Питер Йетс (полное имя - Питер Джеймс Йетс) - британский кинорежиссёр, продюсер и
сценарист. Дважды номинировался на «Оскар» как лучший режиссёр с фильмами «
Уходя в отрыв» и «
Костюмер».
Питер Йетс родился в Англии, в июле 1929 года. К 30 годам стал ассистентом Тони
Ричардсона , затем работал в театре и на телевидении. Свой первый полнометражный
фильм для большого экрана он поставил в возрасте Христа. Не так уж рано, даже по
меркам 1960-х.
Уже в ту пору Питер Йетс обнаружил своего рода кинематографическую всеядность.
После дебютного мюзикла с Клиффом Ричардом «
Летние
каникулы», он снял комедию «Маятник» и криминальное «
Ограбление». Все три
фильма неплохо прошли в английском прокате, Питером заинтересовались за океаном
и... первая же его Питер Йетсамериканская картина - полицейский триллер «Буллит»
со Стивом Мак-Куином в главной роли - вывела его в число самых кассовых режиссеров
мира. Говорят даже, что именно «Буллит» вдохновил Уильяма Фридкина на создание
знаменитого «Французского связного». Во всяком случае, Питер Йетс обнаружил
отличное знание природы жанра: он умел нагнетать нервное напряжение зрителей,
лихо снимал автомобильные погони, хорошо монтировал и ритмически выстраивал
действие.
Казалось бы, золотая жила найдена: можно и дальше снимать крутые полицейские
боевики. Но Питер снова сменил жанровый курс - поставил «Джона и Мери» - любовную
мелодраму с Дастином Хофманом и Миа Фэрроу, потом на год возвратился в Англию для
съемок «Войны Мёрфи». В начале 1970-х казалось, что он потерял набранный «Буллитом»
кассовый престиж. Криминальная комедия «Раскаленный камень», несмотря на участие
Роберта Редфорда, не стала событием сезона. Довольно забавной получилась
эксцентрическая комедия «Ради Пита», но и она не принесла режиссеру большого
успеха. Так же, как, впрочем, драма «
Друзья
Эдди Койла» и черная комедия «Мать, тюрьма и удача».
Зато в следующем своем фильме Питер Йетс сделал ставку на приключенческий
триллер с роскошными подводными съемками и не прогадал: «
Бездна» имела значительные
прокатные сборы. Зрителям многих стран пришлась по душе история о поисках
подводных кладов. И хотя у нас «
Бездна» вышла на экраны со Питер
Йетсзначительными купюрами (были убраны «нежелательные» эротические и страшные
сцены), это не помешало ей пленить сердца подростков. Девчонкам очень понравился
мужественный и отважный Ник Нолти, а мальчишкам - красавица Жаклин Биссе.
Затем последовали комедия «Убегая прочь» («Ушедшие в отрыв»), «Глазами свидетеля»
- психологический триллер о мусорщике (Уильям Хёрт), ставшем очевидцем
преступления, и фантастический боевик в духе лукасовских «Звездных войн» - «
Крулл».
После столь разнообразных зрелищных лент опять-таки могло сложиться мнение, что
Питер Йетс прочно и навсегда ушел в коммерцию. Но он вновь соскочил с накатанной
колеи. Поставленная Йетсом в Англии психологическая драма Питер Йетс«
Костюмер» была напрочь лишена зрелищных элементов. Действие фильма
целиком держалось на актерском дуэте Альберта Финни и Тома Кортни и происходило в
английском театре времен второй мировой войны. Быть может, в «
Костюмере» Питер
Йетс чересчур увлекся приемом «кинотеатрализации», рассчитанной на знатоков
истории британской сцены, однако в целом это была добротная, профессиональная
работа. Примерно на таком же художественном уровне были поставлены и следующие
картины режиссера - драма «
Элени» с Джоном Малковичем в главной
роли и криминально-политическая драма «Дом на Кэрол-стрит», затрагивающая
проблему маккартизма.
В конце 1980-х Питер Йетс снял еще один заметный фильм - «
Подозреваемый», в этой криминальной драме с прекрасными актерскими
работами Денниса Куэйда и Шер рассказывалась история о попытках женщины-адвоката
оправдать своего невинно арестованного подзащитного. Удачным оказался и триллер
«
Невиновный», с Томом Селлеком в главной роли. В 2007 году режиссёр снял
свой последний фильм - драму «
Сепаратный
мир» (A Separate Peace).
Скончался Питер Йетс 9 января 2011 года на 82-м году жизни после продолжительной
болезни.