Кабанов Михаил Владимирович родился 11 ноября 1957 года в Брянской области.
В 1988 году закончил ВТУ имени Щепкина (курс В. И. Коршунова и Н. В. Шароновой). В том же
году был принят в труппу МХАТ им. Горького.
Палитра используемых артистом красок для создания того или иного образа
бесконечно многообразна, что позволяет ему иметь большой и разнообразный
репертуар.
Михаил Кабанов играет ведущие роли в спектаклях: «Вишневый сад» А. Чехова - Петр
Трофимов, «Лес» А. Островского - Буланов, «Без вины виноватые» А. Островского -
Миловзоров, «Униженные и оскорбленные» Ф. Достоевского - Маслобоев, «Рюи Блаз» В.
Гюго - Дон Цезарь, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова - Воланд, «Три сестры» А. Чехова
- Кулыгин и другие.
Интервью Марии Мономеной с Михаилом Кабановым в «Театральной афише, 2005
год.
- Вы выросли не в театральной семье, но выбрали именно актерскую стезю. Почему?
Расскажите о Ваших «университетах», о Ваших учителях.
- Мне действительно не приходило в голову, что я буду артистом. Я родился в деревне
в Стародубском районе Брянской области, все мои корни оттуда, но тяга к искусству
была всегда, сколько я себя знаю. Помнятся вечера в нашем клубе, на которых я
просто пересказывал своими словами русские сказки, которые накануне прочитал.
Реакция была потрясающая. Я просто не понимал, почему все люди начинали смеяться и
буквально падать со скамеек от смеха. Мне советовали, чтобы я себя попробовал, как
актер.
Послушавшись, поехал в Брянск - там была организована студия при Брянском
драматическом театре, куда я и поступил. Закончил ее, был приглашен в Брянский
театр. Проработав там немножко, я уехал в Москву, поступил в театральный институт
им. Щепкина. После этого был приглашен Татьяной Васильевной Дорониной в МХАТ им. М.
Горького, где работаю вот уже семнадцать сезонов.
Если говорить о своих учителях, то учился я у неповторимых Виктора Ивановича
Коршунова и Натальи Васильевны Шароновой. Именно они мне объяснили что такое
профессия актера, заставили мучиться, думать, страдать перед тем, как выйти на
сцену. Но главные университеты, которые были - это, конечно, наш театр и Татьяна
Васильевна, которую я считаю своим главным учителем.
- Вы много играете спектаклей, где режиссером является именно Доронина, вы так
же часто появляетесь на сцене ее партнером. Она требовательна?
- Она очень требовательный режиссер. Татьяна Васильевна сразу давала мне много
ролей: большие, маленькие. С чем-то я справлялся, с чем-то нет, но она меня как будто
испытывала, пробовала в различных амплуа: комическом, драматическом, лирическом,
романтическом - это совершенно непохожие ипостаси, которые способствовали моему
профессиональному развитию.
Но в тяжелейшей работе над спектаклем я испытываю необыкновенное счастье,
удовольствие и одновременно легкость творческой фантазии. Мне очень нравится
играть с Татьяной Васильевной на сцене: в «Вишневом саде» (Доронина - Раневская;
Кабанов - Петя Трофимов), в «Лесе» (Доронина - Гурмыжская; Кабанов - Алексей Буланов)
именно потому, что неимоверно трудно. Это необыкновенное ощущение творить в той
атмосфере, которую она задает.
- Вы затронули тему разнообразия ваших ролей. Мало какому актеру выпадает
такое счастье - попробовать себя в столь различных амплуа? Что на Ваш взгляд вам
удается лучше?
- Мне нравится все, в чем есть человеческая основа, где есть характер,
многогранность. Мне трудно судить, что удается лучше, но внутренне я ощущаю себя
трагическим актером. Притом, что чаще играю комедию. Я мечтаю, что когда-нибудь мы
возьмем для постановки трагедию Шекспира.
Что касается комедии, то к ней я тяготел с самого детства, когда попадал в театр -
это означало радость. Мне нравилось, что там происходят такие удивительные
перевоплощения. Театр всегда был для меня большой тайной, мне нравилось, что
актеры на сцене совершенно не такие, какими я видел их за кулисами, с ними что-то
происходило. Поэтому я всегда представлял себе театр не только, как выражение
внутреннего мира человека, глубинных высоких чувств, но и как определенное место,
связанное с радостью, светом, чудом, часто радостью сквозь слезы.
- Поговорим о премьере. Расскажите как вы работали над ролью Лукошкина в
спектакле, комедии «Заложники любви, или Халам-бунду». Вы, насколько мне известно,
были не только исполнителем одной из главных ролей, но и ассистентом
режиссера?
- Юрий Поляков - замечательный драматург и писатель создал в этой пьесе очень
колоритных персонажей с бездной здорового юмора. Работая над ролью чудака
монархиста Лукошкина, я исходил из того, что я - Михаил Кабанов - люблю свою землю и
все, что с ней связано, поэтому мой герой безгранично искренен, открыт. Потом
прибавлялись верно найденная комедийная форма, какие-то находки. Например, то, как
мой герой впервые появляется на сцене - он не просто заходит, а поет самодержавный
гимн «Так за царя, за родину...», с распростертыми объятьями всех перецеловывает.
Или как, испугавшись внезапно появившихся киллеров-негров, находит-таки в себе
силы и в соответствии с русской вековой традицией «хлеб да соль» предлагает им
трясущимися от страха руками маленький пирожок, который запрятал в кармашке. Или
французские пословицы, которыми он со знанием дела щеголяет. Это очень смешно! Мне
нравится, когда все оправданно, когда придумка действует и в зале смех.
Работая ассистентом режиссера, у меня сложилась целая традиция - прежде чем
сыграть какую-то роль, я собираю всех своих друзей у себя в общежитии и начинаю
проигрывать за всех персонажей спектакля какие-то «куски». Мне нравится сам
процесс поиска того или иного образа. Один из моих любимых героев в этом спектакле
- это профессор-заложник, привязанный наручниками к стремянке, для меня этот герой
- уникум, и когда он, в конце концов, слезает с нее, когда получает долгожданную
свободу ... что с ним творится! Это его торжество! Потом я показываю всех негров,
которые ползают перед ним.
Но в этом спектакле все-таки два главных героя, любящих, искренних, современных:
Елена и Юрий Юрьевич. Их замечательно играют Андрюша Чубченко и Леночка
Корабейникова. И мы все - остальные герои - помогаем, конечно, им.
- Какая роль любимая?
- Любимая роль была роль Гришки в пьесе Островского «Козьма Минин». Роль
маленькая, но она проходила через весь спектакль рядом с главным героем. Я все
думал: ну как играть юродивого? Надо вспомнить моих любимых земляков, потому что в
каждом из них это есть, и во мне самом тоже. Блаженность, русское безграничное
добро, любовь ко всем, звенящая искренность. Поэтому я стал играть безграничную
любовь ко всем героям пьесы, переживал, страдал за них, окунался в их горе даже
больше, чем они сами.
Я ходил и собирал копеечки весь спектакль «подайте на дорожку». И когда подходила
финальная сцена спектакля, когда все герои делали пожертвования в защиту
отечества, родины, Москвы, отдавали последнее - кто крест, кто меха, шелка, золото,
тогда и юродивый Гришка кричал: «Подождите!», бежал и хотел отдать эти свои
копеечки, протягивал руку, а в ладошке ничего не оказывалось. Это было так
трогательно, зрители начинали рыдать и все цветы несли на аплодисменты почему-то
юродивому! Хотя финал спектакля был подготовлен всеми актерами, всем ходом
пьесы.
В этой роли соединялись два основных направления: ярчайшая форма и глубочайшее
содержание.
Любимых ролей много. И конечно первая роль не может быть не любимой. Моя
творческая биография в МХАТ им. М.Горького началась с роли Хитрого в пьесе
Дударева «И будет день». Репетировал В. Белякович. Я не был распределен в эту
пьесу, но мне очень хотелось играть Хитрого, и я просто ходил на все репетиции.
Режиссер заметил это и предложил попробоваться. В итоге я стал основным
исполнителем и сыграл во всех ста спектаклях этой пьесы. Роль замечательная,
трогательная, эмоциональная, мне казалось, что это все буквально про меня.
Потом я сыграл Петю Трофимова и до сих пор играю. Неоднозначный, странный
персонаж. Одной из главных ролей стала роль Буланова в «Лесе». Я на всю жизнь
запомнил слова Татьяны Васильевны: «Миша, ты что на меня смотришь? Это твоя сцена,
веди ее, не жди, это ты мне должен предлагать». Приходилось сложно. Затем была еще
одна большая, коварная роль, которая в моем репертуаре и сейчас - Шервинского в
«Белой гвардии». По жанру романтический любовник. И я многому учился здесь таким
качествам, которых в моей природе, как мне казалось, практически нет. Мне
приходилось искать в себе какой-то демонизм этого персонажа. Одной из важных
робот была работа над «Полоумным Журденом» Булгакова в этом спектакле я
постепенно сыграл четыре главные роли: Клеонт, Ковьель, Журден и госпожа Журден.
- Над чем Вы сейчас работаете?[/b]
- Мы работаем над замечательной повестью в жанре комедии Ф.М. Достоевского
«Дядюшкин сон». Режиссер Борис Щедрин. Я репетирую Мозглякова. И не зря Федор
Михайлович дал ему такую читаемую фамилию, в которой угадывается авторская
позиция по отношению к этому персонажу. «Мозгляк» - расчетливый ум, он все
просчитывает. Именно в противостоянии Мозглякова и Зины угадывается характерный
для Достоевского конфликт ума и сердца, берущий свои начала в православии. Я
надеюсь, что это будет очень интересно.
- Чем Вы занимаетесь в свободное время?[/b]
- Я абсолютно увлечен своей профессией. Я несу весь творческий «бред» ролей домой.
Сплю и репетирую, ем и репетирую, просыпаюсь и репетирую. Это и профессия и хобби
одновременно. А еще я езжу к себе на родину. У меня были даже выговоры в театре, что
я, никого не предупредив, срывался в деревню. Но преодолеть эту неодолимую тягу
очень сложно, порой просто невозможно.
- Как Вы относитесь к современному кино? Не тянет ли Вас попробовать себя в
этом жанре?
- Какое-то время я снимался в свободное от основной работы время, но мало. И даже
когда поступают предложения, которых порой даже много, то приходилось
отказываться. Я очень устаю в театре. Занятость огромная. Восемнадцать спектаклей
в месяц плюс репетиции. Вот вчера я играл в «Глупой для других...» Л. де Вега после
репетиции «Дядюшкиного сна». В начале спектакля огромный монолог, начинаю
говорить, хочется сделать это помощнее, и вдруг чувствую, что у меня начинает
темнеть в глазах, того и гляди рухну.
Если вернуться к тому, что мы видим на экранах: вы посмотрите на все эти сериалы.
Центральные герои - всегда люди с пороком: жадные, эгоистичные, убивают - они, по
сути, антигерои. Идет процесс дегероизации, насаждения всего «анти». Я не говорю
уже о том, что эти герои элементарно некрасивы. В этом есть определенное
извращение.
Теряется всякий смысл. Зачем, например, сняли фильм «Штрафбат»? Чтобы показать,
что в Великую Отечественную войну были штрафники? В то же время я смотрю
Голливудский фильм о нашем герое, о снайпере Василии Зайцеве - снято прекрасно, в
центре красивый, любящий герой. Почему же мы так себя не уважаем, унижаем,
размазываем? Мы же победили. А нас судят! И судьи кто?
Есть, конечно, исключения, но эти картины и роли замалчиваются прессой. Например,
на мой взгляд, замечательная работа актера Ступко в фильме «Водитель для Веры», но
кто о нем говорит? Он неожиданен, он не пошл, драматичен, трагичен.
- Как
Вы смотрите на грядущую театральную реформу?[/b]
- Как показала история, реформы ничего кроме разрушения принести не могут.
Посмотрите, что происходит сейчас с ЖКХ, с добавочными льготами пенсионеров? Я
уверен, что то же самое будет проделано и с театром. Во всех странах мира театр
датируется государством, даже во времена Мольера двор помогал, был заинтересован
в культуре как таковой. Сейчас многие столичные сцены поставлены под удар. Как
быть? Что делать? В первую очередь, на мой взгляд, нужно со знанием дела
противостоять грядущей катастрофе, противостоять объединением многих театров в
едином желании отстоять свои права - пожалуй, только в этом случае нас услышат.
Искусству нельзя унывать, не надо терять способности делиться добром, надо жить.
Вот когда мне становится совсем плохо, я думаю: ну ведь ты работаешь, служишь в
замечательном театре - это прекрасно! Простой постулат, наверное, от моей
деревенской природы - и ты не имеешь права быть несчастливым, ныть и свою
раздраженную, негативную энергию выносить на сцену. Уныние -
недоодухотворенность и актерская и человеческая. По нашей православной вере ты
не имеешь на это права -значит страсти тебя раздирают.
Я приезжаю в деревню, к своим - а там совсем страшно, жизнь кончается. Я проезжаю
мимо «скелетов» заводов, фабрик, колхозов - и там жизни нет. Заросшие поля, бурьян.
Наши предки, защищая землю, устлали ее своими костьми для того, чтобы мы жили, и
давали жизнь, окультуривали эти огромные просторы, мыслили высшими проявлениями
человеческой души. Но что же происходит? Население нещадно уменьшается, даже
больше чем в Великую Отечественную войну.