Моррис Анкрум (англ. Morris Ankrum), полное имя Моррис Уинслоу Анкрум (англ. Morris Winslow Ankrum) -
американский актёр и режиссёр театра, а также актёр кино и телевидения, более
всего известный ролями в фильмах 1930-50-х годов. За время своей кинокарьеры,
охватившей почти 30 лет, Анкрум сыграл более чем в 250 фильмах и сериалах.
Ранние годы жизни и театральная карьера
Моррис Анкрум родился 28 августа 1897 года в Данвилле, Иллинойс. (Согласно некоторым
источникам, имя актёра при рождении - Моррис Нуссбаум (англ. Morris Nussbaum), однако эта
информация не подтверждается официальными источниками). Ещё в юности Моррис
влюбился в актёрскую игру, после того, как впервые попал на спектакль в одном из
театров Чикаго.
До 1910 года Анкрум жил и учился в Данвилле, после чего вместе с матерью и сестрой
переехал в Калифорнию, окончив школу в Лос-Анджелесе. После окончания
Калифорнийского университета в Беркли с дипломом юриста, Анкрум сдал экзамен в
Калифорнийскую ассоциацию адвокатов, а позднее стал помощником профессора
экономики в Калифорнийском университете в Беркли. Во время работы в Университете
Анкрум организовал там небольшой театр, что положило начало его театральной
карьере.
После дебюта на сцене Северного театра Чикаго в спектакле «Зелёная богиня» в 1923
году Анкрум перебрался на Бродвей, где в течение последующие 15 лет сыграл в 11
спектаклях. Среди его работ на бродвейской сцене - спектакли «В соседней комнате»
(1923-24), «Ганнеле» (1924) по пьесе Герхарта Гауптмана, «Синий Пётр» (1925), «Фонтан» (1925-26),
«Слава Аллилуйя» (1926), «Хороший парень» (1926), «Боги молнии» (1928) по пьесе Максвелла
Андерсона с Сильвией Сидни и комедия «Ковбой» (1929). Кроме того, в 1927 году Анкрум был
одним из авторов успешной нью-йоркской комедии «Загадочный человек».
В 1930 году Анкрум вернулся на Западное побережье, где в течение пяти лет проработал
заместителем директора Театра Пасадины. В этот период он играл и ставил десятки
спектаклей, а также вёл
преподавательскую деятельность. В 1934-35 годах Анкрум вновь играл на Бродвее в
спектакле «За воротами» (1934-35), а в 1938-39 годах был продюсером и режиссёром
бродвейских спектаклей «Пролог к славе» (1938) и «Большой удар» (1938-39)[6][5]. В 1939 году
Анкрум также сыграл в нью-йоркском театре Mercury короля Генриха IV в спектакле Орсона
Уэллса «Пять королей».
Затем Анкрум вернулся в Театр Пасадены, где проработал с перерывами до 1963 года.
Кроме того, Анкрум ставил спектакли в театрах Калифорнийского университета,
Такомы и Кармела. В течение двух лет он также был главой факультета драмы
Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, а в начале 1940-х годов был одним из
основателей труппы «Восемнадцать актёров» вместе с женой
Джоан
Вилер и такими кинозвёздами, как Дэна Эндрюс , Виктор Джори и Морони Олсен
.
Карьера в кино
Анкрум начал кинокарьеру с эпизодических ролей в мелодраме «Воссоединение в
Вене» (1933) и в музыкальной комедии «Вставай и пой!» (1934). В 1936 году Анкрум подписал
контракт с Гарри Шерманом, продюсером киновестернов про Хопалонга Кэссиди,
снявшись в течение пяти лет в тринадцати фильмах посвященных этому героя. Как
однажды заметил актёр, он «приехал в Голливуд в год вестернов и только вестернов».
В нескольких фильмах киносериала про Хопалонга Кэссиди, в частности, «Хопалонг
Кэссиди возвращается» (1936), «Пыль от следа» (1936), «Холмы Вайоминга» (1937) и «К северу
от Рио-Гранде» (1937) Анкрум фигурировал в титрах под именем Стивен Моррис (англ. Stephen
Morris). Однако, начиная с 1940 года, актёр уже играл только под именем Моррис Анкрум.
Одну из лучших своих ролей этого периода Анкрум сыграл в вестерне «След бандита»
(1941).
С начала 1940-х годов Анкрум расширил свой актёрский диапазон. В 1942 году Анкрум
сыграл одну из своих лучших ролей в биографическом фильме «
Теннесси Джонсон» (1942) о президенте США Эндрю Джонсоне. Анкрум также
сыграл в таких хитовых фильмах, как романтическая комедия «
Сказки Манхэттена» (1942) с Эдвардом Дж. Робинсоном и Ритой Хэйворт ,
семейный фильм «Человеческая комедия» (1943) с Микки Руни , который Анкрум однажды
назвал своим любимым фильмом, военная драма «Тридцать секунд над Токио» (1944) со
Спенсером Трэйси , военная комедия «Послушай, рядовой Харгроув» (1944) с Робертом
Уокером ст. и музыкальный фильм «
Девушки Харви»
(1946) с Джуди Гарлнд .
В 1940-е годы Анкрум также сыграл помощника окружного прокурора в одном из первых
фильмов нуар «
Ночной кошмар»
(1942), был судьёй в фильме нуар «Почтальон всегда звонит дважды» (1946), а также
появился в нуарах «
Леди в озере» (1947) и
«
Высокая стена» (1947). В 1950 году Анкрум сыграл ещё в трёх фильмах нуар - «
Проклятые не плачут» (1950), «
В
укромном месте» (1950) и «
Саутсайд 1-1000» (1950).
Анкрум также сыграл в фильмах нуар «Пограничная линия» (1950) с Фредом МакМюррэем ,
«
Завтра будет новый день» (1951) со Стивом Кокраном , «Из-за тебя» (1952) с
Лореттой Янг , «
Побег из тюрьмы» (1955) с Уильямом Бендиксом , «
Женщина без мужчин» (1955) с Мари Уиндсор и «
Смерть
негодяя» (1958) с Джорджем Сандерсом .
В 1950-е годы Анкрум также сыграл в многочисленных вестернах, среди них «Веракрус»
(1954) с Гэри Купером и Бёртом Ланкастером , «
Апач» (1954), снова с Ланкастером, «
Серебряная жила» (1954), «
Королева скота из Монтаны» (1954), «Пройти по гордой земле» (1956), а
также «Оружие на границе» (1958).
Однако, по мнению многих критиков, в 1950-е годы Анкрум больше всего запомнился
ролями в низкобюджетных научно-фантастических фильмах, таких как «Ракета Икс-Эм»
(1950), «Полёт на Марс» (1951), «
Красная планета Марс» (1952), «
Захватчики с Марса» (1953), «
Земля против летающих тарелок» (1956), и «С Земли к
Луне» (1958). Он также сыграл в культовой фантастической классике «
Кронос» (1957), в
фантастическом хорроре «
Начало конца» (1957)
и в ещё в одном фантастическом хорроре «
Гигантский коготь».
В 1960-е годы Анкрум сыграл в фантастической ленте «
Самый опасный человек на свете» (1961), фильме
ужасов «Лондонский Тауэр» (1962), фантастическом триллере «Человек с
рентгеновскими глазами» (1963) и вестерне «
Дьявольские стрелки» (1965).
Карьера на телевидении
В 1951 году Анкрум начал работать на телевидении «сыграв в бесчисленных
телесериалах, главным образом, в вестернах», таких как «Хопалонг Кэссиди» (1952-54, 2
эпизода), «
Шайенн» (1956-61, 4 эпизода), «Маверик» (1957-60, 2 эпизода), «
Стрелок» (1959-61, 2
эпизода), «
Дни в долине смерти» (1959, 2 эпизода), «
Сыромятная плеть» (1959-61, 2 эпизода) и «
Бронко» (1958-61, 5 эпизодов). Начиная с
1957 года и вплоть до своей смерти в 1964 году, Анкрум был судьёй в 22 эпизодах
судебного сериала «Перри Мейсон».
Актёрское амплуа и оценка творчества
В 1920-30-е годы Анкрум сделал успешную театральную карьеру на Бродвее и в Театре
Пасадины, сыграв более чем в 250 бродвейских спектаклях. В середине 1930-х годов
Анкрум стал сниматься в кино, начав с ролей в вестернах про популярного героя
Хопалонга Кэссиди. В начале 1940-х годов Анкрум отошёл от этого жанра,
«сосредоточившись на характерных ролях, таких как священники, отцы семейств,
бизнесмены, а также злодеи». Благодаря суровому облику и жёстко прочерченным
чертам Анкрум стал получать роли второго плана в качестве решительных
представителей власти, учёных, военных (особенно, армейских офицеров), судей,
банкиров и даже психиатров. Как отметил Хэл Эриксон, «с рублеными чертами лица и
густыми бровями, в 1940-е годы актёр процветал в сильных характерных ролях, обычно,
отрицательных персонажей. Однако к 1950-м годам Анкрум перешёл на „официальные“
роли в научно-фантастических фильмах и телепрограммах».
Личная жизнь
Актер был женат трижды. О первом браке Анкрума никакой информации нет, известно
только, что его женой была
Джиллиан Гилберт. В ноябре 1925 года Моррис Анкрум женился на
Элизабет Лоуренс. Несмотря на то, что у них родилось двое детей,
брак завершился разводом. В 1935 году Анкрум женился на актрисе Джоан Вилер, с
которой прожил до своей смерти. У пары было двое детей - Дэвид (1947), в будущем
ставшим актуром, и Кэрри.
Смерть
В конце августа 1964 года Анкрум заболел трихинеллёзом. Неделю спустя, 2 сентября 1964
года он умер в больнице Пасадены. Похоронен на кладбище Спринг Хилл в Дэнвилле,
штат Иллинойс.