Ирина Александровна Колпакова - выдающаяся советская и российская балерина,
балетмейстер и хореограф, педагог. Народная артистка СССР, Герой
Социалистического Труда, лауреат Государственной премии.
Ученица великой Вагановой
Ирина Колпакова родилась 22 мая 1933 года в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). В 1951
году окончила Ленинградское хореографическое училище, будучи последней ученицей
выдающегося балетного педагога А. Я. Вагановой.
Прима Кировского театра
в 1951 году и была принята в труппу Кировского театра. Танцевала поначалу, как тогда
полагалось, в кордебалете. Затем стала получать сольные партии, а потом и
балеринские. Она станцевала все ведущие партии классического репертуара XIX и XX
века. Венец ее актерских работ в классическом репертуаре - принцесса Аврора в
«Спящей красавице», хрустальная статуэтка, сама нежность, изящество, чистота,
благородство. Одним словом - Принцесса.
Ваганова, выпуская любимую ученицу в театр, поручила ее заботам Н.М.Дудинской, в
прошлом - одной из самых любимых своих учениц. Поначалу Дудинская вводила
Колпакову в репертуар, репетировала с ней роли. Но отношения между некоронованной
«императрицей» ленинградского балета и начинающей балериной не сложились и во
многом из-за работы Колпаковой с Григоровичем: прима и ее муж К.Сергеев не
признавали хореографов-новаторов.
Колпаковой пришлось уйти к другим репетиторам: Т.Вечесловой и Н.Балтачеевой.
Возможно, ей даже повезло - это были лучшие репетиторы того времени. Кроме того,
Колпакова старалась работать с теми балеринами, которые еще помнили вариации в
балетах такими, какими их сочинял Петипа (так и одну из своих лучших ролей в
классическом репертуаре, Раймонду, молодая танцовщица тайно репетировала с О.
Йордан). Дудинская многие из вариаций переделала «под себя», а Колпакова их
танцевала в оригинальной постановке.
Когда Григорович уходил в Большой театр, он звал с собой Колпакову, но она
отказалась - не решилась переходить в чужую труппу и не хотела покидать театр,
который любила. Но никакие «подводные камни» театральной жизни не повлияли на
судьбу Колпаковой: она занимала в труппе стабильное положение примы-балерины.
Образ Авроры - одно из самых совершенных созданий балерины. Здесь счастливо
соединились достоинства природные и воспитанные. Утончённость юного облика и
светлый лиризм, инструментальность танца и тяга к обобщению - всё слилось, чтобы
вызвать к жизни образ поразительной цельности. Виртуозная танцовщица, Колпакова
уверенно поднялась на вершину академизма, утверждённого девятнадцатым веком и
усовершенствованного техникой двадцатого. Основное же достижение балерины - в
раскрытии музыкально-хореографического содержания балета. Её образный танец
воплощает прекрасный и нежный, как юность, идеал, вечно живущий в сознании
человека, его немеркнущее под натиском тёмных сил сияние, его конечное торжество
и бессмертие. Партия Авроры в её исполнении движется по течению балета-симфонии,
набирая художественную силу, становясь ведущей, последовательно развивающейся
темой хореографической партитуры.
Уже в первые сезоны работы в театре определилась приверженность юной актрисы
классическому танцу. С безупречным чувством стиля, изяществом, легкостью и
чистотой танцует она такие сугубо классические партии, как принцесса Флорина и
Повелительница дриад. Со временем эти черты творческой индивидуальности,
помноженные на блестящее мастерство, снискали Колпаковой мировую известность в
партиях Авроры и Раймонды. Колпакова также стала первой исполнительницей многих
партий современного репертуара: Катерины и Ширин в балетах Ю. Н. Григоровича
«Каменный цветок» и «Легенда о любви», и многих других.
Она не только уберегла академическую традицию, но и сумела воспеть, вернув ей
изящество, блеск, осмысленность и гармоничность. Свое дело Колпакова понимала как
миссию... Она не просто одна из последних любимых учениц знаменитого педагога
А.Я.Вагановой, она одна из последних жриц того балетного искусства, которое
постигла в училище, подлинная представительница петербургского академизма.
Педагог и балетмейстер
С 1971 года - педагог-репетитор Театра им. Кирова. Окончила ЛГК имени Н. А
Римского-Корсакова по специальности балетмейстер-репетитор (дипломная работа
«Спящая красавица» П. И. Чайковского в Вильнюсском театре под руководством
выдающегося балетного педагога П. А. Гусева, 1982).
Поставила балеты: «Жизель» А. Адана (1987), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1990) -
в Минске; «
Шопениана» на музыку Ф. Шопена, «Тени» (из балета «Баядерка» Л. Минкуса),
«Пахита» Л. Минкуса (1988), «
Сильфида» Х. С.
Лёвенскьольда (1989) - в Софии (Болгария).
С 1995 года преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (профессор
кафедры классического танца). В 1990-х годах в течение нескольких сезонов работала
балетмейстером-репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке. Михаил
Барышников пригласил ее репетитором в Американский балетный театр, где она
работает до сих пор. Колпакова стремится привить американским танцовщицам
представление об эстетике и красоте русской школы, которым ее обучили, и, которое
она сама исповедовала на сцене. Ее часто приглашают как педагога и балетмейстера,
и только в Мариинском театре у нее нет учениц. Так уж сложилось.
Указом Президента РФ в 1996 году за выдающийся вклад в развитие отечественного
искусства Колпаковой была установлена Президентская пенсия.
Государственная и общественная деятельность
1974-1979 Депутат ВС СССР
С 1986 года - член правления Союза театральный деятелей РСФСР
Личная жизнь
Проживает в Толстовском доме, а также в США, в Нью-Йорке, в Верхнем Манхэттене,
рядом с музеем-замком Клойстерс, филиалом Метрополитен-музея. Муж - известный
артист балета В. Г. Семёнов (1932), народный артист СССР (1983). У супругов есть замужняя
дочь Татьяна, художник, окончившая Мухинскую академию, работающая дизайнером по
костюмам в Петербурге, и внук Никита, родившийся в США, проживающий в Петербурге,
учащийся менеджменту в университете.