Леонард Бернстайн - американский композитор, пианист, дирижёр и популяризатор
академической музыки. Главный дирижёр Нью-Йоркской филармонии (1958 - 1969).
Дирижировал многими ведущими оркестрами мира, впервые исполнил некоторые
произведения американских композиторов. Автор балетов, симфоний, мюзиклов и
других музыкальных произведений.
Человек невероятной энергии, талантливый композитор, выдающийся деятель
американского искусства XX столетия, значимая фигура в музыкальной культуре США -
любое из этих определений не описывает полностью того человека, коим в
действительности являлся знаменитый Леонард Бернстайн.
На протяжении всей сознательной жизни его окружали разговоры: неиссякаемый поток
комментариев, слухов, домыслов, мнений, оценок. Любое его действие, слово,
творческие успехи - всё оказывалось под пристальным наблюдением и анализом
прессы, поклонников и критиков. Это та цена, которую Бернстайн платил за свою
популярность и неординарный талант, неукоснительно отстаивая своё право быть
тем, кем он себя ощущал.
Детство и юность
Леонард Бернстайн родился в американском городе Лоренс, расположенном на
северо-востоке страны, в штате Массачусетс, 25 августа 1918 года. Отец семейства, Сэм
Бернстайн, имел украинское происхождение. В молодости он эмигрировал в Нью-Йорк в
стремлении начать следовать собственным путём к успеху в стране, которая, как
казалось, предоставляла для этого все возможности. Некоторое время Сэму
приходилось работать на самых низкооплачиваемых должностях, уборщиком, пока его
дядя не помог ему устроиться менеджером в свою парикмахерскую. Затем старший
Бернстайн организовал собственный бизнес по распространению косметических
средств. Леонард рос в семье, где прагматизм и твёрдый расчёт преобладал над
творческим началом. С детства мальчика учили тому, что успех исходит
исключительно из трудолюбия и верности материальным принципам, а занятия
искусством не способны приносить доход и стать основой для накопления солидной
финансовой базы для безбедной жизни.
Когда Леонарду исполнилось 10 лет, он, вопреки отцовским заветам, увлёкся игрой на
пианино. Одна из многочисленных родственниц, разводясь с супругом, привезла в дом
Бернстайн музыкальный инструмент и оставила его там на хранение. Леонард
стремился научиться играть с пылкостью, энтузиазмом и горячностью, свойственной
юному возрасту. Отец оценил рвение наследника, и уже через некоторое время
мальчик получил в подарок небольшой рояль.
Бернстайн учился в Бостонской Латинской школе, затем - в Гарвардском
университете, где его преподавателем по теории музыки был Артур Тиллман Мерритт.
В дальнейшем Бернстайн в течение целого года совершенствовал свои технические
навыки в одной из самых престижных консерваторий страны - Кёртисовском институте
музыки в Филадельфии. Там Леонарду довелось познакомиться с известным дирижёром
Фрицем Райнером, который был свято убеждён в том, что истинное совершенное
звучание музыки достигается "мозаичным" путём, то есть через создание цельного
образа из деталей: каждый пассаж, короткая фраза имеют значение. Однако в этот
период, несмотря на авторитет наставника, Леонард начинает склоняться к иному
мнению, стараясь выразить, что в музыке техника не имеет первостепенного
значения, а важен эмоциональный авторский посыл.
Карьера
Однажды в 1937 году Леонард посетил симфонический концерт в Бостоне. Музыка
исполнялась оркестром под руководством греческого дирижёра Димитриса
Митропулоса. Сердце Бернстайна ликовало и пело, восхищение переполняло душу. Этот
момент определил будущую судьбу композитора и укрепил его веру в то, что
композиция и занятия музыкой являются его высшим предназначением - делом,
которому он готов посвятить всю свою жизнь без остатка.
В 1940 году, будучи в составе авангардной студенческой группы, Бернстайн
познакомился с дирижёром Сергеем Кусевицким, в лице которого обрёл не только
мудрого преподавателя, но и единомышленника, разделяющего его взгляды
относительно средств выражения мощи и красоты музыки. После окончания обучения
Бернстайн получил должность ассистента дирижёра в филармонии в Нью-Йорке. В
период с 1945-го по 1947-й гг. Леонард уже руководил оркестром театра "New York City Center" и
гастролировал по городам США, Израиля и Европы.
Интересно, что своим первоначальным успехом Бернстайн обязан военному призыву. В
1943 году, когда Леонард уже получил статус выпускника и отчаянно искал работу по
специальности, в музыкальных учреждениях страны образовался жёсткий недобор
сотрудников: музыканты были отправлены исполнять воинский долг. Бернстайн на тот
момент обзавёлся сомнительной рекомендацией, в которой был указан тот факт, что
молодой человек страдает астмой и в целом имеет слабое здоровье. Однако в ноябре
именно Леонард встал за дирижёрский пульт в зале Нью-Йоркской филармонии.
Руководство на свой страх и риск, от безысходности и отсутствия достойной
альтернативы, пригласило молодого и никому ещё не известного Бернстайна в
качестве дирижёра. Первый же концерт имел ошеломительный успех, который получил
отражение в хвалебной статье авторитетной газеты «Таймс». К концу музыкального
сезона Бернстайн уже имел в своём багаже 11 блестяще отыгранных концертов.
Бернстайн занимал должность музыкального руководителя филармонии в Нью-Йорке с
1958-го по 1969-й гг. Его дебют в 1943 году
в статусе дирижёра был отмечен ажиотажем прежде всего потому, что в заявленной
программе значился «Дон Кихот» Рихарда Штрауса - симфоническая поэма невероятной
сложности. Бернстайн умело справился с возложенной на него ответственностью, что
стало началом его успешной карьеры.
В конце 1950-х годов имя композитора было на слуху у всей страны: он выступал на так
называемых концертах для молодёжи. Эти события транслировались по телевидению,
что привлекало множество зрителей и способствовало распространению интереса к
классической музыке среди населения всех возрастов и социальных статусов.
В 1961 году Бернстайн представил слушателям полный симфонический цикл, посвящённый
австрийскому композитору Густаву Малеру. Событие имело огромное культурное
значение - именно оно послужило отправной точкой к началу возрождения интереса к
симфониям Малера.
Бернстайн трижды становился обладателем премии «Тони»: в 1953 году (за мюзикл
«Чудесный город»), в 1958 году (за постановку «Вестсайдской истории») и в
1969 году, когда композитору досталась специальная награда «Тони» за достижения в
театральной сфере. Далее три года подряд - в 1962-м, 1963-м и 1964-м - Бернстайн стал
лауреатом премии «Грэмми», завоевав три статуэтки в номинации «Лучший альбом для
детей». Особое внимание заслужили симфонические альбомы «Петя и Волк /
Щелкунчик», «Карнавал животных / Путеводитель по оркестру для юных слушателей»,
«Леонард Бернстайн дирижирует для молодёжи».
Личная жизнь
В 1951 году Бернстайн женился на Фелиции Монтеалегре, актрисе чилийского
происхождения. В дальнейшем Леонард стал отцом троих детей - Джейми, Александра и
Нины.
В 1950-х годах Бернстайн активно гастролировал, он приобрёл известность и
признание, располагал возможностью пожинать плоды своей успешной творческой
реализации, выступал на мастер-классах и телевидении. В тот же период у
композитора начались проблем со здоровьем, ему была диагностирована эмфизема
лёгких. Однако врачебное заключение не повлияло на привычки Леонарда, и он
продолжал курить. В 1976 году жена Леонарда заболела раком лёгких, и композитор
испытывал чувство вины за страдания близкого человека.
Тем не менее Бернстайн, несмотря на то, что супружеская жизнь давно уже не
напоминала идиллическую картину, старался постоянно находиться рядом с женой. Он
заботился о смертельно больной женщине вплоть до её последних дней. Фелиция
умерла через два года. Леонард продолжил преподавать и давать концерты, однако
многие друзья и коллеги отметили, что характер его стал более резким, а суждения
категоричными, не терпящими возражений.
В октябре 1990 года Бернстайн сделал публичное заявление о том, что завершает свою
профессиональную деятельность. В том же месяце, буквально через пять дней после
объявления, композитор скончался от сердечного приступа. Его похоронили на
кладбище Грин-Вуд, в Бруклине.
Послесловие
Невзирая на выраженную противоречивость, которая сопровождала рабочую
деятельность и личную жизнь, Леонард Бернстайн сумел стать одним из самых
известных и востребованных композиторов своего времени. Секрет такого успеха,
вероятно, заключён в неподдельной страсти, которая, словно живительная
родниковая вода, питала творческий процесс и передавалась впоследствии каждому,
кто слушал и слышал музыку, от сердца к сердцу.
По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о
классической музыке "BBC Music Magazine" среди ста дирижёров из разных стран, Леонард
Бернстайн занял второе место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров
всех времён. Введён в Зал славы журнала «Gramophone».
По материалам Википедии и soundtimes.ru