Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 [19] июля 1893, Багдати, Кутаисская
губерния - 14 апреля 1930, Москва) - русский советский поэт. Один из крупнейших поэтов
XX века.
Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр,
киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».
Владимир Маяковский родился в селе Багдати Кутаисской губернии (в советское
время посёлок назывался Маяковский) в Грузии, в семье Владимира Константиновича
Маяковского (1857-1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с
1889 в Багдатском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867-1954), из
рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновская. В поэме
«Владикавказ - Тифлис» 1924 года Маяковский называет себя «грузином». О себе
Маяковский сказал в 1927 году: ,,Родился я в 1894 году на Кавказе. Отец был казак, мать -
украинка. Первый язык - грузинский. Так сказать, между тремя культурами." ( Из
интервью пражской газете ,,Prager Presse"). Бабушка по отцовской линии Ефросинья
Осиповна Данилевская, - двоюродная сестра автора исторических романов Г. П.
Данилевского, родом из запорожских казаков. У будущего поэта было две сестры:
Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949), и два брата: Константин (умер в трёхлетнем возрасте
от скарлатины) и Александр (умер в младенчестве).
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители, он свободно
владел грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал
агитационные брошюры. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после
того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог
булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной.
В июле того же года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где
поступил в IV класс 5-й классической гимназии (ныне московская школа № 91 на
Поварской улице, здание не сохранилось), где учился в одном классе с братом Б. Л.
Пастернака Шурой. Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из 5 класса
из-за неуплаты за обучение.
Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв»,
который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно
революционно и в такой же степени безобразно».
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал
увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. Был
пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908-1909 годах трижды
арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой
анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу
женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы). По первому делу был освобождён с
передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний,
действовавший «без разумения», по второму и третьему делу был освобождён за
недостатком улик.
В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть:
Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где он, по его словам
в автобиографии «Я сам», провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103 (фактически -
около 6 месяцев: со 2 июля 1909 по 9 января 1910 года).
В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен
написанным. В воспоминаниях он пишет:
Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям - при выходе отобрали. А то б
ещё напечатал! - «Я сам» (1922-1928).
Несмотря на столь критичное отношение, Маяковский именно с этой тетрадки
исчислял начало своего творчества.
Из тюрьмы после третьего ареста он был освобождён в январе 1910 года. После
освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: «Отчего не в
партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока
соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».
В 1911 году подруга поэта богемная художница Евгения Ланг вдохновила его на занятия
живописью.
Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях
художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище
живописи, ваяния и зодчества - единственное место, куда приняли без свидетельства
о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем
футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к
кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно
вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».
30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в
артистическом подвале «Бродячая собака».
В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он
был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и
размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве
первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание»
(1916). Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко
кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др., начали печататься в
периодических изданиях.
В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена
программная трагедия «Владимир Маяковский». Декорации для неё писали художники
из «Союза молодёжи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссёром и
исполнителем главной роли.
В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные
выступления. В 1914-1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». После
начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе
Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это
политической неблагонадёжностью. Вскоре своё отношение к службе в царской армии
Маяковский выразил в стихотворении «Вам!», которое впоследствии стало песней.
29 марта 1914 года Маяковский вместе с Бурлюком и Каменским прибыл с гастролями в
Баку - в составе «знаменитых московских футуристов». Вечером того же дня в театре
братьев Маиловых Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами.
В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. В
1915-1917 годах Маяковский по протекции Максима Горького проходил военную службу в
Петрограде в Учебной автомобильной школе. Солдатам печататься не разрешали, но
его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в
штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Антивоенная лирика: «Мама и убитый
немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир» (1915). Обращение к сатире. Цикл
«Гимны» для журнала «Новый Сатирикон» (1915). В 1916 году вышел первый большой сборник
«Простое как мычание». 1917 год - «Революция. Поэтохроника».
3 марта 1917 года Маяковский возглавил отряд из 7 солдат, который арестовал
командира Учебной автомобильной школы генерала П. И. Секретева. Любопытно, что
незадолго до этого, 31 января, Маяковский получил из рук Секретева серебряную
медаль «За усердие». В течение лета 1917 года Маяковский энергично хлопотал о
признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от неё.
Маяковский в 1918 году снимался в трёх фильмах по собственным сценариям. В августе
1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918
года и поставлена к годовщине революции (реж. Вс. Мейерхольд, худ. К. Малевич)
17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый
марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в
РОСТА (1919-1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА
агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло первое собрание
сочинений поэта - «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909-1919». В 1918-1919 годах
выступает в газете «Искусство коммуны». Пропаганда мировой революции и революции
духа. В 1920 году закончил писать поэму «150 000 000», в которой отражена тема мировой
революции.
В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в
1922 году - издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло
несколько его книг. В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств),
толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923-1925 годах вышло семь номеров). Активно печатались Асеев,
Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, Третьяков, Левидов, Шкловский и др.
Пропагандировал лефовские теории производственного искусства, социального
заказа, литературы факта. В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим
Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского»
(1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924). При чтении автором поэмы о Ленине в Большом
театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал Сталин. О самом «вожде
народов» Маяковский упоминал в стихах только дважды.
Годы гражданской войны Маяковский считает лучшим временем в жизни, в поэме
«Хорошо!», написанной в благополучном 1927 году, есть ностальгические главы.
В 1922-1923 годах в ряде произведений продолжал настаивать на необходимости мировой
революции и революции духа - «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь
на Генуэзской конференции» и др.
В 1922-1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу - Латвия, Франция,
Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает
республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и
ряд других. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по
Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в
различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи
(сборник «Испания. - Океан. - Гавана. - Мексика. - Америка») и очерк «Моё открытие
Америки». В 1925-1928 годах он много ездил по Советскому Союзу, выступал в самых разных
аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «Товарищу Нетте,
пароходу и человеку» (1926); «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана
Козырева...» (1928). С 17 до 24 февраля 1926 года Маяковский побывал в Баку, выступал в
оперном и драматическом театрах, перед рабочими-нефтяниками в Балаханы.
В 1922-1926 годах активно сотрудничал с «Известиями», в 1926-1929 годах - с «Комсомольской
правдой». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк»,
«Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался
критике Пастернака, Катаева, Светлова.
В 1926-1927 годах написал девять киносценариев.
В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера.
Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и журнала. В
этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам». С 8 октября по 8 декабря
- поездка за границу, по маршруту Берлин - Париж. В ноябре вышел в свет I и II том
собрания сочинений.
Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом. Сатира
поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В 1929 году
поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930 года ушёл из неё, вступив в
РАПП.
Многие исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его
поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода
пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913),
первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914-1915) и «Флейта-позвоночник» (1915),
вторым актом - поэмы «Война и мир» (1915-1916) и «Человек» (1916-1917), третьим актом - пьеса
«Мистерия-буфф» (первый вариант - 1918, второй - 1920-1921) и поэма «150 000 000» (1919-1920),
четвёртым актом - поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924),
пятым актом - поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930), эпилогом -
первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928-1930) и предсмертное письмо
поэта «Всем» (12 апреля 1930 года). Остальные произведения Маяковского, в том числе
многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины,
основу которой составляют крупные произведения поэта.
В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В
произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические
мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем»,
каким он себя хотел видеть. В 1930 году он организовал выставку, посвящённую 20-летию
его творчества, но ему всячески мешали, а саму экспозицию никто из писателей и
руководителей государства не посетил.
Весной 1930 года в Цирке на Цветном бульваре готовилось грандиозное представление
«Москва горит» по пьесе Маяковского, генеральная репетиция намечалась на 21
апреля, но поэт до неё не дожил.
Маяковский стоял у истоков советской рекламы. За рекламную и агитационную
деятельность поэт подвергался критике со стороны Б. Пастернака, В. Катаева и М.
Светлова.
Личная жизнь
На протяжении длительного периода творческой жизни Маяковского его музой была
Лиля Брик.
Маяковский и Лиля Брик познакомились в июле 1915 года на даче её родителей в
Малаховке под Москвой. В конце июля сестра Лили Эльза Триоле, у которой с поэтом
был поверхностный роман, привела недавно прибывшего из Финляндии Маяковского в
петроградскую квартиру Бриков на ул. Жуковского, 7. Брики, далёкие от литературы
люди, занимались предпринимательством, унаследовав от родителей небольшой, но
доходный коралловый бизнес. Маяковский прочитал у них дома ещё не опубликованную
поэму «Облако в штанах» и после восторженного восприятия посвятил её хозяйке -
«Тебе, Лиля». Этот день поэт позднее назвал «радостнейшей датой». Осип Брик, муж
Лили, в сентябре 1915 года издал поэму небольшим тиражом. Увлёкшись Лилей, поэт
поселился в отеле «Пале Рояль» на Пушкинской улице в Петрограде, так и не
вернувшись в Финляндию и оставив там «даму сердца». В ноябре футурист переехал
ещё ближе к квартире Бриков - на Надеждинскую улицу, 52. Вскоре Маяковский
познакомил новых друзей с друзьями, поэтами-футуристами - Д. Бурлюком, В.
Каменским, Б. Пастернаком, В. Хлебниковым и др. Квартира Бриков на ул. Жуковского
становится богемным салоном, который посещали не только футуристы, но и М. Кузмин,
М. Горький, В. Шкловский, Р. Якобсон, а также другие литераторы, филологи и
художники.
Вскоре между Маяковским и Лилей Брик при очевидном попустительстве Осипа
вспыхнул бурный роман. Этот роман нашёл своё отражение в поэмах
«Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916) и в стихотворениях «Ко всему» (1916),
«Лиличка! Вместо письма» (1916). После этого Маяковский все свои произведения (кроме
поэмы «Владимир Ильич Ленин») стал посвящать Лиле Брик. В 1928 году, при публикации
его первого собрания сочинений, Маяковский посвятил ей и все произведения,
созданные до их знакомства.
В 1918 году Лиля и Владимир снялись в киноленте «
Закованная фильмой» по сценарию Маяковского. К настоящему времени
фильм сохранился фрагментарно. Уцелели также фотографии и большой плакат, где
нарисована Лиля, опутанная плёнкой.
С лета 1918 Маяковский и Брики жили совместно, втроём, что вполне укладывалось в
популярную после революции брачно-любовную концепцию, известную как «Теория
стакана воды». В это время все трое окончательно перешли на большевистские
позиции. В начале марта 1919 года они переехали из Петрограда в Москву в коммуналку
в Полуэктовом переулке, 5, а затем, с сентября 1920-го обосновались в двух комнатах в
доме на углу Мясницкой улицы в Водопьяном переулке, 3. Затем все трое переехали в
квартиру в Гендриковом переулке на Таганке. Маяковский и Лиля работали в «Окнах
РОСТА», а Осип некоторое время служил в ЧК и состоял в партии большевиков.
Смерть
В 1930 году Владимир много болел и даже опасался потерять голос, что положило бы
конец его выступлениям на сцене. Личная жизнь поэта превратилась в безуспешную
борьбу за счастье. Он был очень одинок, ведь Брики - его неизменная поддержка и
утешение, уехали за границу.
Нападки со всех сторон легли на Маяковского тяжёлым моральным грузом, и ранимая
душа поэта не выдержала. 14 апреля Владимир Маяковский выстрелил себе в грудь, что
и стало причиной его смерти.
После кончины Маяковского его произведения попали под негласный запрет и почти
не публиковались. В 1936 году Лиля Брик написала письмо самому И. Сталину с просьбой
посодействовать в сохранении памяти о великом поэте. В своей резолюции Сталин
высоко оценил достижения умершего и дал разрешение на публикацию произведений
Маяковского и создание музея.
Полная биография