Детство
Иван Владимирович Латышев родился 25 ноября 1965 года в театральной семье. Его отец,
Владимир Александрович Латышев, был известным театральным и телевизионным
режиссером. В 80-е годы он поставил ряд фильмов-спектаклей, среди которых:
«Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита», «День на двоих», «Омут».
Мама, Наталья Александровна Латышева, много лет работает педагогом по
сценической речи в СПГАТИ. Непосредственное отношение к театру имеют и другие
родственники. Бабушка, Ольга Ивановна Гудим-Левкович, была актрисой, выступала в
БДТ и других театрах. Дед, Александр Александрович Клесов, был артистом балета и
эстрады. Самый же известный из родственников - дядя, Кирилл Юрьевич Лавров -
всенародно любимый актер кино и театра.
Жизнь семьи Ивана Латышева, его близких и знакомых, была замкнута на театр,
который для них являлся одновременно и Храмом и Домом. Было бы странным, если бы
мальчик в итоге выбрал бы другую профессию. Впрочем, в детстве он не особо
задумывался о будущем, просто ему безумно нравилось то, чем занимался отец. А еще
Иван, как и все мальчишки, мечтал о чем-то романтическом. Например, представлял
себя водителем-дальнобойщиком. Дорога, дальние поездки...
Осознанное желание связать свою жизнь со сценой пришло к Ивану Латышеву позже, в
результате постоянного общения с этой средой. Иван Владимирович рассказывает: «...
момент, когда я вдруг очень хорошо понял, что буду поступать в Театральный, связан
с Малым драматическим. Мы тогда общались с Сергеем Власовым, я пришел к нему и
вышел на сцену перед пустым залом. Сразу все встало на свои места. По моим
ощущениям, это самый теплый, потрясающий по своему уюту зал - из тех, где мне
приходилось играть. Там хорошо работать...»
Родители не направляли и не отговаривали Ивана от актерской стези. Просто
предупредили, что это тяжелая и безумная жизнь. Но разве можно остановить
человека, который однажды заразился вирусом сцены. В итоге они отвели сына в
Учебный театр, и Иван год до поступления в институт проработал монтировщиком
сцены.
Актер. Театр, кино и телевидение
В 1987 году Иван Латышев окончил актерский факультет ЛГИТМиКа, где обучался на
курсе Аркадия Кацмана. Иван Владимирович с теплотой и благодарностью вспоминает
о своем наставнике, который многому научил своих учеников.
После окончания института Иван Латышев отыграл один сезон в ленинградском Малом
драматическом театре. В 1988 году он был принят в труппу Санкт-Петербургского ТЮЗа
им.Брянцева, где отработал до 1994 года. Актер был занят в спектаклях: «Эквус» (Алан
Стрэнг), «Сон на Нере» (Лель), «Преступление и наказание» (Раскольников).
Тогда же Иван Латышев начал сниматься. В 1991 году он сыграл роль Константина
Адамовича в лирико-драматическом фильме «
Дом на песке»,
поставленном режиссером Нийоле Адоменайте по рассказу Татьяны Толстой «Соня» и
повествующем о ленинградской интеллигенции конца 30-х - начала 40-х годов.
Впрочем, с кинематографом у Ивана Латышева романа как-то не сложилось. Пара ролей -
и все. А вот с телевидением - другое дело. В 90-е годы он много и интересно снимался в
фильмах-спектаклях, поставленных на 5-м канале.
В 1992 году он исполнил главную роль в экранизации самого известного романа Роберта
Ханлайна «Дорога в небо». Его героем стал ученый-изобретатель Дэн Дейвис, который,
столкнувшись с предательством друга и невесты, решает отправиться в будущее.
Среди других работ Латышева: Лорин в фильме-спектакле «
Замок в ущелье Гина» (по мотивам западноевропейских сказок), Кащей в
фильме-спектакле «
Тихое
подземелье», Король Астор в фильме-спектакле «
Белоснежка и семь гномов» (по мотивам сказки братьев Гримм),
Франческо в фильме-спектакле «
Дары Феи» (по мотивам
итальянских народных сказок), Тайрон в фильме-спектакле «
Вошедший в сияние» (по мотивам западноевропейских сказок).
Режиссер
Как говорит сам Иван Владимирович: «Постановкой спектаклей я занялся потому, что
мне нравится работать с людьми, нравится, когда они делают что-то такое, чего сами
от себя не ожидают и я этого не ожидаю». Свою первую постанову - спектакль «Леший» -
Иван Латышев осуществил в 2000 году совместно с режиссером Григорием Козловым на
сцене Санкт-Петербургского ТЮЗа. Спектакль стал событием в театральной жизни
Санкт-Петрбурга. Театральный критик Юлия Акимова писала: «Легкий, тонкий, нервный,
лирический спектакль выстроен именно по режиссерским составляющим - атмосфера,
ритм, язык, чувство целого. Актер Иван Латышев, сыгравший Михаила Львовича
Хрущова, Лешего, несомненно обладает режиссерским сознанием. И как его Леший
сажает и бережет леса, так и Латышев стал лешим, лесником, вырастившим этот
спектакль».
В 2001 году на сцене ТЮЗа вышел спектакль Ивана Латышева «Рождество 1942, или Письма о
Волге». Необычность этой постановки заключалась в том, что за основу был взят
документальный материал - письма немецких солдат и офицеров из-под Сталинграда.
Режиссер отмечал: «Самое главное - у зрителя не должно возникать ощущения, что это
- немецкий материал. Мы в принципе против войны. Наш спектакль - о жизни на грани
смерти». Спектакль «Рождество 1942, или Письма о Волге» оценили и зрители, и
специалисты, он становился лауреатом театральных премий «Золотой софит»,
«Золотая маска», фестивалей «Радуга», «Новая драма», «Реальный театр» и многих
других.
В 2011 году на сцене Театра Комиссаржевской зрителям был представлен спектакль «
Любящий тебя Достоевский», в котором Иван Латышев выступил в
качестве режиссера, сценограф и автора музыкального сопровождения (совместно с
Виталием Салтыковым). Спектакль отмечало новое прочтение образа великого
русского писателя. Латышев обратился к периоду жизни Федора Михайловича
Достоевского, когда он скрывался от кредиторов за границей и проводил много
времени в казино. За основу постановки режиссер взял подлинную переписку
писателя с его второй женой Анной Григорьевной. В результате Достоевский
предстал не монументальным писателем-классиком, а живым человеком, с присущими
ему слабостями.
Очередную постановку -
спектакль «Любка» (по одноименной повести Д.Рубиной) - Иван Латышев осуществил в
2012 году в театральной компании «Открытое пространство» поставил. Новая работа
Латышева - это история трех женщин, чьи судьбы переплелись в послевоенные годы на
фоне сталинских репрессий.