Жан-Филипп Рамо - французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко.
Родился в семье органиста. Изучил ноты раньше, чем научился читать. Учился
в иезуитской школе. В 18 лет был отправлен отцом в Италию совершенствовать
музыкальное образование в Милане. Вернувшись, выступал скрипачом в
оркестре Монпелье, служил органистом в Дижоне, Клермон-Ферране, Лионе. С 1722 года
жил в Париже. Писал для парижских театров, сочинял духовную и светскую музыку. С
1745 года стал придворным композитором.
Творчество
Оперы и балеты Жана-Филиппа Рамо занимают важное место в музыке эпохи барокко, и
составляют целую эпоху в истории французского музыкального театра. Он начал
писать оперы и балеты только в возрасте 50-ти лет, и создал новый оперный стиль,
вызывавший одновременно и восхищение и споры. Уже первая опера Рамо «Ипполит и
Арисия» спровоцировала полемику, продолжавшуюся на протяжении 1730-х гг.
Сторонники оперной традиции Жана-Батиста Люлли считали, что в музыкальном
отношении произведение слишком сложное, искусственное, что в нём слишком много
места отведено драме, им возражали те, кто воспринял новшества, внесённые Рамо,
прозванные "рамистами" (так называемый спор "люллистов" и "рамистов").
В основном Рамо прославился как светский композитор (три латинских мотета на
духовные тексты относятся к раннему периоду творчества). В XVIII веке он приобрёл
широкую известность как автор пьес для клавесина (сборники 1706-го, 1724-го и 1727-го гг.)
и пяти концертов для клавесина, скрипки и виолы да гамба (1741), содержащих сюиты и
яркие характеристические пьесы. Среди них наиболее известны «Тамбурин»,
«Курица», «Дофина», «Молоточки», «Перекличка птиц». Пьесы для клавесина -
творческая лаборатория Рамо-композитора, место проведения экспериментов в
области гармонии, ритма, фактуры. Например, пьесы «Дикари» и «Циклопы» необычайно
изобретательны с точки зрения развёртывания тонального лада, а пьеса
«Энгармоническая» - один из первых в истории музыки примеров энгармонической
модуляции.
Рамо создал новый оперный стиль, представленный в его наиболее известных
музыкальных трагедиях «Ипполит и Арисия» и «Кастор и Поллукс», а также
в опере-балете «Галантные Индии». Среди других опер -
«Дардан», «Саид»,
«Празднества Гебы, или Лирические дарования», «Наида», «Заратустра», «Бореады»,
«лирические комедии» «Платея» и
«Паладины».
Несмотря на то, что либретто, к которым писал музыку Рамо, часто подвергались
критике за свой низкий художественный уровень, это не мешало публике встречать
оперы и балеты композитора с неподдельным восторгом. Сам композитор однажды в
шутку сказал: «Дайте мне "Голландскую газету", и я положу её на музыку». Причиной
успехов опер и балетов Рамо было как его гениальное дарование, так и его
требовательное отношение к своему творчеству. Композитор писал во французской
манере, а не в итальянской, больше внимания уделяя не вокальной виртуозности, а
оркестровой партии. В операх Рамо меньше вокала и больше оркестра и хора, что
отличает его творчество от более поздней классической оперной модели.
Превосходный мелодист, он в качестве основного выразительного средства
предпочитал использовать не мелодию, а насыщенное и экспрессивное употребление
гармонии, что отличало оперный стиль Рамо от других композиторов.
Рамо принадлежат также семь
неопубликованных при жизни кантат, в том числе «Фетида» и «Нетерпение».
Популярный у современных хористов «Гимн ночи» в действительности не сочинение
Рамо, а выполненная Жаном Нуайоном (1888-1962) обработка для хора темы дуэта жриц из
оперы «Ипполит и Арисия».
Скончался в Париже 12 сентября 1764 года в возрасте 80-ти лет.
Признание
После смерти Рамо его наследие надолго затмила слава Глюка как реформатора
оперной сцены. На протяжении XIX столетия Рамо забыли и почти не исполняли, хотя его
музыку внимательно изучали Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер. Лишь на рубеже
XIX-XX вв. значение Рамо и его музыки стало расти.
В июне 1903 года Клод Дебюсси, присутствовал на представлении балета Рамо
«Гирлянда», в конце которого он кричал: «Да здравствует Рамо! Долой Глюка!». По
воспоминаниям критика Луи Лалуа, именно с этого дня следует датировать особенную
привязанность Дебюсси к Рамо. По мнению Дебюсси, огромный вклад Рамо в том, что он
сумел открыть "чуткость в гармонии"; в том, что ему удалось запечатлеть некоторые
краски, некоторые нюансы, о которых у музыкантов до него было лишь смутное
представление. Рамо, хотят этого или нет - одна из самых надёжных основ музыки, и
можно без страха двигаться по прекрасному пути, им намеченному, вопреки
варварским топтаниям на месте и заблуждениям, которые его загрязняют. Поэтому же
надо его любить с тем нежным почтением, которое сохраняется по отношению к
предкам, немного неприятным, но умевшим так красиво говорить правду.
По материалам Википедии