Детство
Елена Владимировна Майорова родилась в городе Южно-Сахалинске в рабочей семье. Ее
отец работал на автобазе, а мать на мясокомбинате.
В школе Елена была отличницей, активисткой и настоящей заводилой. Ее любили все
без исключения. Позднее, будучи уже очень известной, она часто приезжала в
Южно-Сахалинск, всегда собирала одноклассников, обожала совместные выезды на
природу.
Стать актрисой Елена мечтала с детства. Уже с третьего класса она начала
заниматься в театральной студии при Дворце пионеров. В восьмом классе родители
поощрили Елену за отличную учебу экскурсионной поездкой в Москву. Гуляя по
столице, Майорова дала себе клятву, что скоро вернется. Да не просто вернется, но
будет жить недалеко от Кремля... Клятву свою она выполнила. Окончив школу, Елена
отправилась в Москву - поступать в театральное училище.
ГИТИС
Приехав в 1975 году Москву, Елена Майорова подала документы в несколько творческих
вузов, но везде ее ждала неудача. Елена не сдалась, не уехала обратно в родной
город. Она пошла учиться в строительное ПТУ, чтобы через год повторить попытку.
Учеба в ПТУ. Три дня теории, три дня практики. Молодой девушке пришлось на морозе
обматывать трубы стекловатой, металлической сеткой, а сверху бетоном. Елена не
просто выдержала, а получила через год красный диплом изолировщицы!
И вот новая попытка. В Школе-студии МХАТ Елену оборвали на первой же фразе:
«Спасибо, следующий». Она чуть не умерла от горя! Счастье, что набиравший в ГИТИСе
курс Табаков что-то разглядел в девушке. «Она читала не особенно по мысли, а больше
по настроению, по чувству. Очень не актерские интонации, странные мысли о жизни
навевающие. И как бывает у талантливых людей, она очень заинтересованно наблюдала
за проявлением чужого дара. Этим она сразу для меня выделилась».
Будучи студенткой Елена Майорова впервые снялась в кино - в мелодраме Ильи Фрэза
«
Вам и не
снилось». Правда тогда ей досталась лишь эпизодическая роль.
80-е годы
ГИТИС Елена Майорова окончила в 1980 году, а 1982 устроилась в театр «Современник»,
где проработала год. В 1983 году Елену приняли в труппу МХАТа, где она вскоре стала
играть центральные роли в спектаклях как классического, так и современного
репертуара.
Своей неординарностью, природным талантом и нестандартной красотой Елена
Майорова сразу обратила на себя внимание кинорежиссеров. Она стала часто
сниматься, причем в картинах самых разных жанров: в приключенческом
фильме-катастрофе «Тридцать четвертый скорый» режиссера Андрея Малюкова,
трагикомедии Николая Досталя «
Ожидаются похолодание и снег», лирической комедии
Самсона Самсонова «
Одиноким предоставляется
общежитие», социальной драме Павла Чухрая «
Зина-Зинуля» и
других.
Правда, стоит отметить, что режиссеры видели актрису исключительно проводницей,
буфетчицей, фабричной девчонкой, проституткой или сержантом милиции, а ведь Елена
Майорова была способна на более интересные роли. Например, после спектакля
«Орестея» рецензенты говорили о невероятной красоте актрисы. В этом спектакле
Елене довелось играть с Татьяной Догилевой и Евгением Мироновым, которые стали
самыми близкими ее друзьями.
Три года гастролей с «Орестеей» по разным странам принесли Майоровой всемирное
признание. Ее полюбили и в Италии, и в Японии, а в Греции даже сравнивали с
голливудской звездой Гретой Гарбо. При этом всенародное признание не испортило
Елену. Она всегда оставалась очень простой и естественной.
Свои лучшие кинороли Елена сыграла в философской драме Владимира Хотиненко «
Макаров»,
политической драме Александра Митты «
Затерянный в Сибири» и мелодраме Бориса Яшина «
Скорый поезд». За
роль официантки вагона-ресторана Ольги Корнеевой в картине «
Скорый
поезд» Майорова получила приз на кинофестивале «Созвездие-89».
Личная жизнь
Первый брак Елены оказался неудачным. Она сразу не сошлась характерам со своей
свекровью, вследствие чего молодые перебрались в комнатку мхатовского общежития.
Вскоре муж Елены не выдержал такой жизни и ушел.
Знакомство с Сергеем Шерстюком, который стал вторым мужем Майоровой, произошло
при весьма интересных обстоятельствах. Однажды в гостях у своей подруги в
общежитии она изливала свою душу. В какой-то момент Елена вдруг сказала: «Вот
сейчас дверь распахнется, и Он войдет...» В ту же секунду постучали, и в комнату
вошел Сергей. Это была любовь с первого взгляда!
Первое время в семейной жизни все было нормально. Если же и возникали какие
сложности, то Сергей с Еленой хранили их за закрытой дверью своей комнаты. Все
изменилось после смерти отца Сергея в 1994 году. Все чаще Елена стала
«прикладываться к бутылке». Возможно, причиной тому была наследственность
(известно, отец Елены пил), а может быть - подражание кумирам - Далю и Высоцкому. Как
бы то ни было, но пока был жив свекор, которого Елена очень уважала и любила, она не
позволяла себе «расслабляться»...
Последняя роль
Осенью 1996 года режиссер Наталья Пьянкова предложила Елене Майоровой роль в
картине «
Странное
время». Елене предстояло сыграть зрелую женщину, влюбленную в юношу. «Почему я
ее выбрала? - Признается Наталья Пьянкова. - За глаза. Были разные кандидатуры,
потому что к ней я долго подбиралась - боялась. Хотя роль написана на женщину,
подобную ей, - практически для нее. «
Странное
время» - все о любви. И в этом его сюжет».
Фильм «
Странное
время» вызвал сенсацию на фестивале в Роттердаме. У нас же в стране его видел
лишь ограниченный круг зрителей. На «Кинотавре» картина не получила ничего, кроме
скандала...
«
Странное
время» сыграло роковую роль в судьбе актрисы. Ее партнером по фильму был
27-летний светловолосый и зеленоглазый актер Олег Васильков. К концу съемок они
перенесли отношения с экрана в жизнь. Не таясь ни от кого, они вместе жили в одном
гостиничном номере, вместе гуляли... Олег Васильков был без ума от Елены, он верил,
что сможет ее спасти, заговаривал даже о ребенке...
Муж
Сергей Шерстюк очень переживал, но не опускался до
откровенных разбирательств.
Смерть
Мысли о самоубийстве приходили к Елене и раньше - ее снимали с подоконников,
ловили на подножках мчащихся поездов, отнимали пистолет... А может быть она просто
играла в самоубийство?!
Развязка произошла 23 августа 1997 года. В течение всего дня она беспрерывно
диктовала сообщения на пейджер Олегу. Сначала: «Где ты? Приезжай». Через несколько
часов: «Приезжай, я умираю». Намеренно ли она облила себя керосином и подожгла, или
это была очередная игра в самоубийство, закончившаяся трагически - теперь уже,
наверное, не узнает никто. Официальной версией следствия стало неосторожное
обращение с огнем.
С ожогами 85 процентов поверхности тела актриса была госпитализирована в институт
Склифосовского. Обгоревшее тело Елены Майоровой положили в клинитрон -
специальную кровать, где флюидирующий песок создает эффект воздушной подушки.
Казалось, сознание к Лене уже не вернется. Но медсестра, взглянувшая на фотографию
в паспорте, воскликнула невольно: «Надо же, как на артистку похожа!», и пациентка,
уловив знакомое слово, внезапно откликнулась: «Да, я артистка». Это был последний
всплеск майоровской гордости...
Примечательно то, что православная церковь Елену простила. Ее отпели, потому что
слышанные в подъезде крики «Помогите!» в Патриархии расценили так: в последние
минуты хотела жить, значит, раскаивалась в своем грехе, значит, поднося к платью
спичку, действовала по наваждению.
Муж Елены Сергей Шерстюк записал в дневнике после ее смерти: «Мы с тобой
ссорились, я тебя обижал, не понимая, что этого нельзя делать вовсе. Ты была живая
рана, девочка без кожи, чище тебя я не знаю. Ты любила мои ласки, я любил тебя
ласкать, но надо было тебя заласкать до заласканности ребенка, пропавшего и вдруг
найденного...» Сергей пережил жену ровно на 9 месяцев...