Валерий Владимирович Ободзинский - популярный советский эстрадный певец, тенор.
Родился 24 января 1942 года в Одессе, на улице Петра Великого в коммунальной
квартире, в доме, где находилась консерватория.
По утрам за окном была слышна музыка, звуки фортепиано. Военное время. Родители
ушли на фронт. И маленького Валеру воспитывала его бабушка
Домна Кузьминична.
Это было время оккупации Одессы фашистами. Бабушка в то время работала дворником.
На руках у
Домны
Кузьминичны двое маленьких детей: её сын Лёня и Валера, который был всего на 2 года
моложе своего дяди. Валера всегда называл бабушку на «вы», и обращался к ней
«мама».
Домна
Кузьминична рассказывала случай, который чуть было не стоил жизни обоим
мальчикам.
Лёня украл у немецкого офицера колбасу и съел. Немец в ярости поставил мальчиков к
стене, собираясь застрелить, но тут вмешалась бабушка. Она бросилась к офицеру в
ноги и стала целовать ему сапоги. Благодаря ей мальчики остались живы.
1949 год. Голодное и нелёгкое время. Валера пошёл в школу. Учился неважно. Про себя он
говорил, что воспитание и образование у него было уличное: рос в среде воров и
карманников, но любил этих пацанов и они отвечали ему тем же. Тогда у всех у них
были клички. «Цуна» - так звали Валеру его дружки. Позже, вспоминая, он говорил о
них с нежностью. Его удивлял и восхищал тонкий юмор одесских пацанов. Он говорил,
что эти ребята, не имея никакого образования, могли рассказывать так, что их можно
было слушать часами. Такими же умелыми рассказчиками с неподражаемым чувством
юмора были и его родители. Особенно отец, который всегда был душой компании.
Валера пел с самого детства. Он пел везде. Освоив немного гитару, немного
контрабас, он пел на одесских пляжах, в парадных. Валера пел, а его дружки в это
время «чистили» карманы публики. Как он сам говорил, шутя, «каждый занимался своим
делом». «Заработанное» делили пополам. Ободзинский не имел музыкального
образования. Он никогда не учился музыке и не знал нот, но обладал абсолютным
музыкальным слухом, и всегда слышал малейшую фальшь. Валерий - певец самоучка. О
себе он говорил, что сделал себя сам, слушая зарубежных исполнителей и собирая
самое лучшее: какой-то штрих от одного, что-то от другого. Так он искал себя, свою
творческую индивидуальность. Ещё он говорил, что гениями не рождаются. О своем
творческом пути говорил так: «Я из простой семьи, и помогать мне было некому, Я сам
шёл к цели». И путь его был не из лёгких, но благодаря врождённому чувству юмора,
страстному желанию, и бесконечной любви к песне, он добился того, чего хотел. В
свои юные годы, прежде, чем полностью посвятить себя искусству, Ободзинский
работал кочегаром, «тянул» пружины на матрасах, а также немного проработал в
артели, делая замочки для мебели. Он с юмором рассказывал о тех временах: «У меня
был интересный, сложный процесс». Началом, его профессиональной карьеры стала
работа на теплоходе «Адмирал Нахимов», куда его взяли сразу после первого
прослушивания. Затем он стал солистом Костромской филармонии. Руководителями в
то время были Валентина Фёдоровна Макарова и её муж, художественный руководитель
Валерий Иванович. Позже они стали друзьями, и относились к Валерию как к сыну.
Затем Ободзинский работал от Томской филармонии, объездив с концертами всю
Сибирь, а затем и всю Россию. Пожалуй, нет такого города, где бы он не был с
концертом за всю свою творческую деятельность.
1967 год. Начало работы в оркестре Олега Лундстрема. Известность и народная любовь
пришли к нему именно в эти годы, и Ободзинский по праву считал себя выходцем из
этого знаменитого оркестра. Первая песня родилась на гастролях в Болгарии и сразу
стала популярной. Там Валерий познакомился с композитором Борисом Карадимчевым.
Борис Который написал песню «Луна на солнечном берегу» и подарил её Ободзинскому.
В Москве поэт Онегин Гаджикасимов сделал перевод, и песню записали на фирме
«Мелодия». Потом она зазвучала на радио. Затем начали появляться шлягеры один за
другим - знакомство с поэтом оказалось очень плодотворным. Позже, в
сотрудничестве с Давидом Тухмановым родилась знаменитая «Восточная песня»,
которая также сразу стала очень популярной и продолжает пользоваться
популярностью и по сей день. После песни «Я у моря рождён» Ободзинского стали
считать певцом моря.
Валерий не был похож на певцов своего времени. Власти не одобряли манеру певца,
выбор репертуара. Говорили, что он поёт не по-советски. Считали его слащавым,
несерьёзным певцом, поэтому его не допускали на телевидение. Но народная любовь
свидетельствовала об обратном. Каждый концерт - аншлаг. Ободзинский работал на
износ, был очень жёстким в работе, требовательным к себе и к другим. Он давал по 6-7
концертов в день, часто на разных площадках, а однажды отработав 10 концертов он
был близок к нервному и физическому истощению.
Ободзинский - певец любви, лирик. Он никогда не изменял себе, никогда не
подстраивался ни под время, ни под требования властей. И это, естественно, давало
негативные результаты: «наверху» его не жаловали, было закрыто телевидение,
резали выпуск грампластинок. Но, несмотря ни на что, он пел то, что ему нравилось,
пел сердцем, душой, смело брался как за советский, так и за зарубежный материал.
Валерий шёл впереди своего времени. Позже он говорил, что возраст для певца не
имеет значение, главное идти в ногу со временем, не отставать. Ещё он говорил, что
нет «глупой» публики, всё зависит от исполнителя. Благодаря неустанному поиску,
он нашёл свою творческую индивидуальность, неповторимость.
Работа солистом-вокалистом у Олега Лундстрема проходила отдельным номером,
наряду с другими артистами, такими как Алла Пугачёва, Айна Балынь, Дмитрий
Ромашков, Нина Бродская, Раиса Неменова. Позже, в Донецкой Филармонии, сделав
сольную программу и организовав свой коллектив, один из которых назывался
«Верные друзья», (руководителем ансамбля был - Юрий Щеглов) он параллельно
продолжал работать с Олегом Лундстремом, но уже пел всё 2-е отделение. Затем
Валерий выступал вместе с коллективом под управлением Игоря Петренко. Каждый год
на белые ночи Ободзинский приезжал в Ленинград и работал на самых центральных
площадках города. Билеты на его концерт невозможно было достать. Зимой, обычно в
январе, феврале, в театре Эстрады проходили его концерты с новой программой,
умышленно приуроченные ко дню рождения певца. Билеты спрашивали от метро
«Библиотека имени Ленина». А летом ежегодно, как традиция, были концерты в Одессе.
Туда он ездил вместе с семьёй. Вечерами работал, а днём отдыхал с семьёй на море. В
«Летнем театре», все его друзья детства, из шайки, после концерта сопровождали его
до гостиницы. Шли пешком, как свита, из 50-60-ти человек. Традиционны были концерты в
Свердловске и его объявление в начале выступления, что это Свердловск - родина его
жены Нелли. Это была отправная точка его турне по Сибири. Солист Росконцерта,
Москонцерта, Донецкой, Томской, Костромской, Чечено-ингушской филармоний,
Ободзинский часто выступал с концертами на стадионах.
Впечатляет список композиторов и поэтов, с которыми работал певец: Давид
Тухманов, Леонид Дербенёв, Михаил Пляцковский, Онегин Гаджикасимов, Николай
Добронравов, Александр Флярковский, Никита Богословский, Александр Зацепин,
Игорь Шаферан, Игорь Кохановский и многие другие. И, несмотря на всенародную
любовь, певец долго не мог получить никакого звания. Заслуженным артистом
Марийской АССР он стал после 2 месячной бесплатной работы - турне по республике. Он
выступал в деревнях, сёлах, колхозах, совхозах, на фермах, на свинофермах, и даже в
коровниках.
Долгие годы Ободзинскому приходилось снимать квартиру в Москве. В 1969 году он
получил московскую прописку и сразу вступил в строящийся кооператив, а в январе
1970 года он со своей первой женой въехали в новую 3-х комнатную квартиру. В связи с
этим, в мае его вызвали в КГБ и устроили перекрёстный допрос, продержав певца весь
день. Стремление обогатиться в то время не приветствовалось, более того, пошли
слухи, что певец очень недоволен своими доходами и собирается покинуть страну.
Всё это привело к тому, что его выступления стали исключать из концертных и
гастрольных программ. Попытка организовать гастроли в США также оказалась
неудачной.
В конце жизни Валерий Владимирович пережил кризис, творческий апокалипсис. Он
развёлся с женой и жил в гражданском браке с поклонницей его таланта Анной
Есениной. Работал сторожем на галстучной фабрике, профессиональным пением не
занимался. Страдал алкоголизмом. В этот период он вообще не пел. Его перестали
интересовать слава, деньги, песни.
В начале 90-х годов стараниями своей гражданской жены Анны Есениной Ободзинский
решает возобновить творческую деятельность и записывает альбом песен Александра
Вертинского. В сентябре 1994 года в концертном зале «Россия» прошло первое
выступление после многолетнего перерыва. Был аншлаг. После первой же песни зал
взорвался аплодисментами. Никто не мог поверить в то, что человек, прошедший через
пьянство и наркотики, сумел сохранить в чистоте свой голос.
В последние годы жизни Валерий Ободзинский возобновил гастрольную деятельность,
дал несколько концертов в разных городах России. В своем последнем выступлении по
телевидению в программе «Золотой шлягер» Валерий Владимирович сказал: «Очень
часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь
складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше
не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио,
которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры
заявляли, что я пою не по-советски... Прошло время».
Валерий Владимирович Ободзинский скончался в Москве 26 апреля 1997 года. Похоронен
на Кунцевском кладбище Москвы (участок № 10). В память о певце и признании его
таланта состоялся концерт в концертном зале «Россия» и состоялась церемония
закладки звезды артиста, на площади звёзд.
Две дочери Валерия Владимировича Анжела и Валерия, названная в честь отца,
получили в наследство любовь к музыке. Старшая, Анжела - профессиональная певица,
она и сегодня поёт песни своего отца, готовит в выпуску альбом его песен в
собственном исполнении. Младшая, Валерия - профессиональный звукорежиссёр на
фирме «Мелодия».