Кристофер Хэмптон - английский писатель, поэт, сценарист, кинорежиссёр. Командор
Ордена Британской империи (СВЕ). Член Королевского литературного общества.
Написал более 20 пьес и свыше 30 оригинальных и адаптированных сценариев к
кинофильмам, среди которых наиболее известны «
Опасные связи»
и «Каррингтон». Автор литературной основы для мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера
«Бульвар Сансет».
Кристофер Хэмптон родился в 1946 году на Азорских островах, в семье англичан
Бернарда Патрика Хэмптона и Дороти Хэмптон. Его отец, который был инженером по
монтажу телекоммуникаций, в силу контракта с фирмой Cable & Wireless Worldwide работал во
многих странах мира, куда приезжал вместе с семьёй. За Португалией последовал
Египет, откуда в момент начала Суэцкого кризиса Хэмптоны вынуждены были бежать,
бросив всё своё имущество. Начальную школу закончил в Рейгейте, после чего
поступил в колледж Лансиге, Западный Суссекс. В 1964 году поступил в New College в
Оксфорде, где изучал французский и немецкий языки. Завершил обучение в 1968 году с
присуждением First Class Degree (в Великобритании - высшая степень оценки результатов
обучения в университетах).
Во время учёбы Хэмптон вступил в Драматургическое общество Оксфордского
университета, в театре которого была поставлена его первая пьеса «When Did You Last See My
Mother?» («Когда в последний раз ты видел мою маму?»). Текст пьесы о подростках с
гомосексуальными наклонностями был от отослан театральному агенту Пегги Рамсею,
а тот сумел заинтересовать её директора театра Royal Court, где в 1966 году пьеса была
поставлена (несколько позже спектакь перенесён в Comedy Theatre) В результате
двадцатилетний Хэмптон стал самым молодым в современной истории автором для
театров Вест-Энда. До начала 70-х годов он работает штатным драматургом театра Royal
Court и готовит к постановке две пьесы: «
Полное
затмение» об истории взаимоотношений между двумя французскими поэтами
Верленом и Рембо́, а также «
Филантроп». Этот
спектакль принёс Хэмптону первую награду - Премию Джеймса Джефферсона, вручаемую
за высокие достижения в театральном искусстве по выбору непрофессионального
жюри. В это же время он пробует себя в адаптации классического романа к
кинематографическому производству: собственный перевод и сценарий по пьесе
Ибсена «
Кукольный дом»
к одноимённому фильму, вышедшему в 1973 году.
В творчестве последующего десятилетия следует отметить пьесы «Дикари» и
«Развлечения», а также создание адаптированного сценария по пьесе Эдёна фон
Хорвата «
Сказки Венского леса», на основе которого Максимилиан Шелл снял в 1979
году одноимённый фильм.
В начале 1980-х годов большее внимание Хэмптон уделяет переводам и адаптациям
произведений классических и современных авторов. Среди них: спорная драма
Джорджа Стайнера «Доставка А. Г. в Сан-Кристобаль» о вымышленном суде над
Гитлером, якобы уцелевшим в 1945 году и укрывшимся в джунглях Амазонки; «Тартюф»
Мольера; роман «
Опасные связи»
Шодерло де Лакло. За эту работу, на основе который был в 1988 году снят одноимённый
фильм, Кристофер Хэмптон получил международную известность и престижные награды,
среди которых «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и премия BAFTA в
аналогичной категории. С этого времени сфера творческих интересов драматурга
переносится в кинематограф, причём он работает не только как автор сценария:
«Каррингтон» (1994 год, автор сценария, режиссёр), «
Полное
затмение» (1995 год, автор сценария, актёр), «
Мечтая об Аргентине» (2003 год, автор сценария, режиссёр).
В 1982 году им написана пьеса «
Сказки
Голливуда» о тяжести эмигрантской жизни в США выдающихся европейских
интеллектуалов - Генриха и Томаса Маннов, Бертольта Брехта, Лиона Фейхтвангера и
др. В кульминации драмы появляется Генеральный консул Яков Ломакин, который
приносит Генриху Манну гонорар за произведения, изданные в СССР[5]. В Москве
премьера «Сказок Голливуда» состоялась в Малом театре в 1989 году.
Среди творческого багажа Кристофера Хэмптона необходимо упомянуть работу в
соавторстве с Доном Блэком над двумя мюзиклами: «Бульвар Сансет» Эндрю Ллойда
Уэббера в 1993 году и «Дракула» Франка Вильхорна в 2001 году.
В 2007 году за адаптированный сценарий к фильму «
Искупление» Хэмптон
вновь был номинирован на Оскар, но уступил награду Братьям Коэнам.