Вильгельм Уайлер родился в еврейской семье. Его отец Леопольд, выходец из
Швейцарии, был коммивояжёром, затем ушёл в галантерейное дело, в котором преуспел.
Мать Вайлера Мелани, уроженка Германии, приходилась двоюродной сестрой Карлу
Ламмле, основателю Universal Pictures. Она часто водила Вильгельма и его старшего брата
Роберта на концерты, в оперу и в кино. Иногда в доме Вайлеров ставились
любительские спектакли.
Поняв, что Вильгельм не интересуется семейным делом, которое сильно пошатнулось
после Первой мировой войны, его мать связалась с кузеном Карлом, который ежегодно
приезжал в Европу на поиски талантов. В 1921 г. Уайлер на пароходе прибыл в Нью-Йорк,
где работал рассыльным для Universal. Часть еженедельного дохода ($25) он должен был
выплачивать за путешествие.
В 1923 г. Уайлер приехал в Лос-Анджелес, где работал на Universal уборщиком павильонов,
монтёром декораций. К 1925 г. он стал самым молодым режиссёром на студии, снимал
короткометражные вестерны. В 1928 г. стал натурализованным гражданином США. В
первой половине 1930-х стал одним из самых доходных режиссёров на студии. Притчей во
языцех стал перфекционизм Уайлера: он снимал множество дублей одной сцены,
стремясь выверить всё до малейшего нюанса, за что получил прозвище «90-дублевый
Уайлер».
Во время Второй мировой войны служил в ВВС в чине майора. Рискуя жизнью, снял
документальный фильм «
Мемфис Белль: История
летающей крепости» (1944). Во время съёмок вылетал на настоящие бомбардировки над
вражеской территорией; во время одной из них погиб его оператор. От рёва моторов
Уайлер оглох на одно ухо.
Несколько лет снимал короткометражные вестерны, в начале 30-х годов перешел к
полнометражным картинам. Лишь после встречи с продюсером С. Голдвином появляются
первые значительные работы Уайлера, такие как «
Эти трое»; «
Додсворт»; «
Тупик»,
выделяющиеся остротой социальной проблематики, реалистическим изображением
характеров и психологии героев, отличной игрой актеров и новаторским
использованием глубинных мизансцен - техники, разработанной совместно с
оператором Г. Толандом и доведенной до совершенства в «Лисичках». Добиваясь от
актеров слаженности исполнения, Уайлер в то же время помогал раскрыться
дарованию таких звезд, как Б. Дэвис в фильмах «
Иезавель»; «Лисички», Мерл
Оберон и Лоренс Оливье.
Одна из ключевых фигур «социального реализма» эпохи Ф. Рузвельта, Уайлер создал в
1942 ленту «
Миссис
Минивер» об участии простых англичан в обороне страны, возглавил киноотдел ВВС
США и снял две документальные картины, а его послевоенная драма «
Лучшие годы нашей жизни» оказалась итоговым произведением на грани
новой эпохи «холодной войны» и смены вех в Голливуде.
В 50-е годы работы Уайлера, такие как «Керри»; романтическая комедия «
Римские каникулы»; пацифистская драма «
Дружеское увещевание»; постановочный супер-колосс «
Бен-Гур» (11 «Оскаров», в том
числе за фильм и режиссуру) сохраняют человечность, психологизм и визуальную
культуру, но утрачивают ту связь с эпохой, которая делала картины режиссера
событиями в 30-40-е годы.
Из немногочисленных лент 60-х годов, психологические драмы «
Детский час»
и «
Коллекционер», комедия «
Как украсть миллион», только мюзикл «
Смешная девчонка» имел большой коммерческий успех. И в самом последнем,
антирасистском фильме Уайлера «
Освобождение Л. Б. Джонса» явно различима рука великого мастера. На
оскаровской церемонии в 1965 награжден премией имени Э. Талберга, а в 1976 получил
приз Американского киноинститута за совокупное творчество.
Филип Кемп в своём справочнике «501 кинорежиссёр» писал: «Было время, когда Уильяма
Уайлера называли одним из лучших режиссёров, его почитали за использование
глубокого фокуса и длинных, непрерывных дублей. Сегодня его репутация упала, он -
кинематографист, низложенный нынешними вкусами критиков, осуждённый за те самые
качества, за которые когда-то был восхваляем. Его сдержанность стала
рассматриваться как обезличенность, хороший вкус - как самодовольство,
серьёзность - как напыщенность, техническое мастерство и чёткость - как
пресность... Независимо от жанра и масштаба, во всех своих фильмах Уайлер выступал
безупречным ремесленником».