Мишель Делаэ (1929 - 2016) - французский журналист, кинокритик, актёр и режиссёр.
Известен тем, что освоил 22 профессии. Многолетний сотрудник журнала кинокритиков
«Кайе дю синема».
Ранние годы
Родился 21 сентября 1929 года на северо-западном побережьи Франции в городке Верту.
Воспитывался бывшим военным лётчиком Первой мировой войны, который отдал всё
своё состояние местному приходу и стал ночным сторожем на верфях Нанта. Мишель
открыл для себя кино в приходском кинотеатре, который держал его дядя.
Во время фашисткой оккупации Франции получал иезуитское образование в Сент-Мало,
затем в 1951 году служил в армии в Германии. Будучи осуждён за кражу, не смог
осуществить свою мечту стать учителем.
В 1949 и 1952 гг. два раза неудачно пытался обосноваться в Париже, поэтому с 1953 по 1956 гг.
занимался различными профессиями в порту Нанта, на почте и на заводе.
В 3-й раз приехал в Париж в 1956 году. Продавал газеты, затем книги, зарабатывал на
жизнь, печатая в журналах статьи в рубрике «Происшествия», за которые платили
построчно.
Кинокритик
Деятельность кинокритика начал в апреле 1957 года, войдя в состав команды ревю
«Синема», которым руководил Пьер Бийар, где он написал более полусотни
критических статей о фильмах Кона Ишикавы, Франка Тэшлина, Билли Уайлдера,
Ричарда Флейшера, Жана Ренуара и Робера Брессона. Опубликовал интервью с Джузеппе
де Сантисом, Марселеми Камю и Аленом Рене.
В 1959 году написал совместную с Рене статью в ревю «Крупный план» (Premier Plan),
основанном в Лионе Бернаром Шардером. С июня 1959 по декабрь 1960 гг. сотрудничал с
новым журналом «Présence du cinéma», где публиковал теоретические тексты о
вестернах, о первых опытах Франсуа Трюффо, интервью с Фрицем Лангом. В том же году
стал ассистентом у Марселя Ануна на съёмках его первого полнометражного
художественного фильма «Восьмой день».
10 лет в «Кайе де Синема»
С осени 1959 года Делаэ общался с кружком кинокритиков из журнала «Кайе дю Синема»,
которым на ту пору заведовали Эрик Ромер и Жак Даньоль-Валькроз. В результате он
написал для них первый текст для номера «Март 1960 г.». Он пишет статьи как об
американском популярном кино Бада Беттичера и Кинга Видора, так и о режиссёрах
французской Новой волны, в частности о «Париж принадлежит нам» Жака Риветта и
«Прекрасный возраст» Пьера Каста. Он становится сторонником Риветта в «Кайе» и
поддерживает его, когда в 1963 году Ромера выдавливают из дирекции ревю, открывая
тем самым двери французским интеллектуалам.
Он пишет множественные статьи о новом кино в Германии, Швеции, Канаде,
Чехословакии, Венгрии, о первых фильмах Жана Юсташа, Жана-Мари Страуба и Романа
Полански, берёт интервью у Ролана Барта (1963), Клода Леви-Стросса (1064), Карла Теодора
Драйвера (1965), Элиа Казана (1966), Голбера Роша (1969), Валериана Боровчика (1969), а также
Жана-Люка Годара (1962, 1965, 1966, 1967). Его прозвали «большой зелёной синтагмой» как из-за
цвета его плаща, так и из-за его любви к семиотике. С 1960 по 1969 гг. ходил на курсы
Леви-Стросса в Колледже Франции.
В 1968-1969 гг. работает секретарём в редакции «Кайе», затем с 1970 года занимается его
распространением. Но с 1968 года власть в редакции взяли Жан-Луи Комолли и Жан
Нарбони. Из-за «идеологических и теоретических» расхождений с ними,
проповедовавшими марксизм-маоизм, Делае с болью в сердце вынужден в 1970 году
покинуть журнал, после 10 лет работы и более 300 статей.
Актёр и режиссёр
В 1960 годах Мишель Делаэ несколько раз появлялся в эжпизодах в фильмах Годара,
Риветта и Люка Мулле.
Затем он стал полноправным актёром, снявшись почти в 60 фильмах в 1970-е годы, работая
параллельно ночным сторожем в доме № 5 на Елисейских Полях.
Снялся во второстепенных ролях в «Обнажённом вампире» и «Дрожи вапмиров» (1970)
Жана Роллина, в популярных фильмах Пьера Ришара, Жана Янна и Жана-Пьера Мокки.
Затем появился в фильмах режиссёров, о которых когда-то писал статьи, - у Боровчика
в «
Бланш» (1971),
у Паулы Дельсоль в «Бене и Бенедикте», у Жана-Мари Строба и Даниэль Юйле в «Toute
révolution est un coup de dés» (1977) и у режиссёров, с которыми работал как кинокритик - у
Риветта в «Out 1» (1971), у Трюффо в «Такой красотке, как я» (1972) и в более 15 фильмах у
Поля Веккьяли, начиная с «Нарциссов» (1972).
В 1974 году написал роман, отчасти автобиографический, «Архангел и Робинзон плывут
на лодке», в надежде, что его экранизируют Клод Миллер и Жерар Депардьё, но проект
не состоялся, и текст был опубликован как книга. В 1978 году стал со-сценаристом
первого полнометражного фильма Жана-Франсуа Стевенана «
Шапка».
Играл в фильмах Жана-Клода Бьетта, участвовал в дубляже на французский фильмов
«Сало, или 120 дней Содома», заказанном Бьетту Пазолини, а затем принял участие в
написании сценария «Симоны Барбес, или Добродетели» (1980) Мари-Клода Трейлу, где
одновременно сыграл одну из своих самых заметных ролей второго плана.
Свой первый и единственный короткометражный фильм «Сара» снял в рамках альманаха
«
Архипелаг
любви», снятом кинематографистами студии «Диагональ», с которой плодотворно и
много сотрудничал.
В 1982 году перешёл в католицизм и стал соцработником 24 часа в сутки в команде
Срочного реагирования при Департаменте санитарных и социальных дел. Проработав
там до 1994 года, уже почти не появлялся в кино.
В последний раз Мишель Делаэ появился в кино в 2012 году, озвучив своим голосом один
из лимузинов в фильме «
Корпорация «Святые моторы» Лео Каракса.
Возвращение к кинокритике
В середине 1990-х, выйдя на пенсию, Делаэ сблизился с группой «Письма о кино» (La Lettre du
cinéma), - журналом, основанным в 1995 году, который унаследовал дух «Диагонали». В 70
лет Делаэ снова начинает писать критические статьи и кино - с 1999 и по 2005, когда
вышел последний номер ревю. Выпускает статьи о Серже Бозоне, Ларри Кларке,
параллельно снимаясь в нескольких эпизодах в кино.
В 2007 году Боде и Эмманюэль Лефовр снимают про него документальный фильм «Le Carré de
la fortune, портрет», вышедший на экраны в 2010 году. Одновременно вышла отдельная книга
«À la fortune du beau», содержащая все его статьи в разных журналах за разные годы.
Личная жизнь
После рождения своего первого сына Эмманюэля в 1966 году, Делаэ встретил
Катрин Лоренсо, от которой у него родился второй сын
Матью в 1970 году.
Умер в 2016 году в Париже в возрасте 87 лет.
(Перевод биографии:
Lisochek )