Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес,
Аргентина - 14 июня 1986 года, Женева, Швейцария) - аргентинский прозаик, поэт и
публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями,
часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же
принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал
одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.
Детство
Его полное имя - Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (исп. Jorge Francisco Isidoro Luis
Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со
стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса
происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей -
Асеведо и Пинедо - принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из
Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская,
андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. В доме
разговаривали по-испански и по-английски. С раннего возраста Хорхе Луис увлекался
поэзией, в возрасте четырёх лет научился читать и писать. В 1905 году Борхес начал
изучать английский с домашней учительницей. В следующем году он написал свой
первый рассказ по-испански «La visera fatal».
Обучение в школе Борхес начал в 9 лет сразу с четвёртого класса. Это был неприятный
опыт для мальчика, так как одноклассники насмехались над ним, а учителя не могли
научить его ничему новому.
В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый
принц». Сам Борхес так описал своё вступление в литературу:
С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча
подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего
обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой
разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные
пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.
Жизнь в Европе
В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны
возвращение в Аргентину отложилось и семья осела в Женеве, где Хорхе Луис и его
сестра Нора пошли в школу. Он изучил французский и поступил в Женевский колледж,
где начал писать стихи на французском. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где
присоединился к ультраистам - авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в
испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса.
Возвращение в Аргентину
Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных
стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием
языков и философии, мастерски владел словом. В родном городе Борхес продолжает
печататься, а также основывает свой собственный журнал «Призма», а затем ещё один
под названием «Проа».
В 1923 году накануне поездки в Европу Борхес публикует свою первую книгу стихов
«Жар Буэнос-Айреса», в которую вошли 33 стихотворения, а обложку которой
разработала его сестра.
Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из
лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (Ficciones, 1944), «Хитросплетения»
(Labyrinths, 1960) и «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль»
борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное
расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально
затопленного воспоминаниями, противопоставляет «сверхпамять» логическому
мышлению, как механизму обобщения. Эффект подлинности вымышленных событий
достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и
имен писателей-современников, фактов собственной биографии.
После года в Испании, Борхес окончательно переехал в Буэнос-Айрес, где он
сотрудничал с несколькими периодическими изданиями и приобрел репутацию яркого
представителя молодых авангардистов. Устав от ультраизма, Борхес пытался
основать новый жанр литературы, где бы объединялись метафизика и реальность. Но и
от этого писатель быстро отошёл, начав писать фантастические и магические
произведения. В 1930 Борхес познакомился с 17-летним писателем Адольфо Биой
Касаресом, который стал его другом и соавтором многих произведений.
В 1930-х годах Борхес пишет большое количество эссе по аргентинской литературе,
искусству, истории, кино. Одновременно он начинает вести колонку в журнале «El Hogar»,
где пишет рецензии на книги иностранных авторов и биографии писателей. Начиная с
первого выпуска, Борхес регулярно публиковался в журнале «Sur», ведущем
литературном журнале Аргентины, основанном в 1931 году Викторией Окампо. Для
издательства «Sur» Борхес переводит произведения Вирджинии Вульф. В 1937 году он
издает антологию классической аргентинской литературы. В своих произведениях с
1930-х годов писатель начинает сочетать вымысел с реальностью, пишет рецензии на
несуществующие книги и т. д.
Конец 1930-х годов стал для Борхеса тяжелым: сначала он похоронил бабушку, потом
отца. Поэтому он был вынужден материально обеспечивать свою семью. С помощью
поэта Франсиско Луиса Бернардеса писатель поступил хранителем в муниципальную
библиотеку Мигеля Кане в буэнос-айресском районе Альмагро, где проводил время,
читая и сочиняя книги. Там же писатель едва не погиб от сепсиса, разбив голову.
Годы работы библиотекарем 1937-1946 год Борхес, впоследствии называл «девять глубоко
несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После
прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности.
Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в
создании Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской
поэзии в 1941 году. Вместе с Биой Касаресом он писал детективные рассказы о доне
Исидро Пароди; эти сочинения появлялись в печати под псевдонимами «Бустос Домек»
и «Суарес Линч». Произведение «Ficciones» Борхеса получил гран-при Аргентинского
союза писателей. Под названием «Поэмы (1923-1943)» Борхес опубликовал свои
поэтические работы из трёх предыдущих книг в журнале «Sur» и газете «La Nación».
В августе 1944 года в гостях у Биой Касареса и Сильвины Окампо Борхес познакомился с
Эстель Канто, в которую влюбился. Эстель вдохновила Борхеса на написание рассказа
«Алеф», которое считается одним из его наилучших произведений. Несмотря на
сопротивление матери, Борхес предложил Эстели пожениться, но этого так никогда и
не произошло. В 1952 их отношения завершились.
В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном
элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в
остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира,
трактуемого как нескончаемая книга.
Начало 1950-х годов ознаменовалось признанием таланта Борхеса в Аргентине и за её
пределами. В 1950 году Аргентинский союз писателей избрал его своим президентом,
которым он пробыл три года. В Париже был напечатан первый перевод Борхеса на
французский - «Вымыслы» (исп. Ficciones, 1944). В то же время в Буэнос-Айресе выходит серия
рассказов «Смерть и буссоль», где борьба человеческого интеллекта с хаосом
предстает как уголовное расследование. В 1952 писатель публикует эссе об
особенностях аргентинского испанского «Язык аргентинцев». В 1953 некоторые
рассказы из сборника «Алеф» переводятся на французский в виде книги
«Хитросплетения» (фр. Labyrinths). В том же году издательство «Emecé» начинает
публиковать полное собрание сочинений Борхеса. В 1954 режиссёр Леопольдо Торре
Нильссон снимает фильм «Дни ненависти» по рассказу Борхеса.
В 1955 после военного переворота, который сверг правительство Перона, Борхес был
назначен директором Национальной библиотеки Аргентины (хотя уже почти ослеп) и
занимал этот пост до 1973. В декабре 1955 года писатель был избран членом Аргентинской
академии литературы. Он активно пишет и преподает на кафедре немецкой литературы
в Университете Буэнос-Айреса.
В 1967 Борхес женился на подруге его юности
Эльзе Эстете Мильан, недавно овдовевшей. Через три года, однако,
супруги расстались.
В 1972 Хорхе Луис Борхес едет в США, где получает многочисленные награды и читает
лекции в нескольких университетах. В 1973 году он получает звание почетного
гражданина Буэнос-Айреса и уходит с поста директора Национальной библиотеки.
В 1975 происходит премьера фильма «Мертвец» Эктора Оливера по одноименному
рассказу Борхеса. В том же году в возрасте 99 лет умирает мать писателя.
После смерти матери в путешествиях Борхеса сопровождает
Мария
Кодама, на которой он женится 26 апреля 1986.
В 1979 Борхес получил премию Сервантеса - самую престижную в испаноязычных странах
награду за заслуги в области литературы.
Поздние стихи Борхеса были опубликованы в сборниках «Делатель» (El Hacedor, 1960), «Хвала
тени» (Elogia de la Sombra, 1969) и «Золото тигров» (El oro de los tigres, 1972). Его последней
прижизненной публикацией была книга «Атлас» (Atlas, 1985) - собрание стихов, фантазий и
путевых записок.
В 1986 он переезжает в Женеву, где и умирает 14 июня в возрасте 86 лет от рака печени и
эмфиземы легких. В феврале 2009 года было предложено перезахоронить останки Хорхе
Луиса Борхеса на кладбище Реколета в Буэнос-Айресе, но из-за решительного отказа
вдовы писателя это предложение не было реализовано.
Творчество
Борхес - один из основоположников и классиков новой латиноамериканской
литературы. Творчество Борхеса метафизично, оно сочетает в себе фантазийные и
поэтические методы. Борхес считает поиски истины бесперспективными, среди тем
его творчества - противоречивость мира, время, одиночество, человеческий удел,
смерть. Для его художественного языка свойственны смешение приемов высокой и
массовой культуры, сочетание отвлеченно-метафизических универсалий и реалий
современной ему аргентинской культуры (например, культ мачо). Его прозаические
фантазии, часто принимающие форму приключенческих либо детективных историй,
маскируют рассуждения о серьезных философских и научных проблемах; с самых
ранних своих произведений автор блистал эрудицией и знанием многих языков. Его
творчеству присущи игра на грани правды и вымысла, нередкие мистификации: ссылки
и цитаты из несуществующих произведения, вымышленные биографии и даже культуры.
Борхес, наряду с Марселем Прустом, считается одним из первых писателей XX века,
обратившихся к проблематике человеческой памяти.
Борхес оказал огромное влияние на многие жанры литературы - от романа абсурда до
научной фантастики; о его влиянии говорили такие признанные писатели, как Курт
Воннегут , Филлип Дик и Станислав Лем .