Морони Олсен (англ. Moroni Olsen) - американский актёр театра и кино, наиболее известный
по ролям в фильмах 1940-50-х годов.
Ранние годы и начало карьеры
Морони Олсен родился 27 июня 1889 года в Огдене, штат Юта, младшим из троих детей в
семье норвежских эмигрантов. Он вырос в Огдене, где и закончил среднюю школу. Как
отмечает историк кино Карен Хэннсберри, «хотя до 13 лет Олсен не видел ни одного
спектакля, театр мгновенно пленил его и он решил посвятить жизнь актёрской игре».
Сыграв свою первую роль на сцене в старшем классе школы, Олсен затем организовал
труппу под названием «Бродяги», которая выступала с одноактными спектаклями
перед жителям отделённых поселений округа.
После окончания школы Олсен поступил в Университет Юты в Солт-Лейк-Сити, однако
большую часть времени проводил, играя эпизодические роли в местном театре.
Позднее он получил диплом Драматической школы Леланда Пауэрса при Бостонском
театре, после чего вернулся домой, чтобы преподавать искусство сценической речи в
одной из школ Огдена.
Театральная карьера в 1920-30-е годы
Два года спустя Олсен начал работать как актёр и постановщик в системе
гастролирующих театров Шатокуа. В 1920 году во время игры в одном из театров
Шатокуа, на Олсена обратил внимание режиссёр Морис Браун, взяв его на роль Ясона в
свою бродвейскую постановку трагедии «Медея». Вслед за этим Олсен сыграл в таких
престижных постановках, как трагедия «Процесс над Жанной д’Арк» (1921), трагедия
«Ифигения в Авлиде» (1921), «Великий путь» (1921), «Мистер Фауст» (1922) и комедия
«Кандида» (1922).
В 1920-е годы Олсен продолжил заниматься преподаванием актёрского мастерства,
возглавив кафедру драмы в Художественной школе Корниш в Сиэтле. Затем он
организовал Антрепризу Морони Олсена (англ. Moroni Olsen Repertory Company), которая с успехом
гастролировала по стране в течение почти восьми лет, после чего возглавил
театральную школу Леланда Пауэрса в Бостоне.
В 1933 году Олсен возобновил бродвейскую карьеру, добившись признания за
исполнение роли Джона Нокса в спектакле «
Мария Шотландская» (248 представлений) с Хелен Хэйес в главной роли, а
позднее сыграв вместе с Кэтрин Корнелл в «Ромео и Джульетте» (1933-34) и «Барретты с
Уимпоул-стрит».
Карьера в кино в 1935-1954 годах
Как отмечает историк кино Хэл Эриксон, «после нескольких успешных сезонов на
Бродвее Олсен пришёл в кино». В 1935 году он подписал контракт с кинокомпанией RKO,
дебютировав на большом экране в роли Портоса в приключенческой ленте «Три
мушкетёра» (1935), которую Эриксон назвал «самой скучной из всех киноверсий романа»,
отметив «невдохновляющую игру» исполнителей всех главных ролей, включая Олсена.
В том же году он сыграл историческую личность стрелка и предпринимателя по
прозвищу
Баффало Билл в
биографической ленте о снайперше «
Энни Окли» (1935) с Барбарой
Стэнвик в заглавной роли, а также в посредственном комедийном детективе «Семь
ключей к „Болдпейту“» (1935) с участием Джина Рэймонда .
По мнению Эриксона, «хотя многие последующие роли были не на его уровне, Олсен
почти всегда превосходил материал». В частности, в посредственной в целом комедии
«Мальчики мумии» (1936) Олсен «зажигает экран своим ужасающим образом безумного
доктора Стерлинга». В том же году Олсен сыграл в исторической картине Джона Форда
на студии RKO «
Мария Шотландская» (1936) с Кэтрин Хепбёрн в главной роли, повторив роль
лорда Нокса, которую он играл в одноимённой бродвейской постановке.
Как отмечает Хэннсберри, студия RKO продолжала «загружать Олсена работой до конца
десятилетия». Он сыграл лейтенанта полиции в судебной мелодраме «Кресло
свидетеля» (1936), сенатора - в звёздном романтическом вестерне студии MGM «Золото
там, где его найдёшь» (1938), надзирателя - в криминальной мелодраме «
Невидимые полосы» (1939), а также адвоката - в мелодраме «
Пыль будет моей судьбой» (1939). В последней картине, по словам историка
кино Крейга Батлера, Олсен «справляется со сценами в суде с драматической
искренностью». В 1939 году Олсен во второй раз в своей карьере сыграл в «Трёх
мушкетёрах». На этот раз это была небольшая роль пристава в эксцентрической
комедии с Дон Амичи в роли д’Артаньяна и братьями Ритц в роли трёх тупоголовых
лакеев, которые вынуждены заменять напившихся до невменяемости мушкетёров.
Как пишет Хэннсберри, «с наступлением 1940-х годов актёр подписал контракт с Warner Bros.,
показав свою аристократическую осанку в таких популярных исторических фильмах»,
как «Бригэм Янг» (1940), «
Дорога на Санта-Фе» (1940), где Олсен сыграл генерала Роберта Ли, и «
Один шаг в раю» (1941), который был номинирован на «Оскар» как лучшая
картина. Менее успешными для Олсена были такие «провальные», по словам
Хэннсберри, картины, как слабая военная комедия «Три сына при оружии» (1941),
музыкальная шпионская пародия «На корабле» (1942) и бессодержательный фильм «Мой
любимый шпион» (1942) с руководителем оркестра Кэем Кайзером в главной роли. В том
же году в удачном фильме нуар «
Стеклянный ключ» (1942) Олсен сыграл сенатора Ральфа Генри. Как отметил
Хэннсберри, фильм «получил высокие оценки критики, один из которых назвал его
„увлекательным детективом“».
В 1943-44 годах году Олсен сыграл роли второго плана в серии значимых картин, среди
них религиозная мелодрама «
Песня
Бернадетт» (1943) с Дженнифер Джонс в роли крестьянской девушки, которая видит
Деву Марию, пропагандистская лента военного времени «
Миссия в
Москву» (1943), биографическая драма «
Мадам Кюри» (1943) с Грир
Гарсон в заглавной роли, военный фильм «
Тридцать секунд над Токио» (1944), крупнобюджетная
приключенческая мелодрама «
Женщина-кобра»
(1944) и биографический вестерн «
Баффало Билл»
(1944).
Год спустя он сыграл в комедийной мелодраме со звёздным актёрским составом
«Уикенд в Уолдорфе» (1945), который был своеобразным ремейком классической картины
«Гранд-отель» (1932), а также в коммерчески успешной послевоенной мелодраме
«Гордость морпехов» (1945) с Джон Гарфилдом в роли ослепшего во время войны солдата.
Одной из наиболее успешных картин этого года стал фильм нуар Майкла Кёртиса «
Милдред Пирс» (1945). Хотя почти всё внимание и восхищение критики
получила игра Джоан Кроуфорд , которая за эту роль получила «Оскар», некоторые
рецензенты отметили и игру Олсена, который создал образ искусного полицейского. В
частности, обозреватель «The Hollywood Review »назвал его игру «по-настоящему отличной», а
Ред Кэнн из «Motion Picture Herald» пришёл к заключению, что его игра была «особенно
сильной».
В 1946 году Олсен сыграл агента секретной службы в шпионском нуаре Альфреда Хичкока
«
Дурная слава» (1946) с Кэри Грантом и Ингрид Бергман , а также приходского
священника в исторической нуаровой мелодраме «
Странная женщина» (1946) с Хеди Ламарр , год спустя он появился в приятной
комедии с Уильямом Пауэллом «
Жизнь с отцом»
(1947). В том же году вышел фильм нуар «
Одержимая» (1947). Фильм
получил благоприятные отзывы, главным образом благодаря игре Кроуфорд, которая,
по словам журнала «Variety», полностью доминирует в этой картине, затмевая своих
выдающихся партнёров». Несмотря на сравнительно небольшую роль Олсена в этой
картине, Лоуэлл Е. Ридилингс из «Hollywood Citizen-News» отметил его «первоклассную» игру, а
Гаррисон Кэрролл из Los Angeles Herald-Express включил актёра в свою восторженную оценку
«великолепного»
актёрского состава фильма.
На протяжении нескольких последующих лет Олсен, по словам Хэннсберри, «продолжал
сниматься в критически и коммерчески успешных фильмах». Среди них шикарный
библейский эпик «
Самсон и
Далила» (1949) с Виктором Мэтьюром и Хеди Ламарр в главных ролях, военная драма «
Спецотряд» (1949) с Гэри Купером , мелодрама «
Отец невесты» (1950)
и его сиквел «Небольшой дивиденд отца» (1951), где Олсен сыграл свёкра Элизабет
Тейлор , вестерн «
Одинокая
звезда» (1952) с Кларком Гейблом и Авой Гарднер , где Олсен предстал в качестве
первого президента Техасской республики Сэма Хьюстона и др.
В возрасте 63 лет Олсен третий раз в карьере работал с материалом на основе романа
«Три мушкетёра», сыграв состарившегося Портоса в приключенческой ленте «На
острие шпаги» (1952), где места знаменитых мушкетёров занимают их дети, среди них с
Корнел Уайлд в роли Д’Артаньяна-младшего. Одной из последних киноработ Олсена
стала роль Папы Льва I в исторической драме времён Римской империи «
Знак язычника» (1954). Позднее в том же году он сыграл в популярной комедии
«
Длинный, длинный трейлер» (1954) с Люсиль Болл и Дези Арназ . Этот
фильм стал для Олсена последним в карьере.
Актёрское амплуа и оценка творчества
По описанию Эриксона, Олсен был «высоким, крепким, лысеющим актёром с
пронзительным взглядом». Как указывает Хэннсберри, Олсена однажды метко описали
как актёра, обладающего «сильным, суровым лицом, голосом глубокого и мощного
тембра и физическими данными, которые сразу производят впечатление». По словам
Хэннсберри, «известный как один из самых надёжных характерных актёров Голливуда,
за свою 35-летнюю карьеру Олсен сыграл более чем в 100 фильмах, где его партнёрами
были такие звёзды, как Кларк Гейбл, Джоан Кроуфорд и Спенсер Трэйси ». Олсен часто
играл священнослужителей, врачей и копов, при этом, как добавил Эриксон,
«благодаря аристократической осанке и классически поставленному голосу Олсена
часто приглашали играть знаменитых исторических личностей». Как написал историк
кино Гэри Брамбург, «величественные, пугающие черты Олсена были очень
востребованы в 1940-50-е годы, когда он играл коррумпированных злодеев, упрямых
инспекторов, серьёзных врачей, энергичных проповедников, влиятельных адвокатов и
других значимых людей. Даже его вежливые и где-то дружелюбные персонажи на
мгновение вызывали беспокойство».
Прочая деятельность
В 1937 году Олсен сыграл уникальную для себя роль, став закадровым голосом
Волшебного зеркала в классической диснеевской сказке «
Белоснежка и семь гномов». Он также обеспечил голос старшего
ангела в классической картине «
Эта замечательная жизнь» (1946).
На протяжении своей актёрской карьеры Олсен параллельно работал режиссёром и
актёром в Театре Пасадены, поставив несколько спектаклей, включая «Первая леди» с
Дэной Эндрюсом и «Мы едем, едем, едем» с Робертом Престоном .
Летом 1954 года Олсен приезжал в родной штат для постановки уличных музыкальных
праздников в Солт-Лейк-Сити и Огдене, которые рассказывали о заселении Юты
первыми поселанцами.
Смерть
В ноябре 1954 года Олсен проводил репетиции спектакля «Трелавни из Веллса», который
через месяц должен был выйти в Театре Пасадены. 22 ноября 1954 года он пожаловался,
что чувствует себя «больным и усталым», после чего отправился в свою
лос-анджелесскую квартиру, где был обнаружен мёртвым. По заключению коронера,
смерть наступила от естественных причин. Согласно современным источникам, Олсен
умер от инфаркта. Ему было 65 лет.
Актёр никогда не был женат.