Доменико Чимароза - итальянский композитор, который наряду со своими
современниками, Пьетро Гульельми и Джованни Паизиелло, оставил значительный
след в музыкальном искусстве. Он был центральной фигурой в опере, особенно
комической, в конце XVIII века.
Детство и юность
Доменико Чимароза родился в Аверсе в 1749 году. В 1750-м (по другим сведениям, в 1756-м)
году семья перебралась в Неаполь. Отец Доменико, Дженнаро Чимароза, был
каменщиком и погиб в ходе строительства дворца Каподимонте, упав со строительных
лесов. После смерти мужа мать Чимарозы смогла получить работу прачки в
расположенном неподалёку миноритском монастыре Сан-Северо, а сам Доменико был
принят в школу при монастыре.
Чимароза вскоре привлёк внимание монастырского органиста и духовника его
матери, который давал ему уроки музыки. Священник посвятил себя развитию
талантливого мальчика, обучив его латыни и музыке, и познакомив с немецкой и
итальянской классической поэзией. Доменико делал большие успехи и был принят в 1761
году в консерваторию "Санта-Мария ди Лорето", где обучался в течение 11-ти лет. Его
учителями были мастера старой итальянской школы: Дженнаро Манна, Феделе
Фенароли, Антонио Саккини, Никколо Пиччини и другие.
Чимароза научился игре на скрипке и клавесине, а также показал себя одарённым
певцом (в частности, исполнив заглавную партию в двухактном интермеццо Саккини
«Фра Донато», которое шло в разных театрах Неаполя). После окончания
консерватории он брал уроки пения у Джузеппе Априле. Задатки композиторского
мастерства он также продемонстрировал в годы учёбы, посещая в 1770 году вместе с
Николо Дзингарелли и Джузеппе Джордани старшие курсы в капельмейстерском
классе, и сочинил ряд духовных мотетов и месс. Уже закончив консерваторию, в 1771
году он брал дополнительные занятия по композиции у Пиччини.
Начало карьеры
В 1772 году состоялась премьера первой оперы-буфф Чимарозы,
«Причуды
графа», исполненной в театре "Деи Фиорентини" в Неаполе в один день с «Чудесами
Мерлина и Зорастро». После этого начала шириться его известность как композитора,
и всего за год он по своей известности и славе сравнялся с давним любимцем публики
Паизиелло.
Произведения Чимарозы вскоре стали популярны в Риме, где его комические
интермеццо исполнялись в театре "Валле". «Возвращение дона
Каландрино», «Итальянка в Лондоне»,
«Женщины-соперницы» и
«Парижский художник» были поставлены там между 1778-м и 1781-м годами. Также
в Риме, в театрах "Делле Даме" и "Арджентина", прошли премьеры опер-сериа Чимарозы,
в том числе его первое произведение в этом жанре «Гай Марий» (1780) и
«Александр в Индии» (1781).
10 июля 1780 года
«Итальянка в Лондоне» стала первой из опер Чимарозы, которые были
представлены в театре "Ла-Скала" в Милане, начав традицию исполнения его работ,
которая продолжались до XIX века. В Неаполе были поставлены оперы-буфф «Мнимая
парижанка» и «Благородная фраскатанка», созданы оратории«Авессалом» и «Юдифь» и
ещё два десятка произведений крупных жанров.
Зрелая жизнь
29 ноября 1779 года Чимароза был назначен внештатным органистом без жалования в
Неаполитанской королевской часовне. 28 марта 1785 года он был переведён на должность
второго органиста с ежемесячной зарплатой восемь дукатов, которые продолжали
ему выплачиваться даже во время его отсутствия в Неаполе. С начала 1780-х он также
был назначен учителем консерватории при детском приюте Оспедалетто в Венеции.
Точно не ясно, когда состоялось это событие, хотя 1782 год - наиболее вероятная дата,
так как в том году его ранее сочинённая оратория «Авессалом» была переписана для
этой консерватории. Несколько его оперных постановок в следующие годы (начиная с
опер
«Китайский герой» и
«Влюблённая балерина», поставленных в Неаполе в 1782 году) также связаны
с его службой в Оспедалетто.
Начиная с 1784 года Чимароза несколько лет прожил во Флоренции, где преимущественно
писал духовные произведения (в том числе несколько месс и реквием).
В 1787 году Чимароза был приглашён ко двору Екатерины II, чтобы занять место
придворного композитора, освобождавшееся из-за отъезда Джованни Паизиелло. На
пути к Санкт-Петербургу Чимароза и его жена посетили Ливорно, как гости Великого
герцога Тосканского Леопольда, который позже, уже как император, сыграл важную
роль в успешном пребывании Чимарозы в Вене. В Парме Чимароза посетил герцогиню
Марию Амалию, а в конце августа и сентябре провёл 24 дня в Вене, где был представлен
императору Иосифу II. В эти дни император неоднократно приглашал Чимарозу петь и
играть для него. Все эти контакты усилили связи композитора с венским двором.
После Вены Чимароза посетил Варшаву, также задержавшись там на месяц по просьбам
местной аристократии.
Источники расходятся в вопросе о том, когда Чимароза прибыл в Санкт-Петербург. Его
биография в «Новом словаре музыки и музыкантов» Джорджа Гроува сообщает о его
прибытии в российскую столицу уже в начале декабря 1787 года и написанном в том же
году «Реквиеме соль-минор» на смерть герцогини Серра-Каприола, жены
посла Королевства обеих Сицилий. В то же время «Русский биографический словарь»
пишет, что композитор потратил на путь в Россию намного больше времени, лишь в
июле 1788 года покинув Неаполь, и по пути в Турине успев поставить оперу «Владимир»,
так что к месту службы он добрался лишь в начале 1789 года.
Произведя по прибытии в Россию хорошее впечатление на императрицу, Чимароза в
дополнение к обязанностям придворного композитора был также назначен учителем
пения её внуков. При дворе Екатерины II он следовал традиции итальянских
композиторов, среди которых были Манфредини, Галуппи, Траэтта и Сарти. Его оперы
были поставлены в театрах Эрмитажа и театре Гатчинского дворца. Опера-сериа
«Клеопатра» и две ранее написанных комических оперы,
«Женщины-соперницы» и
«Два барона», были
также представлены широкой российской публике. Однако, вскоре после прибытия
Чимарозы, императрица наняла ещё одного итальянского композитора, Висенте
Мартин-и-Солера, в качестве второго капельмейстера. Его оперы прошли при
российском дворе с бо́льшим успехом, чем оперы Чимарозы.
Великолепие и блеск двора Екатерины начали исчезать к 1791 году, когда
экономические кризисы вынудили императрицу отказаться от услуг большинства
итальянских певцов. Чимароза, который плохо переносил российские зимы, покинул
двор в июне 1791 года. К этому времени уже было известно, что служба Чимарозы в
России близится к концу, и что он планирует вернуться в Неаполь из-за плохого
здоровья. Иосиф II намеревался пригласить его, как только он достигнет Вены, а в 1789
году ряд работ Чимарозы были переданы в "Бургтеатр" для подготовки к его
возвращению.
Добравшись до Вены вскоре после смерти Иосифа II, Чимароза сменил Антонио
Сальери в должности придворного капельмейстера нового императора Леопольда II.
Ему было поручено написать оперу «Тайный брак» на либретто Джованни Бертати,
созданное на основе одноимённой пьесы Джорджа Колмана и Дэвида Гаррика. Опера,
исполненная в "Бургтеатре" 7 февраля 1792 года, была настолько успешной, что Леопольд
II приказал, чтобы её повторили в тот же вечер в его покоях.
Чимароза, которого Йозеф Вайгль описал как человека, имеющего весёлый и
дружеский характер, пользовался большой популярностью среди венского общества, и
часто развлекал высшее общество, играя на клавире. В течение двух лет пребывания в
Вене он сочинил ещё две оперы -
«Сердечное бездействие», которая не была успешной, и
«Любовь даёт благоразумие», а также переработал
«Парижского художника».
Последние годы
В 1793 году Чимароза наконец вернулся в Неаполь, где также занял пост придворного
капельмейстера и где с большим успехом прошли
«Тайный брак»
(выдержавший 67 представлений) и новая опера-буфф «Женские хитрости. В 1796 году
умерла его третья (по другим источникам вторая) жена, от которой у Чимарозы был сын
Паоло. В дальнейшем он работал в Риме и Венеции, снова попав в Неаполь в 1798 году, и
восторженно встретив там французскую революционную армию под командованием
генерала Шампьона. Либеральные лидеры под покровительством французов
провозгласили Партенопейскую республику, после чего король Фердинанд IV был
вынужден бежать из Неаполя.
К провозглашению в Неаполе республики Чимароза написал «Патриотический гимн» на
слова Луиджи Росси, который пели 19 мая 1798 года при торжественном сожжении
королевского флага. Однако в конце июня республика пала, и войска Бурбонов вновь
вошли в город. Чимароза оказался в опасном положении ввиду своих республиканских
взглядов, и предпринял попытку загладить вину, сочинив по предложению священника
Дженнаро Танфано кантату в похвалу Фердинанда IV, исполненную 23 сентября. Тем не
менее 9 декабря 1799 года он был арестован, ему было предъявлено обвинение в
пособничестве оккупантам, а его портрет был предан публичному сожжению.
Композитор провёл четыре месяца в тюрьме, и был избавлен от смертного приговора
только благодаря вмешательству его влиятельных друзей, среди которых были
кардиналы Эрколе Консальви и Фабрицио Руффо, леди Гамильтон и русский посол
Андрей Италинский. Возможно, за композитора заступались также некоторые
европейские монархи, на чьей службе он прежде состоял.
После освобождения из тюрьмы и запрета появляться в Неаполе Чимароза вернулся в
Венецию, куда был приглашен для сочинения новой оперы «Артемизия». Там же он
написал мессу для папы Пия VII. Однако вскоре состояние его здоровья резко
ухудшилось, и 11 января 1801 года Чимароза скончался, не завершив работу над
«Артемизией». Его внезапная смерть породила слух о том, что он был отравлен по
приказу королевы Каролины, и чтобы это опровергнуть, неаполитанскому
правительству пришлось даже отправлять в Венецию лейб-медика для официального
освидетельствования тела. Чимароза был похоронен в Риме на средства кардинала
Эрколе Консальви. По его заказу был также создан бюст Чимарозы, установленный в
римском Пантеоне.
Творческое наследие[/b]
Доменико Чимароза является одним из ведущих представителей жанра оперы-буфф. В
его лучших операх, и в частности в «Тайном браке», с большим художественным вкусом
совмещены комедийная фабула и сценический лиризм, их музыка напевна и использует
народные песенные традиции, в то же время будучи богато инструментована и
демонстрируя элементы развивающегося симфонизма. Чимарозе принадлежит
первенство во введении заключительных ансамблей в конце актов, подытоживающих
развитие событий к этому моменту.
В вокально-инструментальное наследие Чимарозы также входит
значительное число кантат (в том числе популярная кантата «Капельмейстер»,
пародирующая современные ему методы репетиций оперных постановок), месс и
ораторий (среди которых наиболее известны «Юдифь» и «Триумф религии»), а среди его
инструментальных сочинений - 40 клавесинных сонат и концерт для двух флейт.
По материалам Википедии