Мэттью Барни (родился 25 марта 1967 в Сан-Франциско, Калифорния) - американский
художник, работающий в жанре перформанса, скульптуры, рисунка, видео и др., видный
представитель современного искусства США.
Наибольшую известность Барни принесла серия экспериментальных видеофильмов
«Кремастер» (всего пять фильмов, 1995-2002), в которых он выступал сценаристом,
режиссёром, продюсером, исполнителем главных ролей. Смысловая структура
видеоработ Барни сложна и многогранна: тастические образы сплетаются в
многоярусную систему аллегорий и метафор. Фактически фильмы Мэтью Барни
представляют собой масштабные художественные акции, переложенные на
видеоплёнку, при этом в изобразительный ряд фильма причудливо вплетаются картины
и «скульптуры» из вазелиноподобной массы, принадлежащие рукам самого Барни. Сам
Мэтью считает себя в первую очередь скульптором.
Газета The Guardian назвала серию «Кремастер» «первым по-настоящему выдающимся
творением в сфере кино, сделанным в контексте изобразительного искусства, после
«Андалузского пса» Бунюэля и Дали».
Одной из последних работ художника является видеофильм «
Растворение мира», главную роль в котором сыграла его жена - исландская
певица
Бьорк. Многие критики называют Мэттью Барни в числе самых
скандальных и интересных художников современности.
Мэттью Барни, Romantic Collection и та самая инсталляция по мотивам
«Полуночников»
Известность и статус одного из самых загадочных художников-мистификаторов Барни
получил благодаря своему пятичастному циклу необарочных фильмов «Кремастер».
Само название буквально обозначает мышцу, отвечающую за эрекцию, а в снятых с
голливудским размахом кадрах возникают то одноногие модели, чистящие протезом
картошку, то вытанцовывающий чечетку сатир или же томно смотрящие в кадр
женщины-леопарды. Высокохудожественный абсурд, да и только. Неудивительно, что
критики нарекли американского художника вторым Луисом Бунюэлем, как и
неудивительно, что на вечеринке в честь закрытия 53 Каннского фестиваля Бьорк по
привычке танцевала в темноте, но уже с художником и от глаз подальше.
Плодом любви двух перверсусов современности стала дочь Исадора и фильм «
Растворение мира», в финале которого на рыбацком судне формируется
многотонная скульптура из вазелина, а влюбленные Барни и Бьорк медленно и красиво
отрезают себе ноги, превращаются в китов и уплывают дружно за горизонт.
Причем здесь рисунки? В процессе подготовки всех своих фильмов Барни делал
зарисовки, раскадровки и эскизы к возникающим в кадре скульптурам. Рисунки,
которые Барни рисовал с конца 80-х, выставляются в Morgan Library Museum, как и книги из
собрания библиотеки, особенно сильно повлиявшие на его творчество.