Светозаров Дмитрий Иосифович родился 10 октября 1951 года в Ленинграде в семье
известного кинорежиссера, классика отечественного кино, Народного артиста СССР
Иосифа Хейфица .
По первому образованию Дмитрий Светозаров филолог (английский язык и литература),
в 1974 году окончил Ленинградский государственный университет. Некоторое время
занимался литературными переводами, но вскоре полностью переключился на кино.
Уже в дипломный год 23-летний Дмитрий Светозаров работал на киностудии «Ленфильм»
ассистентом у режиссера Ильи Авербаха на кинокартине «Чужие письма» (1975), затем у
Иосифа Хейфица на фильме «Ася» (1977).
В 1980 году закончил Высшие режиссерские курсы (мастерская Иосифа Хейфица,
дипломная работа - к/м фильм «Очки от солнца»), после чего продолжил работу на
«Ленфильме» в качестве режиссера.
В 1983 году Дмитрий Светозаров заявил о себе в полнометражном игровом кино. Это был
яркий дебют, - спортивная драма «Скорость» не только резко выбивалась из общего
кинопотока «кино эпохи застоя», но и обозначила позицию молодого режиссера:
Светозаров собирался всерьез взяться за малоизученную в СССР область жанрового
кинематографа.
Успех «Скорости» в прокате позволил режиссеру немедленно приступить к следующей
работе, и в 1986 году на экраны вышел «Прорыв» - история крупной аварии в
ленинградском метро, второй фильм-катастрофа за всю историю отечественного
кино.
В годы «перестройки» «жанровый кинематограф» Светозарова становился все более
авторским, бескомпромиссным, жестким, что вызывало отрицательную реакцию у
кинематографического начальства. Первой ласточкой стала социальная драма «Без
мундира» (1988). Растущее недовольство Светозаровым достигло «точки кипения» после
просмотра кинопритчи-триллера «
Псы» (1989). Картина была революционной для своего времени и по форме - это
был первый триллер в советском/российском кино, и по содержанию, - исследуя темные,
скрытые стороны человеческой души, режиссер ступил на территорию, которую до
этого в кино обходили стороной. Фильм испугал чиновников, его обвинили в излишней
жестокости и не допустили к прокату.
Начало 90-х - время «официального» признания режиссера. В 1992 году его
психологический детектив «
Арифметика убийства» (1991) получил Гран-при кинофестиваля в Анапе
«Киношок» и приз за лучшую мужскую роль Сергея Бехтерева на МКФ в Валансьене,
успешно прошел по экранам страны. «
Арифметика убийства» закрепила за Светозаровым репутацию блестящего
профессионала, свободно чувствующего себя в рамках любого жанра, и
режиссера-автора со сложившейся системой эстетических ценностей, взглядов и
убеждений.
В 1992 году Светозаров снова удивил всех: он отошел от жанрового кино и снял драму «
Гаджо» - фильм,
перевернувший русский литературный миф о цыганах и ставший метафорой судьбы
интеллигенции в России.
В 1993-94 г.г. российское кино переживало кризис, Дмитрий Светозаров ушел на
петербургское телевидение, где работал режиссером популярных программ
«Оранж-ТВ», «О-ля-ля!» и снял фильм-балет «
Голубые танцовщицы».
В 1994-97 г.г. - руководитель творческих студий рекламных агентств «Premiere-SV» «Депутат
Балтики», «НТР-центр».
Новый этап в судьбе режиссера начался в 1997 году, когда Дмитрий Светозаров
совместно с продюсером Александром Капицей выпустил первый российский
телесериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты»), который стал абсолютным
рекордсменом по продолжительности на отечественном ТВ. Вот уже более 10 лет
«Менты» остаются самым популярным и любимым «народным» сериалом (на сегодня
снято более 150 серий). В 1999 году за серию «Моль бледная» Дмитрий Светозаров
номинировался на национальную премию ТЭФИ как лучший режиссер.
В 1998 году на телеэкраны вышел сериал «Агент национальной безопасности», в котором
Светозаров выступил как художественный руководитель, режиссер и автор
креативной идеи о «российском Джеймсе Бонде». Сериал стал не менее популярным,
чем «Менты», и также снимается по сей день.
В 2000 году Дмитрий Светозаров вернулся к полнометражному кино и снял «14 цветов
радуги» - смесь триллера, приключения и драмы (в подзаголовке: «русская сказка»).
Фильм получил награду на кинофестивале в Каире и приз за лучшую женскую роль
фестиваля «Кинотавр» актрисы Светланы Смирновой.
В 2002 году Дмитрий Светозаров осуществил давний замысел: он снял телевизионный
многосерийный фильм «По имени Барон» - глубокую по замыслу и сложную по
композиции гангстерскую сагу, российский аналог «Однажды в Америке» (канал
«НТВ»). Фильм был удостоен национальной премии ТЭФИ (2002) в номинации «лучший
телесериал», а Дмитрий Светозаров получил ТЭФИ за лучшую режиссуру.
В 2002 году Дмитрий Светозаров совместно с продюсером Андреем Сигле создал
киностудию «АСДС» (инициалы продюсеров).
С 2002 по 2007 г.г., студия выпустила сериалы «
Танцор» (виртуальный детектив,
Первый канал), «
Три цвета
любви» (мелодрама, канал «Россия»), 9 серий сериала «Опера. Хроники убойного
отдела» (канал «Россия»), «
Фаворский» (НТВ), «
Вепрь» (Первый
канал).
В качестве продюсера и художественного руководителя проекта Дмитрий Светозаров
руководил съемками сериала «
Синдикат» режиссера Алексея
Лебедева и художественного фильма «
Поводырь» Александра
Хвана.
В 2006- 2007 г.г Дмитрий Светозаров взялся за экранизацию романа Федора Достоевского
«
Преступление и наказание». В настоящее время в производстве
студии находится восьмисерийный фильм и киноверсия самого петербургского
произведения писателя.
Дмитрий Светозаров известен, как режиссер, «открывающий» для кинематографа новых
звезд. Среди них Михаил Пореченков, Игорь Лифанов, Сергей Бехтерев, Андрей Краско
и др.
Отличительная черта Светозарова - умение сплотить вокруг себя единомышленников и
сохранить «команду». Состав его съемочной группы практически не меняется вот уже
много лет. Большинство фильмов и сериалов Светозаров снимает совместно с
оператором Александром Устиновым, музыку создает композитор Андрей Сигле. Еще с
первой картины Светозарова «Скорость» продолжается его дружба и тесное
сотрудничество с Андреем Макаревичем. И если раньше это выражалось только в том,
что бессменный лидер «Машины времени» писал музыку и песни к его фильмам, то
недавно Макаревич выступил в новой ипостаси и дебютировал как продюсер сериала
Светозарова «
Танцор» (2002).
Как и его отец
Иосиф
Хейфиц, Светозаров снискал репутацию «актерского режиссера», собирая на
каждой картине блестящие актерские ансамбли.