Владимир Васильевич Максимов
(настоящая фамилия Самусь) - русский и советский актёр театра и кино. Заслуженный
артист РСФСР (1925).
Владимир Максимов родился 27 (15) июля 1880 года в Санкт-Петербурге, некоторое время
учился на юридическом факультете Петербургского университета, в 1902 году окончил
Императорское Училище правоведения, но юристом не стал - в 1904 году он поступил в
студию при Художественном театре (МХТ).
Максимов обладал хорошими внешними данными, красивым голосом, пластичностью,
легкой эмоциональной возбудимостью и имел успех как на сцене, так и на экране. В
1904-1906 годах он служил в Художественном театре; среди сыгранных им ролей - Дмитрий
Шуйский в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» и Треплев в «Чайке». В 1905 году
участвовал в эксперименте К. Станиславского и Вс. Мейерхольда под названием
«Студия на Поварской».
В 1906 году актёр перешёл в Малый театр, играл, в частности, Молчалина в «Горе от ума»
и Глумова в пьесе А. Н. Островского «Бешеные деньги».
В 1909 году Максимов гастролировал с труппой Н. Н. Синельникова в Екатеринодаре, в 1910
году на сцене театра Незлобина играл Армана Дюваля в «Даме с камелиями» А.
Дюма-сына. В 1911 году вернулся в Малый театр, где служил до 1918 года.
В 1918 году в Петрограде Максимов принял участие в создании Большого
драматического театра и стал одним из ведущих его актёров. В спектакле «Дон
Карлос» по трагедии Ф. Шиллера, которым 15 февраля 1919 года открылся БДТ, он играл
заглавную роль.
В 1924 году Максимов покинул Большой драматический, недолгое время был актёром
театра Государственного народного дома; в 1925-1926 годах выступал на сцене театра
«Комедия» в качестве партнёра Елены Грановской. В дальнейшем выступал на эстраде
как чтец, участвовал в цирковых представлениях.
Владимир Максимов был одним из самых популярных актёров немого кино. Дебютировал
в кинематографе в 1910 году в фильме Василия Гончарова «
В полночь на кладбище», снялся более чем в 60 фильмах. Коронным для
Максимова стал образ «слащавого любовника в безукоризненном фраке», который он
впервые создал в салонной мелодраме «
Труп № 1346» (1912). В последний раз
появился на экране в 1926 году, сыграв Александра I в фильме Александра Ивановского
«
Декабристы».
В 1915 году Максимов попробовал свои силы в кинорежиссуре, снял 6 фильмов, лишь один
из которых - «
Мурочка-маникюрочка» - вызвал более или менее одобрительные отзывы
критики. Начал он с экранизации скандальных уголовных дел («
В золотой паутине Москвы» по материалам дела Прасолова,
«Московский волк»), затем экранизировал скандальный роман Арцыбашева «
У
последней черты», фильм навлёк на себя единодушный гнев критики, упрекавшей его
в халтурности и порнографии. В 1917 году Максимов снял ещё 2 фильма, но больше к
режиссуре не возвращался.
С 1924 года Максимов занимался также педагогической деятельностью, преподавал в
Ленинградском институте сценических искусств.
Ушел из жизни 22 марта 1937 года.