Ка́рел Рейш (Рейс, Райс; англ. и чеш. Karel Reisz; 21 июля 1926, Острава, Первая
Чехословацкая Республика - 25 ноября 2002, Лондон, Англия) - британский кинорежиссёр,
годы активности которого проходили в послевоенной Британии, где он стал одним из
пионеров нового реализма британского кинематографа в 1950-х-1960-х годах.
Рейш был одним из 669 еврейских беженцев, спасённых сэром Николасом Уинтоном. Его
отец был юристом. Рейш приехал в Англию в 1938 году, почти не зная английского языка,
но старался как можно быстрее искоренить свой иностранный акцент. После
посещения Leighton Park School, он присоединился к Королевским военно-воздушным силам
Великобритании, где пробыл до конца войны; его родители погибли в Освенциме. После
возвращения он изучал естественные науки в колледже. и начал писать для журналов
о кино, включая «Sight & Sound». Стал одним из основателей журнала Sequence. с Линдсеем
Андерсоном и Гевином Ламбертом в 1947 году.
У Рейша было три сына от первой жены Джулии Коппард, с которой он впоследствии
развёлся. В 1963 году женился на бывшей жене Джина Келли Бетси Блэр , с которой был до
самой своей смерти.
Карьера
Рейш был одним из основателей движения «Свободное кино» в британском
документальном кинематографе. Его первый документальный фильм «
Мамочка не позволяет» (1955), снятый совместно с Тони Ричардсоном, в
феврале 1956 года был включён в первую программу Free Cinema, показанную в National Film Theatre,
специализирующемся на показах независимых иностранных фильмов. В его фильме «
Мы - парни из Ламбета» (1958) реалистично показывалась жизнь лондонского
молодёжного клуба, в то числе досуг подростков рабочего класса, который состоял
из музыки скиффл, сигарет, крикета, рисования и дискуссионных групп. Этот фильм
представлял Великобританию на Венецианском кинофестивале. BBC сделали два
продолжения фильма о тех же самых людях и клубе, трансляция была в 1985 году.
Первый художественный фильм Рейша «
В субботу вечером, в
воскресенье утром» (1960) был основан на социально-реалистичной новелле Алана
Силлитоу, в нём использовались те же приёмы и техника, что и в ранних
документальных фильмах режиссёра.
Рейш выступил продюсером фильма Андерсона «
Такова спортивная жизнь» (1963) и стал режиссёром фильма «Морган:
Подходящий случай для терапии» (1966), адаптированного Дэвидом Мерсером (англ.) с его
телепьесы 1962 года. В 1968 годы вышел биографический фильм «Айседора» о знаменитой
танцовщице Айседоре Дункан, в котором главную роль сыграла Ванесса Редгрейв. В
следующем десятилетии вышли такие фильмы, как «
Игрок» (1974) и «Кто остановит дождь»
(1978).
«
Женщина французского лейтенанта» был,
возможно, самым успешным из последних фильмов продюсера. Сценарий был написан
Гарольдом Пинтером по роману Джона Фаулза, главные роли были сыграны Джереми
Айронсом и Мерил Стрип. Последними для Рейша стали фильмы «Сладкие грёзы» (1985) о
великой исполнительнице в стиле кантри Пэтси Клайн и «
Все в
выигрыше» (1990) по пьесе Артура Миллера.
Был главой Британского института кино. Его учебник «The Technique of Film Editing» был впервые
опубликован в 1953 году.