Джон Лител (англ. John Litel) - американский актёр театра, кино и телевидения, карьера
которого охватила период 1920-60-х годов.
Ранние годы жизни и театральная карьера
Джон Лител родился 30 декабря 1892 года в Олбани, штат Висконсин. После окончания
Пенсильванского университета с началом Первой мировой войны Лител поступил на
службу во французскую армию, где доблестно прослужил в течение трёх лет и был
дважды награждён за отвагу. По возвращении на родину Лител закончил Американскую
академию драматических искусств, после чего гастролировал с различными
театральными труппами, где ему приходилась играть с такими актрисами, как Энн
Хардинг, Джоан Блонделл и Полин Фредерик.
С 1919 по 1921 год Лител дебютировал на Бродвее в очень успешном мюзикле «Айрин»,
который выдержал 678 представлений. После этого успеха Лител на протяжении 1920-30-х
годов постоянно имел работу, появившись в таких бродвейских постановках, как
«Чистокровки» (1924), «Проторенная дорожка» (1926), «Полуголая правда» (1926),
«Приключение» (1928), «Водители на заднем сиденье» (1928-29), «Творческие дамы» (1931),
«Лилли Тёрнер» (1932), «До наступления утра» (1933), «Странные боги» (1933) и «Первый
легион» (1934-35). Как отметила «Нью-Йорк Таймс», игра Литела на нью-йоркской сцене
достигла максимального признания, когда он сыграл Диззи Дейвиса в авиационной
драме «Потолок ноль» (1935), за которой последовали роли в комедии «Жизнь слишком
коротка» (1935), трагедии «Ад замерзает» (1935-36) и мелодраме «Сладкие алоэ» (1936).
Карьера в кино в 1929-1966 годах
В 1929 году Лител начал сниматься в кино в серии звуковых короткометражек, таких как
«Веранда», главную роль в которой сыграл признанный комик Рэймонд Гриффит. Однако
лишь к середине 1930-х годов Лителу удалось «создать себе прочную экранную
репутацию одарённого актёра второго плана». В этот период он стал хорошо известен
благодаря ролям в социальной драме о национализме среди американских рабочих
«Чёрный легион» (1937) с Хамфри Богартом в главной роли, оскароносной
биографической драме «
Жизнь
Эмиля Золя» (1937) с Полом Муни, а также по оскароносной исторической мелодраме «
Иезавель» (1938) с Бетт Дейвис и Генри Фондой в главных ролях.
Известность Лителу обеспечила также серия криминальных мелодрам, которые в 1930-е
годы поставила компания Warner Bros. Хотя в «Чёрном легионе» Лител сыграл сравнительно
небольшую роль заводского бригадира, кинокритик «Нью-Йорк Таймс» Фрэнк Ньюджент
назвал его игру «отличной» наряду с работами других актёров второго плана. В том
же году Лител сыграл небольшую роль в криминальной мелодраме «
Меченая женщина» (1937) с Богартом и Бетт Дейвис в главных ролях, а также
главную роль в тюремной драме «Остров Алькатрас» (1937). В этой картине он создал
образ рэкетира, который попадает в тюрьму за нарушение налогового
законодательства, где ему пытается отомстить один из его бывших подручных за
отказ спасти его брата от смертной казни за убийство. Фрэнк Ньюджент из «Нью-Йорк
Таймс» высоко оценил картину, отметив её «плотный сюжет и безошибочную игру Джона
Литела и других малоизвестных актёров,... обеспечивающих хорошее зрелище». Как
пишет историк кино Джон Миллер, через год после этого фильма Лител сыграл ещё в
одной тюремной драме «За стеной» (1938), исполнив роль благородного тюремного
капеллана. Два года спустя Лител снова сыграл капеллана в тюремной мелодраме, на
этот раз это был фильм «
Замок на
Гудзоне» (1940). В криминальной мелодраме «
Пыль будет моей судьбой» (1939) Лител исполнил небольшую, но
выразительную роль прокурора в суде, который изощрённо подбирает факты и
трактует свидетельские показания, стремясь добиться осуждения героя фильма (Джон
Гарфилд) в убийстве, которого тот не совершал. Наконец, в тюремной мелодраме
«Преступление тебе с рук не сойдёт» (1939) Лител предстал в образе опытного
адвоката, который безуспешно пытается уговорить юного преступника (Билли Хэлоп)
пойти на сделку со следствием и рассказать об участии матёрого уголовника (Хамфри
Богарт) в убийстве. Как написал по поводу этого фильма Фрэнк Ньюджент, «в
последние годы убийство, в особенности, для Warner Bros, стало прибыльным делом:
рассказывают, что статисты на съёмочной площадке студии едва успевают вдохнуть
воздух свободы, переходя из одной тюремной картины в другую. А некоторые наиболее
ценные актёры студии, такие как Богарт, Хэлоп и Лител провели значительную часть
своих пятилетних контрактов словно пятилетние тюремные приговоры. По крайней
мере, самим актёрам так порой может показаться».
За пределами тюремно-криминального жанра Лител исполнял в эти годы постоянные
роли отца главных героев в двух лёгких киносериалах категории В: в 1938-39 годах он
сыграл в четырёх фильмах о юной сыщице-любительнице Нэнси Дрю (её роль исполняла
Бонита Гренвилл), а в 1941-44 годах появился в девяти комедийных фильмах про
подростка Генри Олдрича (Джеймс Лайдон).
В 1940-е годы Лител предстал в образе знаменитого генерала Филипа Шеридана в
историческом вестерне Рауля Уолша «
Они умерли на своих постах» (1941), а также сыграл врача в
оскароносной военной мелодраме «
Сквозь горе, тоску и утраты» (1943) с Клодетт Кольбер, Полетт
Годар и Вероники Лейк в ролях трёх вернувшихся с войны медсестёр, а позднее
получил значимую роль в мелодраме «Касс Тимберлейн» (1947) со Спенсером Трейси и
Ланой Тёрнер в главных ролях.
Он также стал активно сниматься в фильмах нуар, сыграв небольшие роли в таких
картинах как «
Они ехали
ночью» (1940) с Богартом и Рафтом, «
Как по маслу» (1946),
где он был авторитетным театральным продюсером, и «Виновный» (1947), где он сыграл
арендатора квартиры, на которого в какой-то момент падает подозрение в убийстве.
Позднее он исполнил роль окружного прокурора в фильме нуар «
Западня» (1948), шефа
полиции - в «Распрощайся с завтрашним днём» (1950) с Джеймсом Кэгни, а также
владельца крупного деревообрабатывающего предприятия, которого убивает его
управляющий, в фильме «
Женщина в
бегах» (1950).
Самыми заметными фильмами Литела в 1950-е годы стали романтическая комедия
«Девушка из Фуллер браш» (1950) c Люсиль Болл, фантастическая лента «Полёт на Марс»
(1951), приключенческий фильм «
Скарамуш» (1952) по книге
Рафаэля Сабатини, биографический вестерн «Джек Слейд» (1953), исторический фильм
про вождя индейцев «
Сидящий Бык» (1954),
приключенческий вестерн с Бёртом Ланкастером «
Человек из Кентукки» (1955) и криминальная мелодрама «Двойная опасность»
(1955). Его наиболее значимыми фильмами в 1960-е годы стали фантастический триллер «
Путешествие на дно моря» (1961), комедия «
Пригоршня
чудес» (1961), а также вестерны «
Сыновья Кэти Элдер» (1965) с Джоном Уэйном и «
Невада Смит» (1966) со
Стивом Маккуином в главных ролях.
Карьера на телевидении в 1952-1967 годах
С 1952 года по 1967 год Лител много работал на телевидении, снявшись за этот период в 48
различных телесериалах.
В 1952-53 годах Лител играл постоянную роль владельца риэлтерского агентства и босса
главного героя в исполнении Роберта Каммингса в 30 эпизодах ситкома «
Мой
герой». В 1958-59 годах Лител был губернатором в семи эпизодах приключенческого
сериала «
Зорро», а в 1960-61 годах снялся в роли Дэна Марчисона в девяти эпизодах
сериала-вестерна «Дилижанс на Запад».
Лител был также гостевой звездой отдельных эпизодов таких популярных сериалов,
как «Я люблю Люси» (1954), «Маверик» (1957-60), «Выслеживание» (1958), «
Сансет-Стрип, 77» (1958-62), «
Шайенн» (1959), «
Бонанца» (1959-61), «
Сыромятная плеть» (1960-61), «Перри Мейсон» (1962), «
Караван
повозок» (1964) и многих других.
Актёрское амплуа и оценка творчества
«Нью-Йорк Таймс» охарактеризовала Литела как «крепкого, красивого мужчину с
энергичной и властной манерой держаться», который играл «характерные роли в
театре, кино и на телевидении». По словам Эриксона, «в 1937 году Лител обосновался в
Голливуде, где на протяжении трёх десятилетий создал широкий спектр кинообразов,
включающих прокуроров, адвокатов и судей, крупных преступников, священников,
военных офицеров и даже сыграл пару главных ролей».
Личная жизнь
Лител был женат дважды. Его первой женой была актриса
Рут Печер, с
которой он познакомился во время совместной работы в бродвейском мюзикле
«Айрин». Брак продлился с 1920 по 1955 год, прервавшись в связи со смертью Рут. В том же
году Лител женился повторно на
Беатрис
Уэст, с которой прожил вплоть до своей смерти в 1972 году.
Смерть
Джон Лител умер 3 февраля 1972 году в Вудленд-Хиллз, Калифорния, в возрасте 77 лет.