Доменико Гаэтано Мария Доницетти - итальянский оперный композитор, автор 68-ми
опер. Вершины творчества композитора - оперы
«Любовный напиток»,
«Лючия ди Ламмермур»,
«Фаворитка» и
«Дон Паскуале».
Биография
Родители Гаэтано Доницетти были бедными людьми: отец - сторож, мать - ткачиха. Его
старшим братом был композитор Джузеппе Доницетти. В 9 лет Гаэтано поступил в
Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником.
Майр всячески поддерживал юного музыканта, побуждая его посвятить себя
профессиональной музыкальной карьере, и даже сочинил для этого оперу-пастиччо
«Маленький композитор» (1811), в которой сам Доницетти и несколько других учеников,
в том числе ближайший друг Доницетти, Антонио Дольчи, выведены под своими
именами, а суть сюжета в том, что главный герой не желает отступать от своего пути.
Эта опера была поставлена силами самих учащихся.
Дальнейшее музыкальное образование Доницетти получил в Болонском музыкальном
лицее. Лицей стал особенно знаменитым после того, как пять лет назад его закончил
Джоаккино Россини. Доницетти учился у того же прославленного педагога, Гаэтано
Маттеи. На первый экзамен он представил симфонию, которой сам дирижировал, и был
удостоен второй премии. За годы обучения им были написаны духовные сочинения,
инструментальные квартеты, а также три одноактные оперы. Программа выпускного
экзамена почти целиком состояла из произведений Доницетти, и наградой ему стала
премия "синьора Сенатора и Совета мудрейших".
Творчество
В течение 26-летней композиторской деятельности Доницетти написал 68 опер,
множество кантат, месс, псалмов и пр. Способность к быстрому сочинению была у
Доницетти поразительная. Нормальному развитию его дарования мешала постоянная
спешная и срочная работа, но несмотря на это, его лучшие оперы принадлежат к
шедеврам оперного искусства:
«Любовный напиток»,
«Лючия ди Ламмермур»,
«Фаворитка»,
«Дон Паскуале» и др. Главные достоинства опер Доницетти - вдохновенные
мелодии и драматическое чувство.
Первые его оперы -
«Энрико, граф Бургундский» (1818) и «Ливонский плотник» (1819) -
были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго
мешала слава Джоаккино Россини и Винченцо Беллини. Впрочем, когда Беллини в 1835
году скончался, реквием для него был заказан именно Доницетти. Эта заупокойная
месса впервые была исполнена только в 1870 году в базилике Санта-Мария-Маджоре.
Широкую известность Доницетти приобрёл лишь в 1831 году, после постановки
в Милане оперы
«Анна Болейн».
В «Лючии ди Ламермур» его талант выразился с наибольшей силой.
В 1834-м - 1839-м годах Доницетти был профессором консерватории в Неаполе (а с
1837-го являлся её руководителем). После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных
конкурентов, создал целый ряд опер, не отличавшихся впрочем, какими-то серьёзными
достоинствами.
С 1840 года Доницетти работал для Парижа. Хотя его оперы
«Дочь полка»,
«Полиевкт» и
«Фаворитка» не
сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого
времени, был обеспечен, особенно благодаря комической опере
«Дон
Паскуале» (1843). Это образцовое произведение было написано всего за 8 дней.
В 1840-х годах он работал также в Австрии, и в 1842 году получил звание австрийского
придворного композитора. Для Вены Доницетти в то же время написал оперу
«Линда
ди Шамуни». Его последние оперы,
«Мария ди
Роган» (1843) и
«Катарина Корнаро» (1844), успеха не имели.
Из-за психического расстройства после 1844 года Доницетти отошёл от музыки.
Последние годы проживал на родине в Бергамо, где и скончался 8 апреля 1848 года.
По материалам Википедии