1918 года, еще учась в гимназии, одновременно начала учиться в
драматической школе при театральной студии Губнаробраза под руководством А. И.
Адашева, которую закончила в 1920 году. Вместе с выпуском школы участвовала в
создании в Одессе театра «Массодрам» («Мастерская социальной драматургии»), на
сцене которого сыграла Доримену в «Мещанине во дворянстве», Арлекин в «Турандот»,
Луизу в «Пире во время чумы».
Театр
Эмилия Давыдовна в молодости имела толпы поклонников и шумный успех в знаменитом
пролетарском театре «Красный факел», который исколесил чуть ли не всю страну.
Актриса большого темперамента, острого внешнего рисунка, она играла роли молодых
героинь - её лучшей работой тех лет называют Диану в «Собаке на сене». Но уже тогда
ей неплохо удавались и характерные роли, как, например, миссис Филдинг в «Сверчке
на печи» Диккенса.
Любопытно, что эту же роль Эмилия Давыдовна сыграет 50 лет спустя в радиоверсии
диккенсовского произведения и соберет восторженную прессу. А тогда, в 20-е годы,
режиссёры с удовольствием подмечали способность молодой актрисы быстро и точно
схватывать и решать сценические задачи. Ответственную роль она могла приготовить
в 2-3 дня. Так Мильтон ввелась в знаменитую «Саломею» на роль Иродиады. Об этом
спектакле много писали критики и мастера сцены, а фотография Эмилии Мильтон в
этом образе украшает многие книги по истории театра.
Она боготворила театр. Эффектная, стройная женщина, она буквально электризовала
публику страстной мелодекламацией на революционную тематику, а мгновение спустя,
наравне со статистами, с удовольствием изображала за кулисами завывание ветра.
Эмилии Мильтон были подвластны самые разные краски - и лирика, и юмор, и
глубочайший трагизм.
После ухода из «Красного факела» актриса долго искала свою новую сцену. Работала
в Киевском театре русской драмы, в театре имени Моссовета, наконец, уже навсегда,
осела в Московском театре имени Гоголя. Там Мильтон сыграла массу интересных
ролей и завоевала искреннюю любовь зрителей.
Кино
Конечно, настоящая слава пришла к Эмилии Давыдовне с выходом сериала «
Семнадцать мгновений весны». Фрау Заурих возникла в
сюжете случайно, её не было ни в романе, ни в сценарии. Режиссёр Татьяна Лиознова
ввела этот персонаж в повествование, чтобы как-то очеловечить образ разведчика,
«утеплить», смягчить слишком уж серьёзного героя.
Первоначально планировалось, что эту роль сыграет Фаина Раневская, но та
отказалась. Тут Лиознова и вспомнила про Эмилию Мильтон, которая снималась у нее
раньше в фильме «
Рано утром», где играла
директора детского сада. В тот период актриса была в страшной печали - у неё умер
муж, было мало работы в театре, в кино. Надо сказать, что Лиознова практически
никогда не снимала в своих картинах актеров дважды. Однако тут она поняла, что
Эмилия Мильтон как раз та актриса, которая ей нужна...
Сцены встреч фрау Заурих со Штирлицем писались буквально на съёмочной площадке, и
актриса потрясающе схватывала любые указания и предложения и даже
импровизировала.
Татьяна Лиознова вспоминает: «Вот они в лесу. Фрау Заурих в каких-то жутких ботах,
найденных на складе киностудии. «А как Вы думаете, я ещё сезон прохожу в этих
ботинках?» - спрашивает она Штирлица. Эта фраза родилась у меня спонтанно, но
актриса замечательно её обыграла. Или милые букетики цветочков, которые Мильтон
очень любила! Она меня уговорила, чтобы я разрешила ей тыкать букетиком Штирлицу в
нос - это же настоящая находка!
А шахматы? <...> Зачем нам понадобились эти шахматы? Штирлиц всё время думает. Он
и за шахматами думает. Старуха постоянно что-то бубнит: «Сейчас я буду играть
защиту Каракан», - изрекает она. «Что Вы сейчас будете играть?» - не понимает
Штирлиц. Никто не знал, что это за защита. Даже я, которая и предложила эту фразу. Но
ведь получилась замечательная сцена. «Ах, Вы так? - восклицает фрау Заурих, когда
противник делает неудобный для неё ход. - Нет, так дело не пойдёт! Вы так не ходили,
и я так не ходила...» Штирлицу всё равно, он занят своими мыслями, а зрителю
интересно.
Но мне и этого показалось мало. Надо было сочинить историю этой женщины. Шахматы,
гадание - это лишь кусочек жизни, за который хватается фрау Заурих. У неё была
семья, умер муж, погибли дети... Я попросила моего художника Борю Дуленкова, чтобы
он раздобыл какие-нибудь побрякушки, которые старуха носила бы с собой: бусы,
флакончик с остатками духов, лорнет. Борис понёсся домой и принёс кое-что из
шкафчика собственной жены. Ну и я поискала дома, что смогла. Так родился этот
мешочек, который фрау Заурих достаёт вместе с шахматами: «Это ожерелье моей мамы.
Она его очень любила...» - говорит она. И так мы расширили кайф от обычной игры в
шахматы».
В кино Эмилия Мильтон снималась очень мало. Она была очень смешной старой
актрисой в фильме Ролана Быкова «
Внимание, черепаха!» и мудрой учительницей эстетики в картине «
Потрясающий Берендеев». В легендарных «Знатоках», в серии «Шантаж»,
Мильтон с блеском сыграла вдохновительницу шайки преступников Прахову. Были
запоминающиеся эпизоды в картинах «
Рано утром», «
Легенда о Тиле», но больше ничего достойного в её кинобиографии не
случилось.
Была женой актера Алексея Краснопольского , за которого вышла замуж, работая в
Саратовском театре имени Карла Маркса.
Последние годы жизни Эмилия Давыдовна тяжело болела. Она с трудом выходила на
сцену, поддерживая себя бесчисленными лекарствами. Из театра же её увезли в
больницу, откуда она не вернулась.
Ушла из жизни 12 февраля 1978 года. Похоронена актриса на Введенском (Немецком)
кладбище в Москве.
«Как каждому человеку нужно в жизни своей посадить хоть одно деревце, так и актёру
- оставить память о себе, даже не образом в спектакле, а строками стихов, песни...».
Эти слова принадлежат Эмилии Мильтон.