Барабанова Лариса Александровна - советская актриса театра и кино.
Родилась 16 июля 1948 года в Перми, по одним источникам, в семье музыкантов, по другим
- в семье водителя такси.
В 1971 году окончила Ярославское театральное училище, курс народного артиста СССР
Фирса Ефимовича Шишигина.
Дебютировала в кино в главной роли сестры-близняшки Аси в фильме Ирины Поплавской
«
Дорога к морю» (1965) по мотивам повести И. М. Лаврова «Встреча с чудом». В
дальнейшем снималась преимущественно в эпизодических ролях, в том числе в
популярных советских фильмах «
Большая перемена» (1972-1973), «
Эта весёлая планета» (1973) «
Мимино» (1977), «
Москва слезам не верит» (1979), «
Экипаж» (1979).
Из воспоминаний Ирины Поплавской, режиссёра фильма «Дорога к
морю»
"... Я поняла, что на такую большую роль (Ася, в фильме «
Дорога к морю») не
могу взять просто девчонку-типаж, а должна найти актёрскую талантливость, которая
заменит отсутствие техники.
Как известно, время актёрских поисков в кино строго ограничено, и меня подчас
охватывал страх - вдруг не найду, не успею найти?!
Я решила обезопасить себя и подготовила на роли сестёр несколько
профессиональных, вгиковских пар и ещё раз убедилась, что сценарный текст был для
них слишком наивен и вынуждал актрис играть «детскость», что претило. В самый
разгар наших поисков в группу пришла одна восьмиклассница. Была она неказиста,
неважно одета, и ассистенты её забраковали. Но она прорвалась ко мне и сказала, что
зовут её Лариса Барабанова, что ей пятнадцать, что отец её - водитель такси и что
она прочтёт «Ворону и лисицу». Читала неумело, но я заметила, как во время чтения
преобразилось и похорошело её лицо и лисица получилась у неё хитрющая пройдоха, а
ворона на редкость глупая и тщеславная - сквозь школярское чтение прорывался их
характер.
Фотопроба у неё получилась неплохая - небольшого роста, крепкая, как белый грибок,
девочка, живые глаза, чистый упорный профиль, короткая стрижка. Она читала за одну
и за другую сестру, и наивные диалоги сценария звучали в её исполнении органично и
естественно. Я сказала, что у неё есть шанс пройти на кинопробу, но нет актёрского
опыта, а на кинопробах ей придётся конкурировать с профессиональными молодыми
актрисами и поэтому ей надо серьёзно и много работать, часто репетировать, а по
вечерам, после рабочего дня, я буду оставаться и помогу ей готовить роль.
И с тех пор Лариса стала просто дневать и ночевать в киногруппе. Она репетировала
сама, смотрела другие репетиции, подавала реплики за другие роли, даже за мужчин.
По вечерам я делала с ней этюды, упражнения на внимание и сосредоточенность, на
развитие воображения, на «оправдание» и «освобождение» - всё то, чем занимаются на
первом курсе театрального обучения. Вскоре она точно и действенно
ориентировалась в своей роли. Ассистенты рассказывали мне, как эта девочка
пыталась «уменьшить конкуренцию» и отваживала стоящих в очереди претенденток,
говоря, что артисты уже утверждены и вообще такой большой конкурс, что не стоит
идти показываться.
Однажды, поздно вечером, я увидела её у «Мосфильма» садящейся в троллейбус -
полузакрыв глаза, она что-то шептала, и лицо её светилось, в троллейбусное стекло я
видела, как она села, всё шепча, вероятно, слова. Так и уплыло в темноту это
блаженное, светящееся, шепчущее лицо. Я решила, что буду серьёзно пробовать её на
роль Аси, той сестры, которая дошла до моря..."
Лариса Барабанова умерла 4 января 1987 года в Москве из-за последствий перенесённой
ранее автомобильной аварии.
Похоронена на Хованском кладбище.