Темирканов Юрий Хатуевич (Юрий Темыркъан) родился 10 декабря 1938 года в городе
Нальчик, Кабардино-Балкарской АССР.
О родителях
Отец - Темирканов Хату Сагидович, был начальником Управления по делам искусств
Кабардино-Балкарской автономной республики, дружил с композитором Сергеем
Прокофьевым, работавшим во время эвакуации 1941 году в Нальчике. Сюда же была
эвакуирована часть труппы знаменитого МХАТа, среди которых были
Немирович-Данченко, Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, выступавшие в городском
театре. Окружение отца и театральная атмосфера стали для будущего музыканта
ступенькой в приобщении к высокой культуре.
Через несколько месяцев военные действия развернулись и на территории
Кабардино-Балкарии. Москвичи были увезены дальше, на восток, а X.С. Темирканов
получил партийное задание остаться в тылу врага для подпольной работы. Комиссар
партизанского отряда, он мужественно сражался с врагом, но был выдан предателем и
казнен фашистами. Ему исполнился тогда лишь 31 год.
Мать - Блина Питуевна, вырастила четверых детей, сумев дать всем отличное
образование.
Учёба и педагоги
Как вышло, что музыка стала делом его жизни? Когда Темирканова спрашивают об этом,
он отвечает: «Совершенно случайно. В Нальчике поселился по соседству музыкант,
переехавший из Ашхабада. Как-то он встретил нас, мальчишек, гонявших мяч. Спросил:
“Хотите учиться музыке?” Я сказал: “Хочу”, - только потому, что не мог обидеть
отказом старшего».
Первыми учителями Юрия Темирканова были Валерий Федорович Дашков и Трувор
Карлович Шейблер. Последний - ученик Глазунова, выпускник Петроградской
консерватории, композитор и фольклорист, он в немалой степени способствовал
расширению художественного кругозора Юрия. Когда Темирканов окончил школу, было
решено, что для него лучше всего будет продолжить занятия в городе на Неве. Так в
Нальчике Юрию Хатуевичу Темирканову был предопределен путь в
Ленинград, город,
который сформировал его как музыканта и человека.
В 1953 году Юрий Темирканов поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при
Ленинградской консерватории, в класс скрипки Михаила Михайловича
Белякова.
После окончания школы Темирканов учился в
Ленинградской
консерватории (1957-1962). Занимаясь в классе альта, который вел Григорий Исаевич
Гинзбург, Юрий одновременно посещал дирижерские классы Ильи Александровича
Мусина и Николая Семеновича Рабиновича. Первый открыл ему нелегкую технологию
ремесла дирижера, второй научил относиться к дирижерской профессии с
подчеркнутой серьезностью. Это и побудило Ю.Темирканова продолжить
образование.
С 1962 по 1968 годы Темирканов снова был студентом, а затем аспирантом дирижерского
факультета.
Становление дирижёра
Окончив в 1965 году класс оперно-симфонического дирижирования, он дебютировал в
Ленинградском малом театре оперы и балета в спектакле "Травиата"
Дж.Верди. Среди других наиболее значимых в те годы дирижерских работ - "Любовный
напиток" Г.Доницетти (1968), "Порги и Бесс" Дж. Гершвина (1972).
В 1966 году 28-летний Темирканов стал лауреатом первой премии II Всесоюзного конкурса
дирижеров в Москве. Сразу после конкурса он отправился на гастроли по Америке с
К.Кондрашиным, Д.Ойстрахом и Симфоническим оркестром Московской филармонии.
С 1968 по 1976 годы Юрий Темирканов возглавлял Академический симфонический оркестр
Ленинградской филармонии.
С 1976 по 1988 год он был художественным руководителем и главным дирижером Кировского
(ныне Мариинского) театра оперы и балета.
Под его руководством в театре были осуществлены такие этапные постановки, как
"Война и мир" С.Прокофьева (1977), "Мертвые души" Р.Щедрина (1978), "Петр I" (1975), "Пушкин" (1979)
и "Маяковский начинается" А.Петрова (1983), "Евгений Онегин" (1982) и "Пиковая дама"
П.И.Чайковского (1984), "Борис Годунов" М.П.Мусоргского (1986), ставшие значительными
событиями в музыкальной жизни страны и отмеченные высокими наградами. На эти
спектакли мечтали попасть меломаны не только
Ленинграда, но и многих
других городов!
Художественный руководитель Большого драматического театра Г.А.Товстоногов,
послушав "Евгения Онегина" в Кировском, сказал Темирканову: "Как хорошо в финале вы
расстреливаете онегинскую судьбу..." (После слов "О, жалкий жребий мой!")
С коллективом театра Темирканов неоднократно выезжал на гастроли во многие
страны Европы, впервые в истории прославленного коллектива - в Англию, а кроме
того в Японию и США. Он первым ввел в практику симфонические концерты с оркестром
Кировского театра. Ю.Темирканов с успехом дирижировал на многих прославленных
оперных сценах.
Выборный дирижёр
В 1988 году Юрий Темирканов был избран главным дирижером и художественным
руководителем Заслуженного коллектива России - Академического симфонического
оркестра
Ленинградской филармонии имени Д.Д.Шостаковича. "Я горжусь тем, что я
дирижер "выборный". Если не ошибаюсь, то в истории музыкальной культуры это первый
случай, когда сам коллектив решал, кто его должен возглавить. До сих пор всех
дирижеров назначали "сверху", - говорит о своем избрании Юрий Темирканов.
Именно тогда Темирканов сформулировал один из своих основополагающих принципов:
"Нельзя сделать музыканᴛᴏʙ слепыми исполнителями чужой воли. Только
сопричастность, только сознание того, что мы все вместе делаем одно общее дело,
может дать желаемый результат". И он не заставил себя долго ждать. Под
руководством Ю.Х. Темирканова авторитет и популярность Санкт-Петербургской
филармонии необычайно возросли
. В 1996 году она признана лучшей концертной организацией в России.
Музыкальная деятельность за рубежом
Юрий Темирканов выступал со многими крупнейшими симфоническими оркестрами мира:
Филадельфийским оркестром, "Концертгебау" (Амстердам), Кливлендским, Чикагским,
Нью-Йоркским, Сан-Францисским, Санта-Чечилия, филармоническими оркестрами:
Берлинским, Венским и др.
С 1979 года Ю.Темирканов стал главным приглашенным дирижером Филадельфийского и
Лондонского Королевского оркестров, а с 1992 года он возглавил последний. Затем
Юрий Темирканов был главным приглашенным дирижером оркестра Дрезденской
филармонии (с 1994 года), Симфонического оркестра Датского Национального радио (с 1998
года). Отметив двадцатилетие сотрудничества с Лондонским Королевским оркестром,
он покинул пост его главного дирижера, оставив за собой титул Почетного дирижера
этого коллектива.
После военных событий в Афгаʜᴎϲтане Ю.Темирканов стал первым русским
дирижером, выехавшим на гастроли в США по приглашению Нью-Йоркской филармонии, а в
1996 году в Риме он дирижировал юбилейным концертом в честь 50-летия ООН
. В январе 2000 года Юрий Темирканов становится главным дирижером и художественным
руководителем Балтиморского симфонического оркестра (США).
Юрий Темирканов - один из крупнейших дирижеров XX века. Переступив порог своего
60-летия, маэстро находится в зените славы, известности и мирового признания. Он
приводит в восхищение слушателей ярким темпераментом, волевой
целеустремленностью, глубиной и масштабностью исполнительских замыслов. "Это
дирижер, скрывающий страстность под суровой внешностью. Его жесты часто
неожиданны, но всегда сдержанны, а его манера лепить, придавать форму звуковой
массе своими певучими пальцами делают из сотни музыканᴛᴏʙ грандиозный
оркестр" ("Есlain Pirene"). "Полный обаяния, Темирканов работает с оркестром, с
кᴏᴛᴏᴘыᴍ слились и его жизнь, и его работа, и его образ..." ("La Stampa").
Творческая манера Темирканова самобытна и отличается яркой экспрессивностью. Он
чуток к особенностям стилей композиторов разных эпох и тонко, вдохновенно
интерпретирует их музыку. Его мастерство отличается виртуозной дирижерской
техникой, подчиненной глубокому постижению авторского замысла. Особенно
значительна роль Юрия Темирканова в пропаганде русской классической и
современной музыки как в России, так и в других странах мира.
Достойна восхищения способность маэстро легко устанавливать контакт с любым
музыкальным коллективом и добиваться решения самых ᴄᴫᴏжных
исполнительских задач.
Работа со студиями звукозаписи
Юрием Темиркановым записано огромное количество компакт-дисков. В 1988 году он
заключил эксклюзивный контракт со звукозаписывающей фирмой ВМG. Обширная
дискография включает записи с Академическим симфоническим оркестром
Ленинградской филармонии, с Лондонским Королевским филармоническим
оркестром, с оркестром Нью-йоркской филармонии. Совместно с "Соlumbia artistst" в 1990 году
Темирканов осуществил запись Гала-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения
П.И.Чайковского, в котором приняли участие солисты Йо-Йо Ма, И.Перлман, Дж.Норман.
Записи музыки С.Прокофьева к фильму "Александр Невский" (1996) и симфонии №7
Д.Шостаковича (1998) выдвигались на премию Сгатта.
Педагогическая деятельность
Юрий Темирканов щедро делится своим мастерством с молодыми дирижерами. Он -
профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова,
почетный профессор многих зарубежных академий, в том числе почетный член
Международной академии наук, промышленности, образования и искусства США.
Регулярно проводит мастер-классы в Curtis Institute (Филадельфия), а кроме того в Manhattan School
of Music (Нью-Йорк), в Academia Chighana (Сиена, Италия).
Личная жизнь маэстро
По роду своей деятельности Темирканову приходится общаться с самыми
удивительными и яркими людьми, выдающимися отечественными и зарубежными
деятелями культуры и искусства. Он гордился и гордится своей дружбой с
И.Менухиным, Б.Покровским, П.Коганом, А.Шнитке, Г.Кремером, Р.Нуреевым, М.Плисецкой,
Р.Щедриным, И.Бродским, В.Третьяковым, М.Ростроповичем, С.Одзавой и многими другими
музыкантами и артистами.
Юрий Хатуевич имеет сына и внука, жена
Ирина
Гусева, актриса БДТ им. Товстоногова, умерла в 1997 году. Из близких
родственников, старший брат Борис председатель союза композиторов
Кабардино-Балкарской Республики и сестра. Живет и работает по прежнему в
Санкт-Петербурге.