Шпаликов Геннадий Федорович - советский поэт, кинодраматург, режиссёр.
Родители
Геннадий Шпаликов родился 6 сентября 1937 года в небольшом карельском городе
Сегежа. Его отца, военного инженера, перевели в Карелию для участия в
строительстве Сегежского целлюлозно-бумажного комбината. В 1939 году после сдачи
объекта Федор Шпаликов получил новое назначение и увез семью в Москву. Геннадий
Шпаликов на свою историческую родину никогда не возвращался.
Военное детство
В 1941 году, в самом начале войны семью Федора Шпаликова вместе с академией им.
Куйбышева, где военный инженер в то время служил, эвакуируют в город Фрунзе. Отец
Шпаликова уходит на фронт и 28 января 1944 года в Польше погибает. Зимой 1945 года семья
Шпаликовых возвращается в столицу. В том же 1945-ом Гена пошел в школу, а через два
года военкомат города Москвы направил сына погибшего офицера в Киевское
суворовское военное училище.
Учась в суворовском училище, Гена начинает писать стихи и рассказы, редактировать
молодежную газету, а также регулярно вести дневник. Привычку эту, к слову,
Шпаликов сохранит на всю жизнь. В том же 1955 году первое стихотворение Шпаликова
появляется в центральной печати. Голова у молодого человека не закружилась, он
напишет:
Не смотри на будущее хмуро,
Горестно качая головой...
Я сегодня стал литературой
Самой средней, очень рядовой.
Пусть моя строка другой заслонится,
Но благодарю судьбу свою
Я за право творческой бессонницы
И за счастье рядовых в строю.
В июле 1955 года окончил Киевское суворовское военное училище.
Конец карьеры военного
Продолжить военную карьеру было не суждено. В 1956 году приказом начальника
военного командного училища, младший сержант Шпаликов был назначен на должность
командира отделения. Крест на военной карьере Шпаликова поставила травма колена,
полученная в ходе батальонных учений. Медицинская комиссия признала юношу
негодным для дальнейшей воинской службы. Шпаликов возвращается в Москву и с
легкостью поступает во ВГИК.
Учёба во ВГИКе
С 1956 по 1961 год учится во ВГИКе на сценарном факультете.
В институте кинематографии Шпаликов быстро становится звездой. Его знали все
студенты, он был чрезвычайно общителен, блистал талантами, умел ладить с людьми,
умел дружить, с ним было безумно интересно. В новой для себя среде он чувствовал
себя вполне комфортно. Его вольнолюбивой натуре всегда были не по душе
многочисленные рамки и ограничения военного училища.
Несмотря на богемный образ жизни с веселыми студенческими посиделками, Геннадий
Шпаликов много работает. Он вообще был чрезвычайно работоспособным человеком и
кроме того имел счастливый дар писать быстро и легко. Нередко, когда после
очередной вечеринки все прочие ее участники заваливались спать, Шпаликов садился
за стол и ухитрялся за ночь написать десяток страниц нового сценария.
Первая жена
В 1959 году Геннадий Шпаликов женится на Наталье Рязанцевой, учившейся на том же
сценарном факультете ВГИКа. По словам современников на них было очень приятно
смотреть, они были красивой, талантливой и многообещающей парой.
Сценарист
Первая крупная сценарная работа Шпаликова - снятый Марленом Хуциевым кинофильм
«Застава Ильича». Фильм подвергся жестокой цензуре; из него был исключён ряд сцен.
В ходе разбора фильма, пришедшегося на день рождения дочери, Шпаликов выступил с
резкой критикой цензурных ограничений. В 1965 году фильм всё же вышел на экраны в
сокращённом варианте и был подвергнут обструкции со стороны кинокритиков -
создателей обвиняли в подражательстве, поверхностности и проч.
В 1962 году выступил сценаристом для режиссёра Георгия Данелия, приступавшего к
съёмкам фильма «
Я шагаю
по Москве». Этому фильму также пришлось пробиваться к зрителю через
утверждения в многочисленных инстанциях, вносивших свои замечания и исправления.
Тем не менее, картина была хорошо принята зрителями. Популярной стала песня из
финала фильма со словами: «А я иду, шагаю по Москве...» (по свидетельству очевидцев,
написанная Шпаликовым прямо на съёмочной площадке).
Второй брак
В это время от Шпаликова, во многом из-за его пристрастия к алкоголю, ушла жена -
Наталья Рязанцева. Второй женой Шпаликова стала молодая, но уже популярная
(сыгравшая главную роль в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими»)
актриса
Инна Гулая. Новая семья и рождение дочери Даши на
некоторое время помогли Шпаликову воздерживаться от пагубной привычки.
Режиссёр
В 1966 году на экраны страны вышел фильм «
Долгая счастливая жизнь» - как оказалось впоследствии,
единственная режиссёрская работа Шпаликова. Главные роли в фильме исполнили Инна
Гулая и Кирилл Лавров. По отзывам, заключительной сценой картины был потрясён
Микеланджело Антониони (поэт «отчуждения и некоммуникабельности»), увидевший в
ней понятное и лаконичное выражение «некоммуникабельности чувств». На
Международном фестивале авторского кино в Бергамо фильм получил главный приз. В
СССР картина прошла малозамеченной.
В том же 1966 году вышел в прокат фильм «
Я
родом из детства» (режиссёр Виктор Туров, автор сценария Геннадий Шпаликов),
считающийся белорусскими критиками лучшей картиной, созданной за всю историю
белорусского кино.
Невостребованность
Затем у Шпаликова начался период творческой невостребованности. Из
многочисленных его сценариев, написанных до начала 1970-х годов, оказались
экранизированными лишь два мультипликационных фильма - «
Жил-был
Козявин» (1966) и «
Стеклянная гармоника» (1968). Семья Шпаликовых существовала на зарплату,
которую Инна Гулая получала в Театре-студии киноактёра. Тем не менее, Шпаликов
помогал деньгами своему другу Виктору Некрасову, которого в конце 1960-х годов
перестали печатать.
На фоне таких жизненных проблем вновь проявилась склонность Шпаликова к алкоголю
(причём, по свидетельству друзей, писатель мог запросто работать пьяным, и потому
уже даже не пытался перестать употреблять алкоголь). Литературоведы также
отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит яркая
индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Сам Шпаликов
ушёл из дома, перебивался временным жильём у друзей и знакомых.
В 1971 году вышел снятый Ларисой Шепитько фильм «
Ты и я», в сценарии которого Шпаликов
подвёл черту под шестидесятничеством, констатируя крах прежних иллюзий этого
поколения. Фильм был отмечен наградой молодёжной программы на Венецианском
кинофестивале, но стал худшим по посещаемости в СССР. В 1971 году также неудачным
оказался фильм Сергея Урусевского «
Пой песню,
поэт» по шпаликовскому сценарию. Председатель Госкино Ф. Т. Ермаш назначил
картине тираж 16 копий, что сделало чрезвычайно низким гонорар сценариста
Шпаликова, надеявшегося расплатиться с долгами за счёт потиражных выплат.
В последние годы жизни Геннадий Шпаликов работал над романом, завершить который
не успел, хотя по дошедшим фрагментам можно ощутить масштабность авторского
замысла.
Трагический исход
В письмах и дневниках Шпаликова начала семидесятых годов везде присутствует тема
подведения итогов «...Успел я мало. Думал иной раз хорошо, но думать - не исполнить.
Я мог сделать больше, чем успел. Не в назидание и не в оправдание это пишу - пишу
лишь, отмечая истину. У меня не было настоящего честолюбия... У меня не было
многого, что составляет гения или просто личность, которая как-то устраивает (в
конце концов) современников или потомков. Пишу об этом совершенно всерьез, потому
что твердо знаю, что при определенных обстоятельствах мог бы сделать немало.
Обстоятельства эти я не знаю, смутно догадываюсь о них, никого не виню... Но то, что
у меня, в конце концов, сложилось, глубоко меня не устраивает и очень давно уже».
1 ноября 1974 года в возрасте 37 лет Геннадий Шпаликов поднялся на второй этаж одной
из дач в писательском поселке Переделкино и повесился на собственном шарфе.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Песни на стихи Шпаликова звучат в фильмах "Коллеги"(1962), "Я
шагаю по Москве" (1963), "Пока фронт в обороне" (1964),
"Рабочий посёлок" (1965), "Кто придумал колесо" (1966),
"Мальчик и девочка" (1966), "В тринадцатом часу ночи" (1969),
"Ждём тебя, парень" (1972), "Трясина" (1977), "В день
праздника" (1978), "Культпоход в театр" (1982), "Слёзы капали"
(1982), "Военно-полевой роман" (1983), "Гений" (1991).
О жизни и творчестве Геннадия рассказывается в рамках главы 1 цикла "Чтобы
помнили" Леонида Филатова, посвященной памяти его супруги Инны Гулая.