Лидия Ричардовна Клемент родилась 8 июля 1937 года в Ленинграде на улице Подольской,
26.
Родители
Отец - Ричард Германович Клемент, инженер из Эстонии, скончался еще до войны.
Маленькая Лида провела всю блокаду в Ленинграде с мамой - Марией Гордеевной
Голубевой.
Учёба и участие в художественной самодеятельности
В 1944 году Лида пошла в школу, а вскоре проявилась её артистическая натура, девочка
стала посещать школу музыкальную, где обучалась игре на фортепьяно и пела в
хоре.
Когда пришла пора выбирать профессию, Лидия не сомневалась в том, что свяжет свою
жизнь с музыкой. Однако мама, вышедшая на пенсию, была категорически против. Она
искренне желала добра дочери и считала, что обеспечить жизнь способна лишь
«настоящая» профессия. На этом же настаивал и отчим Лидии, он был архитектором, а
после войны строительные специальности оказались востребованы и девушке
пришлось уступить. В 1955-м году она поступила в Ленинградский
инженерно-строительный институт.
В середине 50-х жизнь в стране начала меняться. Качественно новое развитие
получила самодеятельность, в первую очередь студенческая. В ЛИСИ существовал
первоклассный оркестр, руководил которым пианист Наум Тёмкин, и Лидия стала
активной участницей этого коллектива. Оркестр регулярно выступал не только на
институтских вечерах, но и был частым гостем в Домах Культуры Ленинграда,
особенно в «ДК им. Орджоникидзе» на Васильевском острове. В этот же период молодую
певицу пригласил в свой ансамбль руководитель оркестра «Дома Народного
Творчества» Владимир Фёдоров.
Еще, будучи студенткой, Лидия познакомилась с музыкантом Борисом Шафрановым,
который серьёзно увлекался джазом. Они поженились.
Студенчество закончилось. В 1960-м Лидию распределили на работу в Ленпроект, но
проработала она там недолго: ушла в декретный отпуск, из которого к инженерной
деятельности уже не вернулась. И вообще мысли девушки были далеки от кульманов и
ватманов. Она продолжала искать пути творческой реализации, и начала петь в
ансамбле «ДК имени Ленсовета» (тогда - только что переименованного «ДК
Промкооперации»).
Эстрада
В 1961-м у Лидии и Бориса родилась дочь Наташа, и работу на эстраде Лидия Ричардовна
делила с обязанностями молодой мамы. Весной 62-го она стала участницей квартета п/у
Румянцева, который работал с композитором Василием Соловьёвым-Седым, и выехала в
свою первую и единственную зарубежную гастрольную поездку - в Венгрию.
О молодой певице заговорили. Музыкальный редактор Ленинградского ТВ - дирижёр и
композитор Анатолий Бадхен познакомил Лидию с композитором Андреем Петровым,
которого она буквально очаровала. Специально для Лидии Клемент Петров написал
песню «Звёзды в кондукторской сумке». Имя автора уже тогда было достаточно
весомым для того, чтобы обойти препоны худсоветов, и голос Лидии зазвучал на
радио. А сама Лида была ангажирована петь в кафе «Север» на Невском проспекте, где
работали музыканты довоенной джазовой школы. Именно туда в июле 1962-го всё тот же
Анатолий Бадхен привёл режиссёра Льва Цуцульковского, который подбирал
участников программы «На огонёк». Третий выпуск этого проекта, ставшего
впоследствии «Голубым огоньком», снимался в Ленинграде. В нём Лидия исполнила
песню Андрея Петрова «
Здравствуй». Город был покорён молодой талантливой певицей. А
ленинградское отделение Союза композиторов выстроилось в очередь к молодой
Звезде с предложениями новых песен.
Впрочем, звёздности в молодой очаровательной девушке не было никакой. Она
покоряла своей скромностью и внутренней культурой.
В сентябре 62-го Лидия Клемент стала солисткой оркестра Анатолия Бадхена в Театре
Эстрады, где и проработала до конца. Всесоюзную известность принесли ей песни
«Карелия» Александра Колкера на стихи Михаила Гиндина, Генриха Рябкина и Кима
Рыжова; и «Дождь на Неве» Вадима Шеповалова на стихи Бориса Гершта и Константина
Григорьева. Лидия стала частой гостьей телевизионных программ, её песни
регулярно звучали по Всесоюзному радио, в нескольких кинофильмах. Казалось,
впереди долгая успешная творческая жизнь. Но страшная болезнь уже жила в ней...
Трагедия советской эстрады - ранняя смерть певицы
Травма родинки, которой Лидия не придала значения, обернулась онкологическим
заболеванием, не оставляющим шансов молодой, красивой, талантливой женщине.
Лидия продолжала работать в буквальном смысле до последних дней, и мало кто
подозревал о том, чего ей это стоит. Последней ее съемкой на Ленинградском
телевидении была песня Андрея Петрова «Я шагаю по Москве», за две недели до 16 июня
1964 года - того дня, когда ее не стало.
Прощание с Певицей проходило в Ленинградском театре Эстрады, где собралось
огромное количество ее поклонников. Похоронена Лидия Клемент на Богословском
кладбище в Ленинграде.
Она не успела увидеть свою первую и единственную большую пластинку, которая вышла
практически сразу после смерти Певицы...
Многие из песен своего репертуара Лидия Клемент не успела записать, киноплёнки
«Карелия» и «Дождь на Неве» оказались утрачены...
Её жизнь на сцене длилась менее 2-х лет, но оставила след в сердцах людей, которым
так не хватает искренности и доброты. И сегодня, спустя полвека после ее смерти,
песни Лидии трогают души тех, кто родился совсем в другое время.
Семья
Муж -
Борис
Шафранов, джазовый музыкант, позднее эмигрировал в Великобританию. С 1979
года живёт в США.
Дочь - Наталья Шафранова (род.1961). Окончила Ленинградский пединститут им. Герцена,
работала в лениградской школе № 307 учителем истории. С 1992 года живёт в США.
Из воспоминаний друзей и коллег по эстраде
Эдита Пьеха - эстрадная певица
Имя, которое вспыхнуло, и не суждено ему было озарять людей, почитателей песни,
долго. Ей было 26 лет, когда её не стало.
Мы были ровесницами. И дочки даже у нас были ровесницами. Впервые я её увидела на
лестнице в Театре Эстрады: она спускалась, и я обратила внимание какая красивая
девушка! У неё почему-то были уже седые волосы - красивая копна таких пепельных
волос, красивое лицо, очень гордая осанка... Её очень любил, как творческую
личность, композитор Андрей Павлович Петров. Он доверял ей свои песни: «
На кургане», «Звёзды в
кондукторской сумке», «
Здравствуй»... В её исполнении песня Александра Колкера «Карелия» имела
такой успех - она просто взлетела над всей страной! Она рано ушла. Наверно она не
думала об этом - ей хотелось жить. Жаль, что о ней мало знают. Многие режиссёры,
которые её снимали, уехали - кто в Америку, кто в Израиль. Я оказалась счастливой
избранницей судьбы, и пережила многих певцов. Я получала записки спеть песню
«Дождь на Неве», и всегда комментировала - простите, это песня из репертуара Лидии
Клемент, певицы, которая очень рано ушла в мир иной, а я её никогда не пела. Мне
приятно, что есть возможность напомнить песни Лиды Клемент, напомнить какой она
была. Чтобы люди узнали, какая это была замечательная, талантливая, красивая,
очень молодая и тогда уже зрело талантливая певица, артистка Лидия Клемент!
Зоя Виноградова - актриса Ленинградского Театра Музкомедии
Она такая фотогеничная была, такая светлая, обаятельная, и в то же время очень
скромная. И такая хорошенькая - просто глаз не оторвать. В ней не было ни
вульгарности, ни развязности, была какая-то чистота - свет излучала она! Мы много
встречались в Ленконцерте, вместе были заняты и на радио, и на телевидении. Её
вообще сразу же стали много снимать. Все композиторы города предлагали ей свои
песни: Петров, Соловьев-Седой, Портнов, Пожлаков, Дмитриев... Её полюбили и авторы, и
актёры, и конечно зритель. Публика принимала её прекрасно: она выходила, как
Солнышко какое-то - её улыбка озаряла всё вокруг. Она так исполняла песни - пела
сердцем, душой, таким хорошим тёплым голосом. Было много хороших исполнителей, но
Лида выделялась из всех: у неё было своё лицо и свой репертуар - она всё пела
прекрасно, но особенно удавались ей лирические песни. Она очень любила свою
маленькую доченьку, так о ней говорила светло, огорчалась, что из-за работы мало
приходится её видеть. А это счастье, что она много работала. Когда Лидочка
заболела, я не слышала от неё жалоб, она мужественно несла этот крест, боролась,
хотя ей было очень тяжело... Это был добрый, светлый, изумительный человек! Она так
же светло и ушла - как яркая комета: блеснула и улетела...
Андрей Петров - композитор
С особым волнением я вспоминаю о Лидии Клемент, потому что это была одна из ярких
творческих встреч, и конечно от того, что, к сожалению, её артистическая судьба
была очень короткой. Это была певица нерастраченных, неиспользованных огромных
возможностей. Она, буквально с первых секунд появления на сцене подкупала своим
артистизмом, какой-то элегантностью и интеллигентностью, что встречается
довольно редко на нашей эстраде. А самое главное - очень красивым тембром голоса,
очень проникновенной и, в то же время, какой-то очень благородной, я бы даже сказал
европейской манерой исполнения песен. Я думаю, что эту манеру легче всего
проиллюстрировать на творчестве французских эстрадных певиц. Мне кажется, что-то
у неё было от Джульетт Греко, и когда мы узнали талантливую французскую певицу
Патрицию Каас, я подумал, что Лида могла бы развиваться в таком направлении,
ориентируясь на лучшие образцы европейской и, конечно же, отечественной эстрады.
Именно благодаря своей индивидуальности Лидия Клемент могла вызывать к себе
настоящий интерес публики, оставаясь самою собой. И каждый раз, когда я по
прошествии какого-то времени опять слушаю голос Лиды Клемент, я ещё раз убеждаюсь,
что эти записи где-то устарели по техническим параметрам, но отнюдь не по манере
пения. Я ещё раз убеждаюсь, какая это могла бы быть своеобразная, яркая эстрадная
певица, если бы её жизнь сложилась иначе. Это был первый ленинградский «Голубой
огонёк». Он снимался прямо у Петропавловской крепости, прямо на пляже. И меня
познакомили с молодой певицей, которая на этом «Огоньке» исполняла мою песню «
Здравствуй» на стихи Фогельсона. Она как-то сразу подкупила и меня, и
всех участников «Голубого огонька». И когда эта передача вышла в эфир, пришло
много писем. В то время были частыми авторские встречи, концерты и, конечно же, я
сразу пригласил Лиду в них участвовать. Она замечательно пела песни «
На кургане», «Я шагаю
по Москве», а специально для неё я написал «Звёзды в кондукторской сумке». Потом
эта песня была отснята на телевидении. Я думаю, что это был вообще один из первых
телевизионных клипов, он в своё время имел большую популярность и очень много раз
показывался по телевидению. Потом Лида спела песню в фильме «
Два воскресенья»... К сожалению, дальнейшей творческой дружбе уже было
не суждено продолжиться...