Сергей Никифорович Василенко - русский и советский композитор,
дирижёр и педагог, доктор искусствоведения. Народный артист РСФСР (1940). Народный
артист Узбекской ССР (1939). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).
Родился 18 марта 1872 года в Москве в семье управляющего имениями. В 1882 году их
семья перебралась в деревню Царёвка (ныне Долгоруковский район Липецкой
области). В книге «Воспоминания» Василенко писал о своих впечатлениях от первой
поездки в деревню с матерью, как удивило его кваканье лягушек, шум деревьев и вся
сельская округа:
«Я приезжал туда с мамашей в конце мая. Мне всё там нравилось, начиная с дороги. От
Ельца ехали на лошадях, день склонялся к вечеру. По бокам дороги тянулись поля
ароматной ржи, цветущей, дышащей мёдом гречихи; проезжали через тёмные, покрытые
кустарником балки (овраги); в них журчали ручьи, кричали коростели и стонали
лягушки. Осторожно спускались к мельничной плотине, где таинственно поблёскивала
заснувшая река. От всего этого я был в восторге».
В 1891 году, после получения среднего образования, по желанию отца поступил
на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1895 году с
дипломом 1-й степени. Первоначально занимался уголовным правом и судебной
медициной под руководством Виктора Легонина, но на последнем курсе принял
решение сменить юридическую карьеру на музыкальную и поступить в консерваторию.
По словам Василенко, «Легонин был необычайно поражён, более того, он, вероятно,
решил, что я сошёл с ума...».
Музыке серьёзно обучался с 1888 года, брал частные уроки у Ричарда Ноха, затем - у
Александра Гречанинова (теория музыки), Георгия Конюса (композиция) и Сергея
Протопопова (гармония). В 1895 году поступил в Московскую консерваторию. Учился у
Сергея Танеева по классам фуги и контрапункта, Михаила Ипполитова-Иванова по
классу композиции, и у Василия Сафонова по классу дирижирования. Под руководством
Степана Смоленского изучал древнерусское крюковое пение, образцы которого
использовал в опере-кантате «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере
Светояре». В мае 1901 года окончил консерваторию с золотой медалью.
В 1903 - 1905 годах был вторым дирижёром Московской частной русской оперы Саввы
Мамонтова. В 1907 году организовал при ИРМО общедоступные "Исторические
концерты", и в течение десяти лет дирижировал ими. В том же 1907-м получил место
профессора инструментовки и композиции в Московской консерватории, работал на
этой должности до самой смерти (с перерывом в 1941-м - 1943-м гг.).
С 1918 года - организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций
в Москве. В 1925 году принимал участие в организации радиотрансляций классической
музыки. Совместно с Мухтаром Ашрафи в 1938 году в Ташкенте работал над созданием
первой узбекской оперы «Буран».
Ранние сочинения Василенко отмечены влиянием русского фольклора и
старообрядческих напевов, с 1906 года прослеживается связь творчества композитора
с поэзией символизма (оркестровые пьесы
«Сад смерти» и
«Полёт ведьм», романсы на стихи Блока и Брюсова). В период с 1910-го по
1920-й годы он начинает интересоваться народной музыкой Востока и уже в советское
время неоднократно использует её мотивы в своих произведениях (в частности, в
балетах «Нойя» и «Иосиф Прекрасный»). Его произведения отличаются богатой
колористической оркестровкой, яркой, блещущей остроумием и игрой фантазии
музыкой. Композитор также является автором учебного пособия «Инструментовка для
симфонического оркестра».
За годы работы в Московской консерватории воспитал ряд известных музыкантов,
среди которых Василий Нечаев, Александр Александров, Анатолий Александров,
Николай Голованов, Мукаш Абдраев, Павел Сеница, Алексей Козловский, Георгий
Милютин, Леонид Половинкин, Дмитрий Рогаль-Левицкий, Николай Рославец, Арам
Хачатурян и др.
Скончался 11 марта 1956 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
По материалам Википедии