Барон Карл Мария Фридрих Август фон Вебер - немецкий композитор, дирижёр, пианист,
музыкальный писатель, вместе с Гофманом является основоположником немецкой
романтической оперы. Организатор национального музыкального театра.
«Талантливый человек талантлив во всём» - это выражение вполне справедливо можно
отнести к Карлу Веберу. Он был не только знаменитым сочинителем, исполнителем и
дирижёром, но также проявил выдающиеся организаторские способности и талант
руководителя. Не будь Вебера-музыканта, мы бы наверняка знали сегодня
Вебера-писателя или Вебера-живописца, так как в этих областях искусства он тоже
оказался весьма успешным. Но любовь к музыке, унаследованная от родителей,
определила его жизненный путь.
Ранние годы
Карл Мария фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в немецком городе Эйтине, и в детские
годы вместе с родителями объехал значительную часть городов Германии. Отец,
игравший на многих инструментах, и мать-певица уделяли особое внимание развитию
его музыкальных способностей, и в каждом новом, хоть и временном, месте проживания
находили для него лучших педагогов.
Глава семейства, Франц Антон Вебер, был женат второй раз, и в общей сложности имел
десять детей. Он служил в пехоте, однако настолько увлёкся музыкой, что оставил
службу ради должности капельмейстера и антрепренера театральной труппы,
связанной с постоянными гастролями и переездами.
После смерти матери Карл с отцом, возлагавшим на музыкальные способности сына
большие надежды, перебрались к сестре Франца Антона в Мюнхен. Старания родных и
уникальные способности Карла вскоре принесли свои плоды: в десятилетнем возрасте
он попробовал себя в композиции, а в 1798 году создал первые полноценные
произведения. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более
основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером,
имея товарищами по занятиям Джакомо Мейербера и Готфрида Вебера. Одновременно
он занимался на фортепиано у Франца Лауски.
В 1799 году была создана опера
«Лесная
поляна», а в следующем году Карл останавливается в Зальцбурге, где вновь берёт
уроки у Михаэля Гайдна, брата известного композитора. Его положительные оценки
первых опытов Карла подарили молодому человеку веру в собственные силы, и в
скором времени на свет появились ещё несколько произведений, в том числе опера
«Петер Шмолль и его соседи». Но не дождавшись её
официальной постановки, Вебер с отцом отправляются в концертный тур, во
время которого Карл поражает публику своей виртуозной игрой.
В 1803 году Карл Вебер перебрался в Вену. Музыкальные занятия продолжились под
руководством аббата Фоглера, который обратил особое внимание на изучение теории
музыки, доведя музыкальное мастерство юного Вебера до совершенства. После года
кропотливого труда Фоглер дал 17-летнему музыканту путёвку во взрослую жизнь: по
его рекомендации Карла приняли капельмейстером в оперный театр города
Бреславля.
Карьера
Работая в оперных театрах сначала Бреславля, а затем Праги, Вебер обнаружил новые
грани своего таланта. Он был отличным дирижёром, но кроме этого, ещё и проявил себя
реформатором музыкально-театральных традиций. С первых дней Вебер начал
претворять в жизнь собственные представления о том, как должны располагаться
музыканты в оркестре. Он разместил их по видам инструментов, что на тот момент
было довольно смело, однако уже в 19 веке стало привычным для всех оперных театров.
К тому же Вебер активно вмешивался в процесс репетиций, требуя отдельных занятий
для разучивания новых партий и генеральных прогонов. Нововведения молодого
капельмейстера наталкивались на непонимание со стороны опытных музыкантов,
однако Веберу хватало уверенности и сил, чтобы отстоять свою точку зрения.
Жизнь и работа в Бреславле заставила влезть в большие долги, от которых
композитор сбежал в очередное турне. Благодаря счастливому случаю он получает
должность музыкального директора замка Карслруэ в герцогстве Вюртемберг. В этот
короткий период композитор создаёт симфонии и концертино для трубы. Новое место
службы - личным секретарем герцога - оказалось не лучшим решением: Вебер только
усугубил своё финансовое положение новыми долгами, и вскоре был изгнан из
Вюртемберга. Скитания Вебера продолжились- он посетил Мангейм, Гейдельберг,
Дармштадт.
Во Франкфурте прошла постановка его оперы
«Сильвана». Это был
довольно успешный период - в каждом городе Карла ожидало всеобщее признание, и он
продолжал гастролировать ещё несколько лет, пока не получил предложение стать
руководителем театра в Праге. Однако Веберу не удалось в полной мере насладиться
свободой, предоставленной ему в постановках: в январе 1812 года его настигла
болезнь лёгких, и с тех пор состояние его здоровья только ухудшалось.
Отрезок жизни, который Вебер связал с театром, во многом определил основные черты
его дальнейшей творческой деятельности, сформировал вкус и стиль композитора.
Это было очень плодотворное время, подарившее мировому искусству множество
значительных произведений.
В 1817 году Карл занимает должность капельмейстера оперного театра в Дрездене.
Здесь его реформаторские настроения столкнулись с более серьёзным
сопротивлением, так как в то время главенствующее место в опере занимали
итальянские традиции. Вебер пришёл к тому, чтобы продвигать немецкую оперу силами
немецких талантливых артистов. Преодолев недовольство даже придворных кругов,
Вебер всё же собрал новую труппу, и успешно поставил несколько ярких спектаклей.
В Дрезденский период Вебер создаёт свои лучшие произведения, прославившие его.
Это оперы
«Вольный стрелок»,
«Три Пинто» и
«Эврианта». Первая из них ознаменовала начало нового периода в
развитии немецкой оперы в целом, а её премьера, состоявшаяся 18 июня 1821 года,
сделала Вебера национальным героем.
«Эврианта», написанная и поставленная в 1823 году, не получила высокой
оценки публики, хоть и являлась не менее ярким пунктом творчества Вебера.
В 1826 году Вебер создаёт оперу
«Оберон». Но это был плод не
столько творческого порыва, сколько холодного расчёта: композитор предвидел свою
скорую кончину, и написал эту оперу, чтобы оставить семье средства к
существованию. Премьеру «Оберона» Вебер посетил, уже будучи тяжело больным. 5 июня
1826 года он скончался в возрасте 39 лет.
Личная жизнь
С юности Карл Вебер легко покорял женские сердца: череда его бурных романов берёт
начало ещё в Бреславльской опере. Но лишь одна женщина стала его настоящей
любовью на всю жизнь. Во время подготовки к премьере оперы
«Сильвана» музыкант
познакомился с Каролиной Брандт, исполнительницей главной партии. Вспыхнувшие
чувства вдохновляли композитора на создание новых произведений, а Каролина стала
сопровождать возлюбленного во всех его турне. Их роман не обошёлся без громких
ссор - Карл по-прежнему пользовался популярностью у театральных див, и не всегда
мог противостоять своей страсти.
Окончательному воссоединению с Каролиной способствовали не самые приятные
обстоятельства: после очередного осложнения Вебер отправился на курортное
лечение. Разлука и частая переписка возобновили чувства. В ноябре 1816 года Карл
сделал Каролине предложение, и высший свет узнал об их помолвке. Новый виток в
личных отношениях порождает и новый творческий прорыв - Вебер за короткое время
пишет несколько замечательных музыкальных сочинений для различных
инструментов.
Свадьба с Каролиной Брандт состоялась спустя год после помолвки, когда Карл нашёл
своё место в Дрездене. Беременность Каролины разрешилась не лучшим образом:
новорождённая девочка умерла, не прожив и года. В это время и сам Карл практически
слёг. Тяжёлые события вогнали композитора в глубокую депрессию, он едва успевал
завершать королевские заказы, да и здоровье жены оставляло желать лучшего.
Выкидыш, случившийся в 1820 году, вновь пошатнул и без того хрупкое здоровье
композитора и благополучие его семьи. В последующем Каролина всё же поправилась и
родила Веберу четверых детей, троим из которых Вебер без ложной скромности дал
имена, созвучные со своим и именем жены.
Творческое наследие
Значение творчества Вебера в истории мировой классической музыки довольно
велико. Помимо недюжинного таланта и усердия, это человек обладал ещё и сильным
характером, ведь он сумел в одиночку провести реформу театрального оркестра,
отменив вековые традиции, и преодолев сопротивление авторитетных деятелей
искусства того времени. Вебер заложил основы романтизма в музыке, вывел на новый
уровень немецкую национальную оперу, стал примером и кумиром для будущих
композиторов. Его смерть в молодом возрасте прервала череду гениальных
произведений, возможно, лишив музыкальный мир не одного прекрасного образца
романтической оперы.
Вебер считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад
национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного
совершенства. Он в течение всей своей деятельности остался верен национальному
направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил
«Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя
именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера
среднего периода. Вебер является представителем романтического оперного
направления, которое в 1820-х было в такой силе, и которое в позднейшее время нашло
продолжение в операх Вагнера.
Даровитость Вебера бьёт ключом в его трёх последних операх: «Вольном стрелке»,
«Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты,
любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент - всё было
доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим
музыкальным поэтом с большой чуткостью и мелодичностью. Патриот в душе, он не
только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе.
Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой
инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента,
которому технические трудности более доступны.
Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая
живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер - по
преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для
концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и
инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот
композитор оставил замечательные образцы.
По материалам Википедии и soundtimes.ru