Константи́н Коста-Гавра́с (Costa-Gavras, греч. Κώστας
Γαβράς) - греческий и французский режиссёр и сценарист, известный
фильмами на острые политические темы, - прежде всего фильмом «
Дзета» («
Z») о хунте «чёрных полковников» в Греции и
фильмом «
Признание» о «деле Сланского» в Чехословакии. Также известен, как:
Constantin
Costa-Gavras / Costa Gavras.
Настоящее имя - Константинос Гаврас.
Президент Французской синематеки (с 2007).
Ранние годы
Родился в деревне Лоутра Ирайас в провиниции Аркадия. Во время оккупации Греции
его семья перебралась в Пелопоннес, а после войны - в Афины. Во время войны отец
Гавраса был членом левого крыла Национального фронта освобождения Греции, а
после войны он был арестован по подозрению в симпатиях к коммунизму.
Семья Гавраса была вынуждена покинуть Грецию. Коста-Гаврас закончил среднюю
школу во Франции и в 1951 г. начал изучать право в Сорбонне, но в 1956 году бросает
университет и уходит в кинематограф. Высшее кинематографическое образование
получил в институте ИДЕК в Париже. Был ассистентом режиссеров Р. Клера, А. Вернея,
Ж. Деми, Р. Клемана.
Карьера
В 1965 дебютировал как режиссёр экранизацией детектива Себастьяна Жапризо «
Убийцы в спальных вагонах» с Ивом Монтаном в главной роли.
Мировую славу режиссеру принес фильм о греческой диктатуре «
Дзета» (Z, 1969), удостоенный двух
премий на Каннском кинофестивале и двух призов «Оскар». Этот фильм стал первым из
трилогии режиссера, посвященной диктаторским режимам, причем следующий фильм
трилогии - «
Признание» (L"aveu, 1970, с участием Ива Монтана) - был поставлен по
автобиографическим запискам Артура Лондона, члена правительства
социалистической Чехословакии и одного из обвиняемых по делу Сланского 1951 года.
Этот фильм вызвал возмущение в левых кругах Франции, но одновременно открыл глаза
многим западноевропейцам на сущность коммунистических режимов. Завершал
трилогию фильм «
Осадное положение» (Etat de siege, 1973) о военной диктатуре в Уругвае. Здесь
тоже главную роль сыграл Ив Монтан - роль агента ЦРУ, которого похищают и убивают
террористы в Уругвае.
Картина имела отчетливый антиамериканский акцент. Коста-Гаврас не льстил Америке
и в фильмах, сделанных в США - «Пропавший» (Missing, 1982) и «
Безумный
город» (Mad City, 1997). Этот последний фильм, несмотря на участие в нем Джона Траволты
и Дастина Хоффмана, провалился в прокате (собрав всего 10 миллионов из 50,
затраченных на постановку). Была у Коста-Гавраса и картина, благожелательно
изображавшая «справедливую борьбу» палестинцев («
Ханна К.», 1983).
Большинство фильмов Косты Гавраса основаны на реальных фактах. Его фильмы
становились обвинительным актом для политических режимов - например, для
диктатуру Аугусто Пиночета - «
Пропавший без вести» (Missing, 1981, главный приз Каннского кинофестиваля 1982
и премия «Оскар» за адаптацию); для правительства Виши в годы оккупации Франции -
«Специальный отдел» (Section Speciale, 1975, приз Каннского кинофестиваля). Но режиссер не
забывал о судьбе конкретного человека. Драма его фильмов передана через трагедию
персонажей будь то министр Артур Лондон (Ив Монтан), без всякой вины оказавшийся в
застенках («
Признание») или немолодой американец (в исполнении Джека Леммона),
потерявший сына в Чили («
Пропавший без вести»). Гаврасу интересны и глобальная политика и
частный случай защиты прав человека, как в фильме Hanna K. (1983). Режиссер был соавтором
сценарием большинства своих фильмов. Наиболее часто он сотрудничал со
сценаристами Хорхе Семпруном и Франко Солинасом. С Ивом Монтаном, исполнителем
главных ролей во многих фильмах режиссера, Косту Гавраса связывали дружеские
отношения и общность политических взглядов.
В 2002 году, в фильме "Аминь", режиссер обратился к старой пьесе Рольфа Хоххута
«Наместник», наделавшей шума в 60-х годах. Она обличала римского папу, который во
время войны якобы отказался выступить на защиту евреев от зверств нацизма. Фильм
сделан на добротном профессиональном уровне, эпизоды Холокоста, конечно,
надрывают душу. Но с точки зрения исторической правды сюжет весьма уязвим. Все
было гораздо сложнее, и Ватикан, хотя и заслуживает в чем-то упрека, несомненно
противостоял Гитлеру.
Напряженная детективно-криминальная интрига присутствует в большинстве
фильмов Косты-Гавраса, основанных на документальных материалах и политически
ангажированных. Но режиссёру важен не столько политический аспект событий,
сколько гуманитарный пафос, интересен человек, сталкивающийся с проявлениями
тоталитарной власти, как бы она ни называлась - режим «чёрных полковников»,
гитлеровский фашизм, сталинский социализм, латиноамериканская хунта. Гаврас
показывает как история, политика, общество, институты власти, партии влияют на
судьбу частного человека.
Будучи гражданином мира и снимая кино в разных странах, Коста-Гаврас получил
признание как космополитический в лучшем смысле слова, истинно гуманистический
художник, которого волнует глобальная борьба добра со злом, а не одни лишь
политические страсти. И в более камерных лентах, таких как «
Ханна К.» (Hanna K., 1983, США);
«Предательство» (Betrayed, 1988, США); «
Музыкальная шкатулка» (Music Box, 1989, США, главная премия Берлинского
кинофестиваля 1990); «
Маленький апокалипсис» (Le petit apocalypse, 1992) Коста Гаврас показывает как
история, политика, общество, институты власти, партии влияют на судьбу частного
человека.
Семья
Женат на Мишель
Рэй- Гаврас. Дети пошли по стопам отца - дочь Джулия стала режиссёром и
сценаристом, а сын Роман (1981 г.р.) - режиссёром и актёром. Оба снялись в одном из
последних фильмов отца - «Гильотине» (2006).