Орлова Вера Георгиевна (Вера Аренская; 1894 - 1977) - российская актриса театра и кино.
Сегодня имя Веры Орловой вряд ли кто-то вспомнит, кроме историков театра и кино, а
кто-то, может быть, даже перепутает актрису с её тёзкой , снимавшейся в комедиях
Константина Юдина и Ивана Лукинского. Расцвет творческой деятельности Орловой
пришёлся на десятые и двадцатые годы ХХ-го столетия, время становления молодого
искусства кино.
Ранние годы
Родилась 27 мая 1894 г. в деревне Куково Рязанской губернии. Её родители Георгий
Павлович (умер в 1937 году) и Екатерина Корнильевна (умерла в 1930 году) Орловы были
уроженцами деревень Рязанской губернии Зарайского уезда. Отец, пройдя военную
службу, переехал с семьёй в Москву, работал краснодеревщиком и столяром.
Вера училась в начальной школе на Арбате, потом - в профессиональной школе кройки
и шитья. В 1906 году поступила в четвёртый класс женской гимназии Румянцевой,
окончила её в 1910-м, после чего, ввиду тяжёлого материального положения семьи,
вынуждена была устроиться конторщицей на Московскую городскую станцию казённых
железных дорог. Параллельно произошло её увлечение музыкой и театром. Одна
знакомая старушка преподавала ей музыкальные азы, брала её с собой на концерты, а
знакомство с артистом МХТ Николаем Осиповичем Массалитиновым позволило Вере
подготовиться к вступительному экзамену в этот театр. Для этого она выбрала
письмо Вареньки из «Бедных людей» Ф.М. Достоевского, прочла его перед комиссией и
в сентябре 1913 года была принята в труппу Художественного театра. Сыграла там Машу
в «Нахлебнике» И.С. Тургенева, Наташу в «На дне» М. Горького, Воду в «Синей птице» М.
Метерлинка и другие роли.
Карьера в театре
В 1913-1915 гг. - училась в Школе МХТ.
В 1913-1924 гг. - актриса МХАТа.
В 1924-1936 гг. - актриса МХАТа второго.
В 1945-1951 - актриса Театра-студии киноактёра.
В 1915 году Вера Орлова вышла замуж за артиста Петра Алексеевича Бакшеева (1886-1929),
вместе с которым оказалась в «качаловской» группе, в её составе в 1919 году выехала
на гастроли на юг России, а затем за границу, гастролировала в Болгарии,
Чехословацкой Республике, Австрии, Германии. Играла ведущие роли: Катерину
Ивановну («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского), Верочку («Осенние скрипки» И.Д.
Сургучёва), Наташу («Три сестры» А.П. Чехова), Веру Николаевну («Где тонко, там и
рвётся» И.С. Тургенева), Лицци («Потоп» Г. Бергера), Дуняшу («Вишнёвый сад» А.П.
Чехова).
Вернувшись в СССР в 1922 году, Вера Георгиевна один сезон отработала во МХАТе, затем
начала сотрудничество с Первой студией Художественного театра, которая в 1924 году
преобразовалась во МХАТ 2-й. Не смотря на то, что она плотно была занята в его
репертуаре, актёрских свершений в этой труппе у неё не случилось. Были удачные
выходы в ролях Мей («Сверчок на печи» Ч. Диккенса), Луизы Франсуазы Конт («Взятие
Бастилии» Р. Роллана), Клитемнестры («Орестей» Эсхила), кулачихи Марьи («Часовщик и
курица» И.А. Кочерги), Хасинты («Испанский священник» Б. Френсиса и Д. Флетчера), но
они не стали значимыми для актрисы.
Карьера в кино
В кино с 1915 года, за три года работы в дореволюционном кино сыграла в 30-ти фильмах.
Первая роль - главная роль крестьянской девушки в фильме «Чайка» (по модному
романсу тех лет «Вот вспыхнуло утро, над озером чайка летит»).
В период с 1915 по 1918 годы Вера Георгиевна входила в число первых королев экрана, её
снимал в своих фильмах один из лучших режиссёров дореволюционного и раннего
советского кинематографа Яков Протазанов , по сути, он её открыл для кино. В его
фильмах она сыграла лучшие свои роли: Дашу в «Николае Ставрогине», Лизу в «Пиковой
даме», Таню в «Андрее Кожухове», распутная дочь купца, соблазнявшая Сергия в
фильме «Отце Сергии». В каждой из этих картин партнёром Орловой выступал Иван
Мозжухин , самый одарённый артист дореволюционного кино, лишённый наигрыша и
излишней манерности, достигший в своей игре настоящих трагических глубин.
Яков Протазанов не забыл Орлову и в советском кинематографе. В 1924 году он
пригласил актрису на роль простой девушки Маши, невесты красноармейца Гусева, в
фантастическую картину «
Аэлита» по роману А.Н. Толстого,
работа в которой стала для Орловой одной из удачных. Но в дальнейшем всё
складывалось уже не столь успешно. Роли в звуковых фильмах прошли фактически
незамеченными. Последним появлением Орловой на экране стала роль матери Анны
Бедфорд в незавершённом фильме Александра Довженко «Прощай, Америка» (1951),
возможность увидеть который впервые появилась только в 1990-е годы после премьеры
на фестивале архивного кино «Белые столбы».
Но случилось так, что с приходом звука Орлова фактически сошла с экранов, да и
удачно начавшаяся карьера театральной актрисы прекратилась в один миг.
В последний период жизни Веру Орлову вспоминали, пожалуй, только в связи с
упоминаниями о Протазанове и ранним периодом деятельности МХТ. А, судя по фильмам,
актриса она была замечательная - вдумчивая, с ярко выраженным драматическим
талантом. Чтобы понять это, достаточно посмотреть её глубоко трагичную работу в
новелле «Бесценная голова» Боевого киносборника № 10 (1942) в постановке Бориса
Барнета, где ею с большим надрывом была передана драма убитой горем матери.
Дальнейшая судьба
С момента закрытия МХАТа 2-го в 1936 году Вера Орлова некоторое время играла в
Научно-звёздном театре при Московском планетарии, в 1943 году была принята в
актёрский штат киностудии «Мосфильм», а в 1945-м - в труппу вновь созданного
Государственного театра киноактёра, играла в первых его спектаклях: «Молодая
гвардия» А.А. Фадеева (дама в квартире), «Счастье Гарри Смита» К.М. Симонова (мать
Гарри Смита), «Старые друзья» Л.А. Малюгина (Лизавета Ивановна), «Флаг адмирала»
А.П. Штейна (Екатерина II) и других.
В мае 1951 года актриса была уволена из театра по сокращению штатов. В этот момент
она уже была персональной пенсионеркой республиканского значения и, вероятно,
кроме работы, ни в чём не нуждалась. В дальнейшем имя Орловой мелькнуло лишь
дважды: она написала статью «Четверть века спустя» (1957) для сборника, посвящённого
Якову Протазанову, и приняла участие в озвучивании мультфильма «Петя и Красная
шапочка» (1958).
Личная жизнь
В 1915 году вышла замуж за актёра МХАТа Петра Бакшеева . Но брак продержался не
долго.
С 1926 года Вера Орлова была вторично замужем за филологом и драматургом Павлом
Антоновичем Аренским (1887-1941), который в 1937 году был арестован, осуждён на 5 лет
исправительно-трудовых лагерей и умер в заключении в 1941 году.
Больше замуж Вера Георгиевна не выходила, последние годы проживала в Доме
ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной. На пребывание в этой больнице, по рассказам,
она смотрела, как на последнюю инстанцию перед встречей с Богом.
Похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.
(С использованием информации с сайта
Тремасов.ру ).